Финансирование федеральных целевых программ млн. руб.
Средний процент выполнения лимитов, назначенных по ФЦП, составил 77,0%.
В 2000 году Воронежская область участвовала в 38 федеральных целевых программах. Лимит бюджетных назначений на 2000 год по всем программам составил 1512,0 млн. руб., в том числе лимит государственных инвестиций - 1168,5 млн. руб. За год фактически на финансирование федеральных целевых программ в область поступило 1288,3 млн. руб., из них на инвестиции - 935,5 млн. руб.
Объем финансовых средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Воронежской области в 1998 - 2000 годах, приведен в приложении 7.
В области принят пакет законов: "О порядке предоставления налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет", "О бюджете развития и инвестиций Воронежской области", "О едином налоге на вмененный доход", "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства на территории Воронежской области" и др. Приняты областной Думой постановления "О Программе развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области", "Об инвестиционном конкурсе", "О порядке регистрации, учета и контроля предоставляемых налоговых льгот, гарантий и других мер государственного (областного) стимулирования инвестиционной деятельности на территории Воронежской области".
Объем инвестиций в развитие экономики и социальной сферы в 2000 году в сопоставимых ценах возрос против 1999 года на 2,0%. Доля средств, направляемых в непроизводственную сферу, достигла 36,8%, в производство - 63,2 %. Рост объемов инвестиций в промышленности составил 20,0%, в том числе в электроэнергетике - 37,0%, черной металлургии - 35,0%, химической и нефтехимической промышленности - 70,0%, машиностроении и металлообработке - 2,0%. Увеличились объемы инвестиций на строительство объектов ЖКХ, здравоохранения, культуры.
В общем объеме финансирования преобладают собственные средства предприятий и организаций: в 2000 году их доля составила 61,3%. Возросли средства федерального бюджета на 10,2 пункта за счет значительного увеличения поступлений из федерального дорожного фонда на строительство и реконструкцию автомагистралей федерального значения, проходящих по территории области. Доля средств федерального бюджета, включая ФДФ, достигла 9,1%. Доля средств бюджета области и территориального дорожного фонда в общем объеме инвестиций составила 7,0%.
К 2001 году стало очевидным, что положительные тенденции в экономике области и страны, позволяющие рассчитывать на долговременный рост, быстрое и устойчивое развитие всех аспектов общественно-экономической деятельности, требует совершенствования управления экономическими процессами. Возросшая активность хозяйствующих субъектов - с одной стороны, - с другой, и увеличившиеся возможности федерального и областного бюджетов требуют в настоящее время концентрации и координации усилий на направлениях, позволяющих получить наибольший экономический эффект в ближайшем будущем.
1.3.2. Реструктуризация задолженности
и налоговые льготы
В развитие ряда федеральных и соответствующих региональных и местных нормативных актов, проводилась реструктуризация задолженности предприятий по платежам в бюджеты.
В 1996 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.01.1996 N 65 "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 года" была реструктуризирована задолженность предприятий области на сумму 103,8 млн. рублей, в т.ч. 29,0% - в региональный бюджет.
Возможностями по реструктуризации задолженности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.1997 N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" предприятия области не воспользовались.
В 1998 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.1998 N 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" проведена реструктуризация задолженности ОАО "Центрторг" на общую сумму 4,2 млн. руб., в т.ч. 25,0% - в региональный бюджет. Условия реструктуризации были выполнены, указанная задолженность на настоящий момент полностью погашена.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.1998 N 1147 "О предоставлении в 1998 году сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по платежам в областной бюджет" реструктуризирована задолженность 115 сельскохозяйственных товаропроизводителей на общую сумму 68,6 млн. руб. По состоянию на 01.01.2001 продолжают выполнять условия реструктуризации 16 предприятий на общую сумму 14,4 млн. руб. Остаток непогашенной задолженности составляет 7,5 млн. руб.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам" в 1999 - 2000 годах 271 предприятие подало в налоговые органы области заявления на реструктуризацию своей задолженности на сумму 646,7 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет 546,3 млн. рублей. Из них 217 предприятиям предоставлена отсрочка (рассрочка) на сумму 499,8 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет 430,7 млн. руб., кроме того 6 предприятий (ОАО "Воронежсинтезкаучук", ФГУП "ВМЗ", АООТ "Люкс", ОАО "Пираква", ОАО "Павловскгранит", ГП "ЮВЖД") направили заявления о проведении реструктуризации задолженности в МНС России, из них приняты положительные решения по ОАО "Воронежсинтезкаучук" на сумму 39 млн. руб. и ОАО "Павловскгранит" - на 54 млн. руб.
Крупнейшими предприятиями, реструктуризировавшими свою задолженность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002, являются: ОАО "Павловскгранит" (71,9 млн. руб.), ОАО "Воронежсвязьинформ" (22,4 млн. руб.), ОАО "Видеофон" (29,4 млн. руб.), ФГУП "ВТРЗ им. Дзержинского" (26,5 млн. руб.), ФГУП "КБ Химавтоматика" (35,7 млн. руб.), АООТ "Бахус" (41,0 млн. руб.), ОАО "Воронежсинтезкаучук" (39,0 млн. руб.) По состоянию на 01.01.2001 41 предприятие из 217 не выполнило условия предоставления отсрочки, и она была отменена на сумму 112,7 млн. руб. В целом по области на 01.01.2001 сумма отсроченных (рассроченных) налоговых платежей в федеральный бюджет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 достигла 200,6 млн. руб., в т.ч. по федеральному - 186,6 млн. руб., по Постановлению от 02.10.1998 N 1147 - 7,5 млн. руб.
На масштабах проведения реструктуризации отрицательно сказалось то, что реструктуризация проводилась раздельно по бюджетам различных уровней и государственным внебюджетным фондам, и не проводилась совсем по дорожному фонду. Вследствие этого у предприятий в момент реструктуризации задолженности по какому-либо бюджету оставалась значительная задолженность по платежам в бюджеты других уровней и государственные внебюджетные фонды, на сумму которой выставлялись требования на безакцептное списание со счетов плательщиков. Таким образом, выполнение графиков погашения задолженности в бюджеты различных уровней откладывалось до исполнения картотеки.
За 1998 - 2000 годы предприятиям области были предоставлены налоговые льготы: по платежам в областной бюджет на общую сумму 249,7 млн. руб.; по платежам в дорожный фонд на общую сумму 385,2 млн. руб. Лидерами по получению налоговых льгот являются отрасли хозяйства: физическая культура и спорт (от 24,4 до 45,5%), сельское хозяйство и сельхозпереработка (от 18,6 до 39,9%).
Сумма безвозмездных льгот (субвенций) по налогам, зачисляемым в областной бюджет, предоставленных с целью улучшения финансового состояния и развития реального сектора экономики за период 1998 - 2000 годы, составила 39,1 млн. руб.
Относительно небольшой объем финансирования предприятий области за счет выпадающих доходов областного бюджета с целью их развития связан с проводимой политикой предоставления налоговых льгот, которая была направлена в последние годы на финансирование бюджетных расходов и социальных программ.
Финансирование реального сектора экономики проводилось в основном за счет предоставления льгот по платежам в территориальный дорожный фонд. Так, только в 2000 году были предоставлены налоговые льготы по территориальному дорожному фонду на сумму 246,6 млн. руб., из них 95,1 млн. руб. - ГП "ЮВЖД".
За период 1998 - 2000 годов были фактически предоставлены налоговые льготы по 16 инвестиционным проектам на общую сумму 50,6 млн. руб., в т.ч.: в областной бюджет - 13,0 млн. руб., в территориальный дорожный фонд - 37,6 млн. руб.