ЗАКОН
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 октября 1999 года N 120-II-ОЗ
Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры в Воронежской области
____________________________________________________________________
Утратил силу с 22 октября 2005 года на основании
Закона Воронежской области от 04.10.2005 N 63-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
областной Думой
15 октября 1999 года
Настоящий Закон действует на всей территории Воронежской области и регулирует отношения в сфере охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности Воронежской области.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Недвижимые памятники истории и культуры (далее - памятники культуры)
- палеонтологические, археологические, архитектурные, градостроительные, ландшафтные и природные объекты (здания, сооружения, земельные участки), представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в государственных областных списках памятников культуры.
Объекты культурного наследия - выявленные на территории области недвижимые объекты, потенциально представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, рекомендованные к включению в государственные областные списки памятников культуры.
Территория памятника культуры - земельный участок на (в) котором расположен памятник культуры, имеющий фиксированные границы, площадь, местоположение, и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственного учета.
Государственная областная охрана памятников культуры - система специальных правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на выявление, учет, сохранение, использование, популяризацию памятников культуры.
Государственный областной список памятников культуры - перечень памятников культуры области, находящихся под охраной государства.
Список вновь выявленных объектов культурного наследия - перечень недвижимых объектов культурного наследия, предлагаемых для включения в государственный областной список памятников культуры.
1. Правовую основу охраны и использования памятников культуры на территории области составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Воронежской области, настоящий Закон, законы и иные нормативные правовые акты области.
2. Имущественные отношения, возникающие при охране и использовании памятников культуры, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
К компетенции Воронежской областной Думы в сфере охраны и использования памятников культуры относятся:
- принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны и использования памятников культуры;
- согласование перечня памятников культуры, отнесенных к федеральной собственности, находящихся на территории области;
- утверждение порядка передачи памятников культуры и областной в муниципальную собственность;
- утверждение порядка и программы приватизации памятников культуры, находящихся в областной собственности;
- утверждение порядка владения, пользования и распоряжения памятниками культуры, находящимися в областной собственности;
- утверждение областных целевых программ охраны, реставрации и использования памятников культуры области и порядка их финансирования;
- утверждение и изменение границ и особого правового режима использования территорий памятников культуры;
- утверждение размеров арендной платы за использование памятников культуры, находящихся в областной собственности;
- установление размеров и порядка взимания платежей за пользование землями историко-культурного назначения, находящимися в областной собственности;
- иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
К компетенции администрации Воронежской области в сфере охраны и использования памятников культуры относятся:
- подготовка перечней объектов - памятников культуры, которые могут быть отнесены к областной собственности, и представление их на утверждение Воронежской областной Думы;
- заключение в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, соглашений с Правительством Российской Федерации по отнесению памятников культуры, земель историко-культурного назначения к федеральной и (или) областной собственности;
- управление памятниками культуры, находящимися в областной собственности;
- принятие решений об отчуждении (приватизации) памятников культуры, находящихся в областной собственности в соответствии с законодательством;
- принятие решений о балансовой принадлежности, передаче в пользование памятников культуры, находящихся в областной собственности;
- утверждение положений об органах охраны и использования памятников культуры;
- иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
1. Областные органы охраны и использования памятников культуры осуществляют проведение единой политики в сфере охраны и использования памятников культуры на территории области.
Компетенция органов охраны и использования памятников культуры определяется федеральным и областным законодательством и закрепляется в соответствующих положениях о них.
2. Органами охраны и использования памятников культуры области являются комитет по культуре администрации Воронежской области и государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области.
Комитет по культуре администрации Воронежской области (далее - комитет по культуре) является органом управления, осуществляющим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия и действует на основании Положения, утверждаемого администрацией Воронежской области.
Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области (далее - Госинспекция) является учреждением культуры, подчиняется администрации Воронежской области в лице комитета по культуре, в научно - методическом отношении - Министерству культуры Российской Федерации.
