Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

от 17 апреля 2000 года N 4-З

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

(в ред. Законов РМ от 02.10.2000 N 46-З, от 12.07.2002 N 26-З)

(Законом РМ от 07.07.2003 N 32-З признан утратившим силу)

Принят

Государственным Собранием

Республики Мордовия

11 апреля 2000 года

Настоящий Закон ставит своей целью осуществление комплекса мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, вовлечению в сельскохозяйственный оборот пустующих и неэффективно используемых земель указанной категории, определяет меры экономического стимулирования эффективного землепользования, а также правовые основы оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия.

Статья 1. Задачи и основные направления обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения


1. Задачами обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (далее - земель) являются:

сохранение и повышение плодородия почв;

защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления производственными и бытовыми отходами и других процессов, ведущих к деградации земель;

защита от заражения сельскохозяйственных угодий бактериально - паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение земель в хозяйственный оборот;

сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

2. Обеспечение плодородия земель осуществляется в следующих направлениях:

разработка и реализация республиканских целевых программ повышения плодородия земель;

экономическое стимулирование плодородия земель;

организационное обеспечение эффективного землепользования;

установление правовых основ оборота земель;

абзац 6 исключен - Закон РМ от 02.10.2000 N 46-З.

Статья 2. Республиканские целевые программы повышения плодородия земель


1. В целях сохранения и повышения плодородия земель осуществляются разработка и реализация республиканских целевых программ повышения плодородия земель.

2. Республиканские целевые программы повышения плодородия земель разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Законом Республики Мордовия "О республиканских государственных нуждах".

Статья 3. Экономическое стимулирование плодородия земель


1. Экономическое стимулирование плодородия земель в республике направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, земельных долей в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.

2. В целях экономического стимулирования плодородия земель органы государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления:

выделяют сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам средства от платежей за земли из республиканского и местных бюджетов, а также из иных источников на восстановление плодородия почв, проведение агротехнических и иных почвозащитных мероприятий в соответствии с федеральными, республиканскими и местными программами;

освобождают полностью или частично сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты земельного налога сроком до трех лет в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Республики Мордовия и местные бюджеты соответствующих муниципальных образований;

освобождают сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства от земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, на период, предусмотренный проектом производства работ;

возмещают в форме выплаты субвенций частичные затраты землепользователей на окультуривание вновь вовлекаемых в производство сельскохозяйственных угодий, находившихся ранее у неэффективных пользователей;

компенсируют убытки, причиненные сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам снижением доходов в результате нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий.

3. Порядок выплаты субвенций из бюджета Республики Мордовия в целях стимулирования перераспределения (оборота) сельскохозяйственных земель устанавливает Правительство Республики Мордовия.

4. Органы местного самоуправления могут вводить применительно к пункту 2 настоящей статьи субвенции, устанавливать объем и порядок их выплат из местных бюджетов.

Статья 4. Организационное обеспечение эффективного землепользования


1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Мордовия обеспечивают беспрепятственное выделение собственнику или группе собственников земельного участка в натуре в счет земельных долей для создания новой сельскохозяйственной организации, крестьянского (фермерского) хозяйства, использования в личном подсобном хозяйстве, передачи его в аренду другому землепользователю или для совершения других предусмотренных действующим законодательством сделок.

2. Органы местного самоуправления вправе выкупать земельные участки, земельные доли за счет средств местного бюджета и внебюджетных фондов с целью пополнения фондов перераспределения в порядке и на условиях, установленных Главой Республики Мордовия.

3. Земельные участки, земельные доли, собственники которых отказались от них или неизвестны, поступают в собственность органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, или в собственность землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. При нарушении собственниками земельных участков, земельных долей правил землепользования органы местного самоуправления, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по земельным ресурсам и землеустройству вправе подавать иски об изъятии земельных участков, земельных долей в целях прекращения в судебном порядке прав собственности на земельные участки, земельные доли.

5. При выявлении должностными лицами специально уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием земель, фактов неиспользования или нерационального использования земель собственники уведомляются об этом с целью принятия мер, ведущих к устранению правонарушений.

6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с полным исключением их из хозяйственного оборота в порядке, установленном земельным законодательством.

