Недействующий

ЗАКОН

ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

от 26 февраля 1999 года N 85-ОЗ


Об особо охраняемых природных территориях

(в редакции Законом Еврейской автономной области
от 29 сентября 1999 года N 131-ОЗ
, от 29 ноября 1999 года N 141-ОЗ)
(с изменениями на 29 ноября 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Еврейской автономной области от 20 июля 2005 года N 522-ОЗ
____________________________________________________________________


Настоящий закон регулирует отношения в области организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - территорий) как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, а также обеспечения прав и интересов населения области, сохранения и развития его традиционных форм жизнедеятельности, создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в Еврейской автономной области (далее - области), на природных территориях, изъятых решениями Правительства Российской Федерации, правительства области или органов местного самоуправления из хозяйственной деятельности частично либо полностью, и для которых установлен режим особой охраны.

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе


Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами. Включает в себя всю водную толщу до дна водоема.

Биологическое разнообразие - многообразие и изменчивость среды живых организмов и совокупности экологических комплексов, частью которых они являются. Это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Кадастр особо охраняемых природных территорий области - свод данных, выполненный по стандартной форме хранения и представления информации, включающий сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Охранная зона особо охраняемой природной территории - участки территории (акватории) прилегающие к особо охраняемой природной территории, в пределах которых устанавливается особый (регламентированный) режим природопользования, определяемый соответствующим постановлением правительства области или органами местного самоуправления. Выделяется в целях предотвращения нарушения природного комплекса особо охраняемой природной территории.

Природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные объекты, условия и ресурсы растительного и животного происхождения, используемые или пригодные для использования при лечении и профилактике заболеваний и организации отдыха.

Статья 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях

1. Настоящий закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации и области об охране окружающей среды и природопользовании.

2. Положения настоящего закона являются приоритетными перед любыми иными нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления области в сфере особо охраняемых природных территорий, действуют на всей территории области и являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

3. Отношения, возникающие при пользовании земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами территорий, регулируются соответствующими статьями Земельного кодекса РСФСР, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации, федеральными законами "О животном мире", "О недрах", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "О государственной экологической экспертизе" и законодательством области.

4. Имущественные отношения в области использования и охраны территорий регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".

Статья 3. Принципы (основные начала) охраны и использования территорий


Охрана и использование территорий осуществляются на принципах:

- приоритета общенациональных и региональных интересов при решении вопросов организации, охраны и использования территорий и объектов;

- приоритета интересов охраны территорий и объектов перед интересами их использования;

- приоритета использования территорий в научно-исследовательской и рекреационном (где это предусмотрено) видах деятельности над другими видами их использования;

- недопустимости хозяйственной деятельности на территориях, несовместимой с их режимом (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение экологического равновесия на этих территориях).

Статья 4. Собственность на природные ресурсы в пределах особо охраняемых территорий области

1. Природные ресурсы в пределах территорий, кроме земельных участков, переданных в муниципальную собственность, находятся в государственной собственности Российской Федерации и области (за исключением случаев, когда иное предусмотрено действующим законодательством).

2. Вопросы владения, пользования, распоряжения этими ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и области, осуществляются Российской Федерацией и областью совместно .

Глава II. Состав и категории особо охраняемых территорий области

     
Статья 5. Категории и виды территорий

1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в области различаются следующие территории федерального значения:

- государственный природный заповедник (в том числе биосферный);

- национальный парк.

2. С учетом особенностей режима территорий в области различаются следующие их категории регионального (областного) значения:

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области;

- охраняемые геологические объекты;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты;

- охраняемые объекты природного комплекса городов;

- государственные ресурсные заказники;

- природные парки;

- охраняемые природные ландшафты;

- охраняемые природно-культовые объекты.

3. Органы местного самоуправления вправе устанавливать на своей территории также иные категории территорий.

4. На основании соглашений между правительством области и органами исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации могут образовываться иные категории особо охраняемых природных территорий.

