Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 февраля 2012 года N 96-р


О Комплексе мер по модернизации системы общего образования Республики Саха (Якутия) в 2012 году



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 2392-р "О распределении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования на 2012 год":

1. Утвердить Комплекс мер по модернизации системы общего образования Республики Саха (Якутия) в 2012 году согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.

2. Утвердить Распределение в 2012 году субсидий на приобретение оборудования для школьных столовых согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.

3. Утвердить Распределение в 2012 году субсидий на проведение текущего ремонта общеобразовательных учреждений согласно приложению N 3 к настоящему распоряжению.

4. Утвердить Распределение в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений согласно приложению N 4 к настоящему распоряжению.

5. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

6. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.


Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г. Данчикова


Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 13 февраля 2012 г. N 96-р



Комплекс мер
по модернизации системы общего образования Республики Саха (Якутия) в 2012 году

Раздел 1. Текущее состояние системы общего образования Республики Саха (Якутия)


В республике функционируют 636 общеобразовательных учреждений (без 6 филиалов), 24 специальные (коррекционные) школы, 1 учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, 3 оздоровительных школы санаторного типа, 9 детских домов. 172 школы расположены в городах, 464 (73%) - в сельской местности. Общая численность обучающихся - 136 219 человек (77 935 чел. - в городской, 58 284 чел. (38%) - в сельской местности).

Две трети школ республики - с родным (якутским) языком обучения. В 19 школах дети изучают эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский языки.

72% учащихся охвачены профильным обучением, более 90% выпускников поступают в учреждения профессионального образования. Ежегодный охват летним отдыхом и оздоровлением составляет 75% школьников.

В республике 715 детских дошкольных учреждений с охватом более 52 тыс. воспитанников или 63,3% детей типичного возраста, в том числе 90,3% детей старше 5 лет. В 130 учреждениях дополнительного образования занимаются более 81 тыс. школьников (60%).

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006-2010 годах государственную поддержку получили 254 школы, 936 учителей, 3650 талантливых детей и молодых людей, 235 детей-инвалидов, 10 000 классных руководителей. В школы республики были направлены 1013 комплектов учебно-лабораторного оборудования и 214 школьных автобуса. ПНПО способствовало развитию медицинского сопровождения, созданию условий для развития физкультуры и спорта. Обеспеченность компьютерами выросла с 17 до 12 учащихся на 1 компьютер. Доля школьников, обучающихся в современных условиях, выросла в 10 раз до 72%.

В 2007-2009 годах в рамках комплексного проекта модернизации образования осуществлены такие институциональные преобразования как государственно-общественное управление, нормативное бюджетное финансирование, новая система оплаты труда, новые формы оценки качества образования. Расходы на образование определены по 6 группам населенных пунктов с учетом отдаленности и труднодоступности расположения.

В результате в 2010 году объем неэффективных расходов в сфере общего образования Республики Саха (Якутия) снизился до 13,9% (2009 г. - 17,5%). Увеличилась наполняемость классов: 2008 г. - 15,4, 2009 - 16,04.

Повысилась открытость системы образования, все школы создали свои сайты, в практику вошла публичная отчетность школ и стимулирование учителей по результатам труда. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей в Якутии выросла с 21132,8 руб. в 2008 году до 23848,2 руб. в 2010 году. Рост заработной платы повысил привлекательность педагогической профессии. По данным 2010 года, стаж педагогической работы менее 2 лет имеют 8%, от 2 до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 13%.

Важным достижением системы общего образования республики является удовлетворение разнообразных потребностей учащихся в профильных, дуальных, кочевых, лицейских, гимназических школах. Создана система государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агрошкол, школ, имеющих подсобное хозяйство. Каждый пятый старшеклассник обучается по программе профессиональной подготовки и получает документ государственного образца вместе с аттестатом.

Таким образом, сформированы устойчивые тенденции в обновлении экономики, управления, содержания и технологий образования Республики Саха (Якутия), достигнуты результаты в создании современных и безопасных условий обучения и воспитания.

Вместе с тем состояние системы образования не в полной мере соответствует требованиям инновационного развития республики.

В условиях общего роста расходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) на общее образование (в 2008 году - 15861,9 млн руб., в 2009 году - 17523,8 млн руб., в 2010 году - 18417,9 млн руб.) уменьшается доля расходов на увеличение стоимости основных средств: 2008 г. - 11,2%, 2009 г.- 9,9%, 2010 г. - 9,5%.