Работы, связанные с консервацией земель, финансируются за счет средств собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель, а также средств от платы за земли сельскохозяйственного назначения, зачисляемых в бюджет Республики Мордовия и местные бюджеты, в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия.

7. При проведении строительных и других работ, связанных со снятием плодородного слоя почвы, должны соблюдаться правила его снятия и хранения. Плодородный слой почвы используется для улучшения малопродуктивных земель. Распоряжение плодородным слоем почвы осуществляется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Государственного комитета Республики Мордовия по земельным ресурсам и землеустройству.

Статья 5. Правовые основы оборота земель и стимулирования сельскохозяйственного производства


1. Граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, в порядке правопреемства, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные капиталы (паевые фонды) сельскохозяйственных организаций.

2. Собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе:

передать земельную долю по наследству;

использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;

продать земельную долю;

подарить земельную долю;

обменять земельную долю на пай, долю, акцию или земельную долю в другой сельскохозяйственной организации;

передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;

внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Указанные сделки с земельными долями осуществляются с соблюдением правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Оборот земельных участков, земельных долей допускается при условии надлежащего оформления документов, удостоверяющих право на земельный участок, земельную долю при условии сохранения целевого назначения земель.

4. Осуществление сделок с земельными участками, земельными долями оформляется соответствующим договором, заключаемым в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

5. Изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель при осуществлении сделок с ними допускается в исключительных случаях на основании решения Правительства Республики Мордовия.

6. В целях обеспечения оборота земель в Республике Мордовия на основании настоящего Закона допускается залог (ипотека) земельных участков, земельных долей и права их аренды в соответствии с федеральным законом.

7. В целях обеспечения эффективного землепользования и оборота земель, стимулирования увеличения производства товарной сельскохозяйственной продукции установить на возвратной основе залоговую плату за земли, сельскохозяйственные угодья при одновременном увеличении сумм дотаций на товарную продукцию, производимую в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Порядок установления и внесения залоговой платы, ставок, а также выплат дотаций, предусмотренных настоящей статьей, утверждается Государственным Собранием Республики Мордовия по представлению Правительства Республики Мордовия.

8. Финансирование работ, обеспечивающих восстановление и повышение плодородия земель, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и записывается отдельной строкой бюджета.

(в ред. Закона РМ от 02.10.2000 N 46-З)

Правительству Республики Мордовия разработать и внести на утверждение Государственного Собрания Республики Мордовия Положение о порядке формирования и расходования средств, направляемых на повышение плодородия земель и стимулирование сельскохозяйственного производства Республики Мордовия.

(в ред. Закона РМ от 02.10.2000 N 46-З)

Статья 6. Обязанности собственников земельных участков, земельных долей, землевладельцев, землепользователей и арендаторов


Собственники земельных участков, земельных долей, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:

эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышая ее плодородие, применять природоохранные технологии, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном земельным законодательством;

своевременно вносить земельный налог и арендную плату;

оформить документы, удостоверяющие право на земельный участок (собственность, пользование, аренда), а также перерегистрировать права использования земельного участка в связи с изменением статуса сельскохозяйственной организации;

не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.

Статья 7. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона


1. За нарушения требований настоящего Закона юридические, должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

(в ред. Закона РМ от 12.07.2002 N 26-З)

2. Дела об административных правонарушениях, связанные с несоблюдением настоящего Закона юридическими, должностными лицами и гражданами, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона РМ от 12.07.2002 N 26-З)

3. Исключен Законом РМ от 12.07.2002 N 26-З.

4. Исключен Законом РМ от 12.07.2002 N 26-З.

5. Исключен Законом РМ от 12.07.2002 N 26-З.

6. Исключен Законом РМ от 12.07.2002 N 26-З.

Статья 8. Заключительные положения


1. Правительству Республики Мордовия в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

2. Законы Республики Мордовия, принятые до введения в действие настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей ему.

3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 июня 2000 года, за исключением пункта 7 статьи 5, который вводится в действие с 1 января 2001 года.

Глава Республики Мордовия

Н.И.МЕРКУШКИН

г. Саранск

17 апреля 2000 года

N 4-З

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»