Принят
Государственным Собранием
Республики Марий Эл
28 ноября 2001 года
Статья 1. Утвердить целевую программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2002-2004 годы.
Статья 2. Правительству Республики Марий Эл учесть принятую целевую программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл в 2002-2004 годах при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2002-2004 годы.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Марий Эл
Л.Маркелов
УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Марий Эл
от 10 декабря 2001 года N 50-3
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2002-2004 годы
ПАСПОРТ
целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2002-2004 годы
Наименование Программы | целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2002-2004 годы (далее именуется -Программа) |
Основание для -разработки Программы | Закон Республики Марий Эл "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1995, N 11, ст. 251; 2000, N 2, ст.32; N 7, ст.188)". |
Государственный -заказчик Программы | Правительство Республики Марий Эл |
Разработчик Программы | Министерство по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл |
Цель Программы - | обеспечение благоприятных условий развития малого предпринимательства для достижения социально-экономической и политической стабильности в Республике Марий Эл |
Задачи Программы | совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; создание условий по устранению административных и организационных барьеров в предпринимательской деятельности; реализация прогрессивных кредитно-финансовых технологий, направленных на поддержку и развитие сектора малого предпринимательства; создание современной рыночной среды в городах и районах республики; решение проблемы занятости населения и создание новых рабочих мест; |
подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства; эффективная поддержка субъектов малого предпринимательства, работающих в приоритетных отраслях экономики; продвижение продукции, товаров и услуг малого предпринимательства на внутреннем, региональном, межрегиональном и международном рынках; проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в Республике Марий Эл по выработке предложений по совершенствованию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на республиканском и муниципальном уровнях | |
Сроки реализации Программы | 2002-2004 годы |
Основные направления Программы | совершенствование элементов внешней среды развития малого предпринимательства; развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественной поддержки малого предпринимательства; совершенствование функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства; реализация целевых муниципальных программ в сфере поддержки малого предпринимательства; реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства; развитие международного сотрудничества в области малого предпринимательства |
Основной исполнитель программных мероприятий | Министерство по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл |
Исполнители программных мероприятий | -Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл Министерство финансов Республики Марий Эл Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства Марийское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Министерство государственного имущества Республики Марий Эл Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Министерство образования Республики Марий Эл Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Министерство культуры и межнациональных отношений Республики Марий Эл Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Министерство здравоохранения Республики Марий Эл Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл Государственный комитет Республики Марий Эл по статистике Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Марий Эл Государственный комитет Республики Марий Эл по делам молодежи Государственный комитет Республики Марий Эл по печати и информации Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию Департамент лесопромышленного и топливно-энергетического комплекса Республики Марий Эл Департамент природных ресурсов и экологической безопасности Республики Марий Эл |
Источники финансирования Программы | финансирование настоящей Программы из республиканского бюджета Республики Марий Эл составит 10,785 млн. рублей, муниципальных бюджетов - 2,725 млн. рублей (в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления), федерального бюджета и внебюджетных источников -9,835 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | в результате реализации настоящей Программы в Республике Марий Эл удельный вес работающих и занятых в малом предпринимательстве, с учетом индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, при среднегодовых темпах роста занятости населения не менее 5,56 процента достигнет 14,6 процента от экономически активного населения республики, или 53,7 тыс. человек в абсолютном выражении. При реализации программных мероприятий вклад малого предпринимательства во внутренний совокупный продукт республики составит не менее 17,8 процента, а налоговые поступления в консолидированный бюджет республики - в пределах двух рублей на вложенный в настоящую Программу рубль |
Система управления и контроля реализации Программы | Министерство по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл, республиканские органы исполнительной власти, ответственные за реализацию мероприятий настоящей Программы |
ВВЕДЕНИЕ
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Марий Эл", а также с учетом проекта федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 годы.
Настоящая Программа рассчитана на решение основных проблем социально - экономического развития малого предпринимательства в республике и разработана в целях содействия объединению усилий и средств организаций, предприятий, государственных и негосударственных структур республики для поддержки, стимулирования и становления малого предпринимательства.
Настоящая Программа определяет основные направления, приоритеты, цели и задачи поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл, учитывает специфику ее социально-экономического развития и содержит комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на развитие социально-ориентированной предпринимательской деятельности, на решение таких социально-экономических задач, как:
формирование благоприятной среды для развития малого предпринимательства;
решение проблем занятости трудоспособного населения за счет сохранения и создания новых рабочих мест;
насыщение внутреннего рынка республики конкурентными потребительскими товарами и услугами собственного производства.