Демографические тенденции обусловили проблему увеличения количества детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения (2008 г. - 21300, 2009 г. - 23300, 2010 г. - 31186). Наблюдается тенденция к увеличению городского и уменьшению сельского населения, что приводит к увеличению числа малокомплектных школ (2009 г. - 163, 2010 г. - 200, 2011 г. - 212) и перегрузке дошкольных и общеобразовательных учреждений в городской местности.

Социализация выпускников в немалой степени зависит от показателей единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о недостаточном уровне качества образования: результаты выпускников ниже средних общероссийских, динамика по годам нестабильна, доля выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании, выше, чем в среднем по стране. Несмотря на положительную динамику (2007 г. - 1251, 2008 г. - 1082, 2009 г. - 886, 2010 г. - 745) доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, выше среднероссийского значения (4,3% и 3%).

Сохраняется кадровый дисбаланс, избыток прочего персонала. Недостаточен профессиональный уровень учителей, высшее образование имеют 82,5% учителей, высшую категорию - 23%, в пенсионном возрасте находятся 22%.

Раздел 2. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году системы общего образования Республики Саха (Якутия)


Региональная модель нормативного бюджетного финансирования и оплаты труда учителей учитывает язык, ступени обучения, место расположения и особенности образовательной программы школы, выравнивает возможности школ для создания современных условий обучения.

Субвенция на реализацию Госстандарта общего образования доводится до каждой школы на основе законодательно утвержденных нормативов. Не менее 5% субвенции направляется на учебные расходы, остальные средства - на оплату труда. В школах Якутии применяются две системы оплаты труда учителей:

Модельная методика, при которой оклад учителя рассчитывается исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час) с учетом количества обучающихся. По данным условиям получают заработную плату 80% учителей. Данная система эффективна в школах с хорошей наполняемостью, не имеет ограничений в размерах заработной платы учителей, развивает экономическую компетентность руководителей общеобразовательных учреждений.

II. Отраслевая система оплаты труда, при которой оклад работника рассчитывается исходя из размера оклада по профессиональной квалификационной группе. По данным условиям получают заработную плату 20% учителей в малокомплектных и малочисленных школах до 110 учащихся в связи с тем, что она не учитывает количество обучающихся в классе, гарантирует определенный уровень заработной платы.

Фонд стимулирования в школах составляет не менее 15% от общего фонда оплаты труда. Всего в I квартале 2011 года средняя заработная плата учителей в республике составила 25095,4 рублей. При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в Якутии в I квартале 2011 года составила 30061,3 рублей.

В 2011 году приоритетной задачей Комплекса мер по модернизации системы общего образования определено повышение заработной платы учителей до средней по экономике. Соответственно 94% объема федеральной субсидии направлены на возмещение произведенных расходов бюджета Республики Саха (Якутия) и муниципальных бюджетов с целью высвобождения средств на заработную плату учителей.

Общий объем дополнительных бюджетных ассигнований составил 426,4 млн рублей на 4 месяца 2011 года. Выделенные средства направлены на увеличение размера окладов на 6,5%, повышающих коэффициентов за квалификационную категорию, выплат за работу в сельской местности и арктических районах, премирование учителей.

В результате размеры выплат по результатам аттестации учителей увеличились в 1,5-2 раза, что стало серьезным стимулом к повышению квалификации и квалификационной категории учителей. Размеры сельских и арктических доплат увеличились в 3 с лишним раза. Данное решение направлено на поддержку учителей сельских районов, так как в городской местности из-за хорошей наполняемости классов уровень средней зарплаты учителей выше. В рамках аттестации и премирования учителей особое внимание уделяется показателям качества образования и воспитания школьников. Вышеизложенные меры направлены на обеспечение решения актуальных проблем образования республики.

В итоге средняя заработная плата учителей доведена до средне республиканского уровня в экономике и составляет более 30 тысяч рублей, с ростом по сравнению с I кварталом 2011 г. на 20%. При этом соблюдены условия, определенные Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным: "Механической уравниловки при повышении зарплаты быть не должно. Нужно учитывать квалификацию учителя, его профессиональные качества, отношение к работе, и нужно поддерживать лучших.".

Повышение заработной платы учителей стимулировало решение о повышении зарплаты другим категориям педагогических работников: с 1 декабря 2011 года библиотечным и медицинским работникам образовательных учреждений - на 40,8%, с 1 января 2012 года педагогическим работникам детских садов - на 10%. Кроме того, с 1 октября 2011 года на 6,5% были увеличены бюджетные ассигнования на заработную плату всех работников бюджетной сферы.

