(в редакции Законом Еврейской автономной области
от 29 сентября 1999 года N 131-ОЗ, от 29 ноября 1999 года N 141-ОЗ)
(с изменениями на 29 ноября 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Еврейской автономной области от 20 июля 2005 года N 522-ОЗ
____________________________________________________________________
Настоящий закон регулирует отношения в области организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - территорий) как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, а также обеспечения прав и интересов населения области, сохранения и развития его традиционных форм жизнедеятельности, создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в Еврейской автономной области (далее - области), на природных территориях, изъятых решениями Правительства Российской Федерации, правительства области или органов местного самоуправления из хозяйственной деятельности частично либо полностью, и для которых установлен режим особой охраны.
Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами. Включает в себя всю водную толщу до дна водоема.
Биологическое разнообразие - многообразие и изменчивость среды живых организмов и совокупности экологических комплексов, частью которых они являются. Это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.
Кадастр особо охраняемых природных территорий области - свод данных, выполненный по стандартной форме хранения и представления информации, включающий сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Охранная зона особо охраняемой природной территории - участки территории (акватории) прилегающие к особо охраняемой природной территории, в пределах которых устанавливается особый (регламентированный) режим природопользования, определяемый соответствующим постановлением правительства области или органами местного самоуправления. Выделяется в целях предотвращения нарушения природного комплекса особо охраняемой природной территории.
Природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные объекты, условия и ресурсы растительного и животного происхождения, используемые или пригодные для использования при лечении и профилактике заболеваний и организации отдыха.
1. Настоящий закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации и области об охране окружающей среды и природопользовании.
2. Положения настоящего закона являются приоритетными перед любыми иными нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления области в сфере особо охраняемых природных территорий, действуют на всей территории области и являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
3. Отношения, возникающие при пользовании земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами территорий, регулируются соответствующими статьями Земельного кодекса РСФСР, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации, федеральными законами "О животном мире", "О недрах", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "О государственной экологической экспертизе" и законодательством области.
4. Имущественные отношения в области использования и охраны территорий регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Охрана и использование территорий осуществляются на принципах:
- приоритета общенациональных и региональных интересов при решении вопросов организации, охраны и использования территорий и объектов;
- приоритета интересов охраны территорий и объектов перед интересами их использования;
- приоритета использования территорий в научно-исследовательской и рекреационном (где это предусмотрено) видах деятельности над другими видами их использования;
- недопустимости хозяйственной деятельности на территориях, несовместимой с их режимом (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение экологического равновесия на этих территориях).
1. Природные ресурсы в пределах территорий, кроме земельных участков, переданных в муниципальную собственность, находятся в государственной собственности Российской Федерации и области (за исключением случаев, когда иное предусмотрено действующим законодательством).
2. Вопросы владения, пользования, распоряжения этими ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и области, осуществляются Российской Федерацией и областью совместно .
1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в области различаются следующие территории федерального значения:
- государственный природный заповедник (в том числе биосферный);
- национальный парк.
2. С учетом особенностей режима территорий в области различаются следующие их категории регионального (областного) значения:
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области;
- охраняемые геологические объекты;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты;
- охраняемые объекты природного комплекса городов;
- государственные ресурсные заказники;
- природные парки;
- охраняемые природные ландшафты;
- охраняемые природно-культовые объекты.
3. Органы местного самоуправления вправе устанавливать на своей территории также иные категории территорий.
4. На основании соглашений между правительством области и органами исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации могут образовываться иные категории особо охраняемых природных территорий.
В целях защиты территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранных зон не нормируются, а выделяются в каждом конкретном случае исходя из целей обеспечения сохранности территорий.
Решения о создании охранных зон территорий принимаются в том же порядке, что и решения о создании самих территорий.
1. Все территории в обязательном порядке учитываются при разработке территориальных комплексных схем, проектов лесоустройства, землеустройства, районной планировки и т.п.
2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к природно-заповедному фонду, земли их охранных зон - к землям природоохранного назначения.
1. В целях обеспечения сохранности земельных участков, рекомендованных к охране в качестве различных территорий, а также вновь выявленных территорий, нуждающихся в дополнительном обследовании на предмет целесообразности организации территорий, на период проведения их обследования, оформления необходимой документации, ее согласования и утверждения правительством области учреждается и ведется перечень потенциальных территорий области. Порядок ведения перечня, а также порядок присвоения территориям статуса потенциальных территорий утверждаются губернатором области.
(В редакции Закона ЕАО от 29.09.1999 N 131-ОЗ)
2. Проведение любых природопреобразующих работ (в том числе рубок леса, горнодобывающих, дорожных, строительных, мелиоративных и других работ) на потенциальных территориях, а также продажа земель этих территорий или сдача их в аренду и передача другим юридическим и физическим лицам с изменением существующего режима использования земель допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды области.
1. Территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Территории регионального (областного) значения являются собственностью области и находятся в ведении правительства области. Территории местного значения являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органов местного самоуправления.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся территории, обязаны обеспечить возможность функционирования данных территорий, в том числе организовать информирование населения и заинтересованных организаций о наличии территорий и режимах их охраны, проведение маркировки территорий и пр. Финансирование данных работ осуществляется за счет соответствующих бюджетов и экологических фондов, а также любых других не запрещенных законом источников.
3. Право государственной собственности на территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, если иное не следует из Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
1. В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети и формирования системы территорий области, повышения эффективности управления функционированием и контроля за соблюдением режима охраны территорий, а также обеспечения их учета при проведении экологической экспертизы программ и проектов и при планировании социально-экономического развития области учреждается и ведется реестр территорий области.
2. Реестр территорий области включает в себя сведения о количестве и статусе территорий, их размерах, географическом положении и границах, состоянии, значении, природопользователях, режиме охраны.
3. Порядок ведения реестра особо охраняемых природных территорий области устанавливается губернатором области по представлению Госкомэкологии области.
(В редакции Закона ЕАО от 29.09.1999 N 131-ОЗ)
4. Сведения, включенные в реестр территорий, предоставляются для включения в Федеральный кадастр территорий, порядок ведения которого определяется законодательством Российской Федерации.
К полномочиям Законодательного Собрания в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий относятся:
- принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- участие в разработке и реализации федеральных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- участие в разработке и утверждение областных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- установление налоговых льгот территориям, являющимся юридическими лицами, а также владельцам, собственникам, пользователям земель, на которых располагаются территории;
- другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.
(В редакции Закона ЕАО от 29.09.1999 N 131-ОЗ)
К полномочиям органов исполнительной власти области в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий относятся:
- принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- участие в разработке и реализации федеральных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- разработка и реализация областных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- внесение предложений об организации особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также о целесообразности изменения их границ и территорий;
- утверждение документации (паспортов, положений) на территории регионального (областного) и межрегионального значения, а также внесение в такую документацию изменений и дополнений;