Статья 6. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий


В целях защиты территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранных зон не нормируются, а выделяются в каждом конкретном случае исходя из целей обеспечения сохранности территорий.

Решения о создании охранных зон территорий принимаются в том же порядке, что и решения о создании самих территорий.

Статья 7. Необходимость учета территорий при разработке планов и проектов

1. Все территории в обязательном порядке учитываются при разработке территориальных комплексных схем, проектов лесоустройства, землеустройства, районной планировки и т.п.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к природно-заповедному фонду, земли их охранных зон - к землям природоохранного назначения.

Статья 8. О резервировании земельных участков, которые предполагается объявить территориями

1. В целях обеспечения сохранности земельных участков, рекомендованных к охране в качестве различных территорий, а также вновь выявленных территорий, нуждающихся в дополнительном обследовании на предмет целесообразности организации территорий, на период проведения их обследования, оформления необходимой документации, ее согласования и утверждения правительством области учреждается и ведется перечень потенциальных территорий области. Порядок ведения перечня, а также порядок присвоения территориям статуса потенциальных территорий утверждаются губернатором области.    

(В редакции Закона ЕАО от 29.09.1999 N 131-ОЗ)

2. Проведение любых природопреобразующих работ (в том числе рубок леса, горнодобывающих, дорожных, строительных, мелиоративных и других работ) на потенциальных территориях, а также продажа земель этих территорий или сдача их в аренду и передача другим юридическим и физическим лицам с изменением существующего режима использования земель допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды области.

Статья 9. Собственность и ведение

1. Территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Территории регионального (областного) значения являются собственностью области и находятся в ведении правительства области. Территории местного значения являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органов местного самоуправления.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся территории, обязаны обеспечить возможность функционирования данных территорий, в том числе организовать информирование населения и заинтересованных организаций о наличии территорий и режимах их охраны, проведение маркировки территорий и пр. Финансирование данных работ осуществляется за счет соответствующих бюджетов и экологических фондов, а также любых других не запрещенных законом источников.

3. Право государственной собственности на территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, если иное не следует из Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

Статья 10. Реестр территорий

1. В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети и формирования системы территорий области, повышения эффективности управления функционированием и контроля за соблюдением режима охраны территорий, а также обеспечения их учета при проведении экологической экспертизы программ и проектов и при планировании социально-экономического развития области учреждается и ведется реестр территорий области.

2. Реестр территорий области включает в себя сведения о количестве и статусе территорий, их размерах, географическом положении и границах, состоянии, значении, природопользователях, режиме охраны.

3. Порядок ведения реестра особо охраняемых природных территорий области устанавливается губернатором области по представлению Госкомэкологии области.     

(В редакции Закона ЕАО от 29.09.1999 N 131-ОЗ)

4. Сведения, включенные в реестр территорий, предоставляются для включения в Федеральный кадастр территорий, порядок ведения которого определяется законодательством Российской Федерации.

Глава III. Полномочия органов государственной власти области, органов местного самоуправления в сфере образования, управления, охраны и государственного контроля за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий

     
Статья 11. Полномочия Законодательного Собрания в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий


К полномочиям Законодательного Собрания в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий относятся:

- принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;

- участие в разработке и реализации федеральных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;

- участие в разработке и утверждение областных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;

- установление налоговых льгот территориям, являющимся юридическими лицами, а также владельцам, собственникам, пользователям земель, на которых располагаются территории;

- другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.

Статья 12. Полномочия органов исполнительной власти области в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий

(В редакции Закона ЕАО от 29.09.1999 N 131-ОЗ)


К полномочиям органов исполнительной власти области в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий относятся:

- принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;

- участие в разработке и реализации федеральных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;

- разработка и реализация областных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;

- внесение предложений об организации особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также о целесообразности изменения их границ и территорий;

- утверждение документации (паспортов, положений) на территории регионального (областного) и межрегионального значения, а также внесение в такую документацию изменений и дополнений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»