Все обязательства 2011 года по направлениям модернизации выполнены. По введению федеральных государственных образовательных стандартов 12% школьников перешли на госстандарт нового поколения, в примерные учебные планы включены 10 часов внеурочной деятельности, в закон о нормативах внесены соответствующие изменения. В ноябре 2011 года в Якутске состоялось выездное заседание Координационного совета по вопросам введения ФГОС МОН РФ, на котором обсуждались вопросы этнокультурного содержания образования и представлен опыт школ республики.

В связи с введением нового порядка аттестации принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. Всего подали документы на аттестацию 2924 человека, из них на соответствие занимаемой должности прошли все, первую категорию не подтвердили 45 человек, высшую - 21. Анализ показывает положительную динамику роста педагогических работников республики с высшей категорией с 20,5% до 21,3%.

30% учителей и руководителей прошли повышение квалификации или переподготовку. Охват различными формами повышения квалификации составил более 4000 человек.

В рамках мероприятия ПНПО "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" на территории Республики Саха (Якутия) обучается на данный момент 235 детей. 166 детей подключено в селах республики, 69 - в городах. Создан республиканский центр дистанционного образования. Для расширения дистанционного образования разработан проект создания инфраструктуры районных центров дистанционного образования.

По обеспечению положительной динамики энергосбережения объем сэкономленных финансовых средств за три года вырос в 10 раз: 2009 год - 7954,3 тыс. руб.; 2010 год - 23780,7 тыс. руб.; 2011 год - 72267,9 тыс. руб.

В 2011 году была сформирована необходимая нормативная правовая база реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году. Приняты решения Президента и Правительства республики о повышении заработной платы учителям и другим категориям педагогических работников. Внесены коррективы в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и изменения в Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 717-З N 321-IV "О нормативах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования".

Органами местного самоуправления и Правительством республики приняты решения об изменении типов муниципальных и государственных образовательных учреждений (бюджетные, казенные, автономные).

Ведомственными актами Министерства образования Республики Саха (Якутия) определены новые правила аттестации и повышения квалификации учителей.

Раздел 3. Описание реализации проекта по модернизации системы общего образования Республики Саха (Якутия) в 2012 году


Основная цель Министерства образования Республики Саха (Якутия) - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Задачи:

1. Совершенствование финансово-экономических механизмов и государственно-общественного управления в сфере общего образования.

2. Развитие школьной инфраструктуры в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов общего образования к условиям осуществления образовательного процесса.

3. Создание системы дистанционной поддержки образования, обеспечивающей успешную социализацию детей с особыми потребностями и детей, обучающихся в школах в сложных социальных условиях.

4. Обеспечение высокого качества образовательных программ и совершенствование системы независимой оценки качества образования.

5. Создание условий для достижения выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок.

6. Развитие современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Для решения задачи совершенствования финансово-экономических механизмов и государственно-общественного управления должны быть проведены следующие мероприятия:

повышение заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике республики исходя из обязательств 2012 года;

мониторинг повышения заработной платы учителей и других категорий педагогических работников;

нормативно-правовое обеспечение решений о повышении заработной платы учителей и других категорий педагогических работников;

медийная и Интернет-поддержка повышения заработной платы, информационно-разъяснительная работа на муниципальном и региональном уровнях, общественные слушания.

Для решения задачи по развитию школьной инфраструктуры в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов будут проведены следующие мероприятия:

поддержка муниципалитетов по оснащению школ учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием, учебниками, мебелью, транспортом, компьютерным и интерактивным оборудованием;

развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт, капитальный ремонт);

осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.

Для решения задачи по созданию системы дистанционной поддержки образования планируется с учетом опыта проекта ПНПО "Дистанционное обучение детей-инвалидов" реализовать проект "Школа без границ" по модернизации и развитию IT-инфраструктуры системы образования республики на базе республиканского Центра дистанционного образования и районных центров дистанционного образования, поддержать территориальные образовательные сети, внедряющие инновационные технологии обучения.

Для решения задачи по совершенствованию системы независимой оценки качества образования предусмотрено масштабное обновление оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся и расширение использования технологии ТОМ при проведении ЕГЭ, апробация ЕГЭ по якутскому языку и литературе, проведение ГИА выпускников 9 классов, контрольных работ по ФГОС.

Для решения задачи по созданию условий для достижения выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок будут проведены следующие мероприятия:

поддержка муниципалитетов по обновлению оснащения учреждений дополнительного образования, в том числе создание условий для внедрения современных технологий физического воспитания, проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;

совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания школьников в Республике Саха (Якутия);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»