Недействующий

ЗАКОН

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 октября 1999 года N 120-II-ОЗ


Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры в Воронежской области

____________________________________________________________________
Утратил силу с 22 октября 2005 года на основании
Закона Воронежской области от 04.10.2005 N 63-ОЗ
____________________________________________________________________

Принят
областной Думой
15 октября 1999 года



Настоящий Закон действует на всей территории Воронежской области и регулирует отношения в сфере охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности Воронежской области.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Недвижимые памятники истории и культуры (далее - памятники культуры)

- палеонтологические, археологические, архитектурные, градостроительные, ландшафтные и природные объекты (здания, сооружения, земельные участки), представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в государственных областных списках памятников культуры.

Объекты культурного наследия - выявленные на территории области недвижимые объекты, потенциально представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, рекомендованные к включению в государственные областные списки памятников культуры.

Территория памятника культуры - земельный участок на (в) котором расположен памятник культуры, имеющий фиксированные границы, площадь, местоположение, и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственного учета.

Государственная областная охрана памятников культуры - система специальных правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на выявление, учет, сохранение, использование, популяризацию памятников культуры.

Государственный областной список памятников культуры - перечень памятников культуры области, находящихся под охраной государства.

Список вновь выявленных объектов культурного наследия - перечень недвижимых объектов культурного наследия, предлагаемых для включения в государственный областной список памятников культуры.

Статья 2. Правовая основа охраны и использования памятников культуры

1. Правовую основу охраны и использования памятников культуры на территории области составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Воронежской области, настоящий Закон, законы и иные нормативные правовые акты области.

2. Имущественные отношения, возникающие при охране и использовании памятников культуры, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Компетенция Воронежской областной Думы


К компетенции Воронежской областной Думы в сфере охраны и использования памятников культуры относятся:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны и использования памятников культуры;

- согласование перечня памятников культуры, отнесенных к федеральной собственности, находящихся на территории области;

- утверждение порядка передачи памятников культуры и областной в муниципальную собственность;

- утверждение порядка и программы приватизации памятников культуры, находящихся в областной собственности;

- утверждение порядка владения, пользования и распоряжения памятниками культуры, находящимися в областной собственности;

- утверждение областных целевых программ охраны, реставрации и использования памятников культуры области и порядка их финансирования;

- утверждение и изменение границ и особого правового режима использования территорий памятников культуры;

- утверждение размеров арендной платы за использование памятников культуры, находящихся в областной собственности;

- установление размеров и порядка взимания платежей за пользование землями историко-культурного назначения, находящимися в областной собственности;

- иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 4. Компетенция администрации Воронежской области


К компетенции администрации Воронежской области в сфере охраны и использования памятников культуры относятся:

- подготовка перечней объектов - памятников культуры, которые могут быть отнесены к областной собственности, и представление их на утверждение Воронежской областной Думы;

- заключение в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, соглашений с Правительством Российской Федерации по отнесению памятников культуры, земель историко-культурного назначения к федеральной и (или) областной собственности;

- управление памятниками культуры, находящимися в областной собственности;

- принятие решений об отчуждении (приватизации) памятников культуры, находящихся в областной собственности в соответствии с законодательством;

- принятие решений о балансовой принадлежности, передаче в пользование памятников культуры, находящихся в областной собственности;

- утверждение положений об органах охраны и использования памятников культуры;

- иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 5. Органы охраны и использования памятников культуры области

1. Областные органы охраны и использования памятников культуры осуществляют проведение единой политики в сфере охраны и использования памятников культуры на территории области.

Компетенция органов охраны и использования памятников культуры определяется федеральным и областным законодательством и закрепляется в соответствующих положениях о них.

2. Органами охраны и использования памятников культуры области являются комитет по культуре администрации Воронежской области и государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области.

Комитет по культуре администрации Воронежской области (далее - комитет по культуре) является органом управления, осуществляющим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия и действует на основании Положения, утверждаемого администрацией Воронежской области.

Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области (далее - Госинспекция) является учреждением культуры, подчиняется администрации Воронежской области в лице комитета по культуре, в научно - методическом отношении - Министерству культуры Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия областных органов охраны памятников культуры

1. К полномочиям комитета по культуре относятся:

- реализация государственной политики в сфере охраны и использования памятников культуры на территории области;

- разработка областных нормативных правовых актов по охране и использованию памятников культуры, а также участие в подготовке предложений по иным областным и муниципальным нормативным правовым актам, если они касаются памятников культуры;

- разработка и реализация областных программ по охране, реставрации и использованию памятников культуры, участие в разработке и реализации федеральных целевых программ;

- иные виды деятельности по охране и использованию памятников культуры области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. К полномочиям Госинспекции относятся:

- организация работ по выявлению, регистрации, инвентаризации, оценке, научному изучению памятников культуры;

- формирование, ведение и хранение государственных областных списков памятников, расположенных на территории области;

- организация экспертизы проектных и предпроектных материалов, правовых актов об отводах земель историко- культурного назначения, иных видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на памятники культуры;

- осуществление государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и гражданами, органами местного самоуправления законодательства в сфере охраны и использования памятников культуры;

- организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением установленных режимов использования памятников культуры, их охранных зон и проведением археологических полевых работ, а также реставрационных работ;

- организация и осуществление мониторинга технического состояния памятников культуры;

- выдача предписаний о приостановлении либо запрете любой хозяйственной деятельности (права пользования) в отношении памятника культуры и земель историко-культурного назначения, создающей угрозу для сохранности памятника культуры;

- организация реставрационных работ на памятниках культуры;

- участие в разработке проектов охранных зон памятников культуры, в ведении земельного и градостроительного кадастра.

Статья 7. Понятие государственного областного учета памятников культуры

1. Под государственным областным учетом памятников культуры понимается:

- выявление объектов культурного наследия, их научное изучение, определение их ценности, принятие наиболее общественно-значимых объектов под государственную областную охрану в качестве памятников культуры;

- составление и ведение учетных документов, графическая и фото фиксация памятников культуры;

- определение территорий памятников культуры, установление режимов использования, внесение этих данных в учетные документы и кадастры;

- формирование и ведение государственных областных списков памятников культуры.

2. Документы государственного областного учета памятников культуры, в том числе исключенных из государственных областных списков памятников культуры, подлежат постоянному хранению в Госинспекции.

Состав и форма учетных документов на памятники культуры определяется федеральным органом охраны памятников.

В случае ликвидации Госинспекции учетные документы на памятники культуры передаются в государственные организации хранения архивного фонда.

Статья 8. Выявление и обследование объектов культурного наследия

1. Госинспекция организует выявление, обследование, фиксацию объектов культурного наследия.

2. При выявлении объекта культурного наследия Госинспекция обязана:

- вносить объект культурного наследия в список вновь выявленных объектов культурного наследия, предлагаемых для включения в государственный областной список памятников культуры;

- в течение месяца извещать о внесении объекта культурного наследия в указанный список собственника и пользователя объекта, главное управление госимущества администрации Воронежской области, комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, главное управление архитектуры и градостроительства области, органы местного самоуправления на территории которых выявлен объект культурного наследия;

- в течение года организовать проведение изучения объекта культурного наследия, фиксацию, составление учетных документов, экспертизу историко-культурной значимости объекта;

- при положительном заключении экспертизы, но не позднее двух лет с момента выявления объекта культурного наследия, представить документы на объект культурного наследия в Воронежскую областную Думу для принятия решения о включении его в список памятников культуры области.

3. Обследование, фиксация, составление учетных документов проводится как силами специалистов органов охраны памятников, так и с привлечением специализированных организаций, творческих коллективов и специалистов, имеющих соответствующие лицензии.

4. Объекты культурного наследия, внесенные в списки вновь выявленных объектов культурного наследия, до принятия решения о включении их в государственный областной список памятников культуры, подлежат охране и использованию в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

Статья 9. Порядок принятия памятника культуры под государственную областную охрану


Решение о принятии памятника культуры под государственную областную охрану, то есть о включении объекта культурного наследия в государственные областные списки памятников культуры области, принимает Воронежская областная Дума по представлению комитета по культуре.

Статья 10. Запрещение сноса, перемещения, изменения внешнего и внутреннего облика памятников культуры

1. Снос, перемещение, изменение внешнего и внутреннего облика памятников культуры, запрещается.

2. Исключение из этого правила допускается в каждом отдельном случае, в соответствии с федеральным законодательством об охране и использовании памятников культуры.

3. В случае получения разрешения на снос, перемещение, изменение внешнего и внутреннего облика памятника культуры Госинспекция обязана организовать до сноса, перемещения, изменения внешнего и внутреннего облика работы по научному изучению и полной фиксации памятника. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, проводятся за счет юридических лиц и граждан, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение внешнего и внутреннего облика памятника. Документы научного изучения и фиксации памятника культуры подлежат постоянному хранению в Госинспекции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»