Недействующий


ЗАКОН

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 20 июня 2002 года N 17


О местном референдуме в Чувашской Республике

___________________________
Утратил силу на основании
Закона Чувашской Республики от 28 апреля 2004 года N 2
___________________________

     

Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
6 июня 2002 года

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Правовая основа проведения местного референдума в Чувашской Республике


Местный референдум в Чувашской Республике проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики, а также уставами соответствующих муниципальных образований.

Статья 2. Пределы действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет порядок организации и проведения местного референдума в Чувашской Республике, основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в местном референдуме.

2. В случае внесения изменений и дополнений в настоящий Закон, в регулирующие проведение местного референдума положения устава муниципального образования при проведении местного референдума указанные изменения и дополнения вступают в силу после проведения местного референдума.

Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие термины:

агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении референдума;

агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

гарантии права на участие в референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

комиссии референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Чувашской Республики, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдумов в Российской Федерации;

местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Конституцией Чувашской Республики, настоящим Законом, иными законами Чувашской Республики, а также уставами муниципальных образований;

наблюдатель - лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне; наблюдатель на референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;

органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики;

право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления, действующим нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования;

участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме.

Статья 4. Общие принципы проведения местного референдума

1. Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального образования (муниципальных образований).

2. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Граждане Российской Федерации голосуют на местном референдуме за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

4. Участие граждан Российской Федерации в местном референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе воздействовать на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

5. Местный референдум может проводиться одновременно с референдумом Чувашской Республики, выборами в органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления.

Статья 5. Право граждан на участие в местном референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, в границах которого проводится местный референдум, и достигший на день проведения местного референдума 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке местного референдума.

2. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения местного референдума на территории муниципального образования не может служить основанием для лишения его права на участие в местном референдуме.

3. В местном референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Глава II. Назначение местного референдума

     
Статья 6. Вопросы местного референдума

1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.

2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.

5. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Чувашской Республики.

Статья 7. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума

1. Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, включающей территорию соответствующего муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не может проводиться ранее чем через два года со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.

3. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения местного референдума поданному вопросу.

Статья 8. Инициатива проведения местного референдума

1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит:

1) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;

2) главе местного самоуправления соответствующего муниципального образования;

3) группе депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления в количестве не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного представительного органа местного самоуправления;

4) общественным объединениям, зарегистрированным в органе юстиции Российской Федерации того уровня, на котором предлагается провести местный референдум, или более высокого уровня не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения местного референдума, устав которого предусматривает участие в выборах.

2. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума в форме собраний участников местного референдума. В этом случае сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума не проводится. О выдвижении инициативы проведения местного референдума составляется протокол собрания участников местного референдума, в котором формулируется вопрос, выносимый на местный референдум. К протоколу прилагается список граждан, присутствовавших на собрании, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из присутствовавших. Каждый участник местного референдума собственноручно проставляет свою подпись в данном списке.

Статья 9. Назначение местного референдума

1. Право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления, который принимает решение по инициативе субъектов, указанных в статье 8 настоящего Закона.

2. В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не избран или не правомочен принимать решения, право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит главе муниципального образования.

3. В решении о назначении местного референдума указываются дата его проведения, вопрос (вопросы) местного референдума или проект нормативного правового акта органа местного самоуправления, выносимого на местный референдум. Решение о назначении местного референдума должно быть принято не позднее 14 дней после представления документов, необходимых для назначения местного референдума, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

4. Местный референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение местного референдума на праздничный день. Срок со дня назначения местного референдума до дня голосования не может превышать 60 дней. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

5. В соответствии с уставом муниципального образования дата проведения голосования на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения местного референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) органом местного самоуправления в целях совмещения проведения местного референдума с референдумом Чувашской Республики либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления Чувашской Республики, либо выборами их должностных лиц.

6. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в местных средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.

7. Представительный орган местного самоуправления (глава муниципального образования) вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении местного референдума Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, Конституции Чувашской Республики, иных законов Чувашской Республики, устава муниципального образования.

8. В случае, если представительный орган местного самоуправления не примет решения о назначении местного референдума по причинам, не указанным в пункте 3 настоящей статьи, в установленный срок, право принятия решения о назначении референдума принадлежит главе муниципального образования. При этом решение о назначении референдума должно быть опубликовано не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Статья 10. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума

1. Каждый участник местного референдума или группа участников местного референдума, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению местного референдума (далее -инициативная группа) в количестве не менее 10 человек. В случае, если инициатива проведения местного референдума принадлежит общественному объединению, то в качестве инициативной группы выступает его руководящий орган либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации независимо от своей численности.

2. Инициативная группа обращается в территориальную избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве территориальной комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации этой группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия отсутствует, функции территориальной комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, а в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики.

В ходатайстве инициативной группы должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум, фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы.

3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

4. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой либо другими инициаторами по проведению местного референдума для вынесения на местный референдум, не отвечает требованиям, установленным настоящим Законом, территориальная избирательная комиссия муниципального образования может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

5. Орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в орган местного самоуправления, уполномоченный принять решение о назначении местного референдума;

в случае несоответствия - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 6 настоящего Закона в порядке и сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»