1. К полномочиям комитета по культуре относятся:
- реализация государственной политики в сфере охраны и использования памятников культуры на территории области;
- разработка областных нормативных правовых актов по охране и использованию памятников культуры, а также участие в подготовке предложений по иным областным и муниципальным нормативным правовым актам, если они касаются памятников культуры;
- разработка и реализация областных программ по охране, реставрации и использованию памятников культуры, участие в разработке и реализации федеральных целевых программ;
- иные виды деятельности по охране и использованию памятников культуры области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. К полномочиям Госинспекции относятся:
- организация работ по выявлению, регистрации, инвентаризации, оценке, научному изучению памятников культуры;
- формирование, ведение и хранение государственных областных списков памятников, расположенных на территории области;
- организация экспертизы проектных и предпроектных материалов, правовых актов об отводах земель историко- культурного назначения, иных видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на памятники культуры;
- осуществление государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и гражданами, органами местного самоуправления законодательства в сфере охраны и использования памятников культуры;
- организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением установленных режимов использования памятников культуры, их охранных зон и проведением археологических полевых работ, а также реставрационных работ;
- организация и осуществление мониторинга технического состояния памятников культуры;
- выдача предписаний о приостановлении либо запрете любой хозяйственной деятельности (права пользования) в отношении памятника культуры и земель историко-культурного назначения, создающей угрозу для сохранности памятника культуры;
- организация реставрационных работ на памятниках культуры;
- участие в разработке проектов охранных зон памятников культуры, в ведении земельного и градостроительного кадастра.
1. Под государственным областным учетом памятников культуры понимается:
- выявление объектов культурного наследия, их научное изучение, определение их ценности, принятие наиболее общественно-значимых объектов под государственную областную охрану в качестве памятников культуры;
- составление и ведение учетных документов, графическая и фото фиксация памятников культуры;
- определение территорий памятников культуры, установление режимов использования, внесение этих данных в учетные документы и кадастры;
- формирование и ведение государственных областных списков памятников культуры.
2. Документы государственного областного учета памятников культуры, в том числе исключенных из государственных областных списков памятников культуры, подлежат постоянному хранению в Госинспекции.
Состав и форма учетных документов на памятники культуры определяется федеральным органом охраны памятников.
В случае ликвидации Госинспекции учетные документы на памятники культуры передаются в государственные организации хранения архивного фонда.
1. Госинспекция организует выявление, обследование, фиксацию объектов культурного наследия.
2. При выявлении объекта культурного наследия Госинспекция обязана:
- вносить объект культурного наследия в список вновь выявленных объектов культурного наследия, предлагаемых для включения в государственный областной список памятников культуры;
- в течение месяца извещать о внесении объекта культурного наследия в указанный список собственника и пользователя объекта, главное управление госимущества администрации Воронежской области, комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, главное управление архитектуры и градостроительства области, органы местного самоуправления на территории которых выявлен объект культурного наследия;
- в течение года организовать проведение изучения объекта культурного наследия, фиксацию, составление учетных документов, экспертизу историко-культурной значимости объекта;
- при положительном заключении экспертизы, но не позднее двух лет с момента выявления объекта культурного наследия, представить документы на объект культурного наследия в Воронежскую областную Думу для принятия решения о включении его в список памятников культуры области.
3. Обследование, фиксация, составление учетных документов проводится как силами специалистов органов охраны памятников, так и с привлечением специализированных организаций, творческих коллективов и специалистов, имеющих соответствующие лицензии.
4. Объекты культурного наследия, внесенные в списки вновь выявленных объектов культурного наследия, до принятия решения о включении их в государственный областной список памятников культуры, подлежат охране и использованию в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
Решение о принятии памятника культуры под государственную областную охрану, то есть о включении объекта культурного наследия в государственные областные списки памятников культуры области, принимает Воронежская областная Дума по представлению комитета по культуре.
1. Снос, перемещение, изменение внешнего и внутреннего облика памятников культуры, запрещается.
2. Исключение из этого правила допускается в каждом отдельном случае, в соответствии с федеральным законодательством об охране и использовании памятников культуры.
3. В случае получения разрешения на снос, перемещение, изменение внешнего и внутреннего облика памятника культуры Госинспекция обязана организовать до сноса, перемещения, изменения внешнего и внутреннего облика работы по научному изучению и полной фиксации памятника. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, проводятся за счет юридических лиц и граждан, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение внешнего и внутреннего облика памятника. Документы научного изучения и фиксации памятника культуры подлежат постоянному хранению в Госинспекции.