При разработке Программы использованы методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства, утвержденные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства (г. Москва, 2001 г.) с учетом предложений министерств и ведомств Республики Марий Эл, а также выполнения программных мероприятий Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2000-2001 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 декабря 1999 года N 494 (далее именуется -Программа на 2000-2001 годы.).
Выполнение мероприятий Программы на 2000-2001 годы носило организационно-правовой характер и было направлено на формирование государственных органов исполнительной власти по поддержке и развитию малого предпринимательства в республике и укрепление инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Так, с целью устранения административных барьеров в сфере малого предпринимательства постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 марта 2000 года N 95 "О форме книги учета проверок контролирующими органами субъектов малого предпринимательства" была утверждена форма книги учета проверок контролирующими органами субъектов малого предпринимательства.
Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства издан и реализован тираж книги учета проверок контролирующими органами субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с распоряжением Главного федерального инспектора по Республике Марий Эл от 9 февраля 2001 г. N 3 образована межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства для координации работы федеральных контролирующих органов и органов власти Республики Марий Эл.
Государственным Собранием Республики Марий Эл принят Закон Республики Марий Эл от 16 июня 2000 года* N 30-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", где предложения Марийской республиканской общественной организации "Предприниматели за возрождение Марий Эл" нашли свое отражение.
__________________
* Вероятно ошибка оригинала. Дату принятия закона следует читать: "от 29 июня 2000 года". - Примечание "КОДЕКС".
Министерством государственного имущества Республики Марий Эл подготовлен реестр неиспользованного оборудования и незагруженных производственных площадей на государственных предприятиях с целью передачи их малому предпринимательству.
Указом Президента Республики Марий Эл от 11 августа 2000 года N 293 образован Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Министерстве экономики Республики Марий Эл, который в связи с реорганизацией системы органов исполнительной власти в Республике Марий Эл Указом Президента Республики Марий Эл от 19 января 2001 года N 18 был упразднен и образовано Министерство по развитию предпринимательства, торговли потребительских услуг Республики Марий Эл (далее именуется -Минпредторг).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 августа 2001 года N 273 утвержден Республиканский координационный совет по малому предпринимательству при Правительстве Республики Марий Эл.
По инициативе Минпредторга созданы координационные советы по поддержке и развитию малого предпринимательства в городах и районах республики. Разработаны и на сессиях городских и районных собраний утверждены муниципальные программы поддержки малого предпринимательства на 2002-2004 годы.
В целях содействия созданию благоприятных условий по привлечению и эффективному использованию бюджетных финансовых ресурсов и инвестиций постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 марта 2001 года N 87 образована Межведомственная комиссия по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл, на которой прошли экспертизу 11 инвестиционных проектов малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 16 декабря 1999 года N 494 "О Республиканской программе поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2000-2001 годы", Законом Республики Марий Эл от 13 января 2000 года N 7-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2000 год" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2000, N 2 (62), ст. 38) были предусмотрены ассигнования в размере 2175 тыс. рублей, фактически мероприятия Программы на 2000-2001 годы были профинансированы на 7,4 процента.
Законом Республики Марий Эл от 12 марта 2001 года N 1-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2001 год" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2000, N 2 (62), ст. 38) предусмотрены ассигнования в размере 2480 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2001 г. N 292 утвержден порядок расходования средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл на финансирование мероприятий Программы на 2000-2001 годы.
В порядке оказания финансовой помощи субъектам малого предпринимательства Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства в 2000 году утверждена программа микрокредитования в Республике Марий Эл. В рамках данной программы за истекшее время с 1 января 2000 г. профинансировано 175 предприятий малого бизнеса на сумму свыше 3874,0 тыс. рублей.
По заключенному договору между Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства и ЗАО "Волго-Вятский межрегиональный лизинговый центр" приобретена и передана в лизинг автомобильная и компьютерная техника на сумму 395,5 тыс. рублей.
Для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к комплексным информационным системам созданы Марийское республиканское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и Межрегиональный маркетинговый центр "Йошкар-Ола - Москва".
На базе Учебно-методического центра "Лидер" подготовлены преподаватели для подготовки руководителей малого бизнеса и разработаны комплекты учебно-программной документации, сформированы курсы по подготовке предпринимателей к работе в рыночных условиях, а в бизнес - инкубаторе прошли стажировку 13 малых предприятий.
Минпредторгом уделяется внимание выставочной деятельности и мероприятиям по продвижению продукции и услуг малых предприятий Республики Марий Эл в регионы России.
Проведены выставки продукции, товаров и услуг малого предпринимательства под единой экспозицией "Малый бизнес Республики Марий Эл" в городах Нижнем Новгороде, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Казани.
В январе 2001 г. проведен I Республиканский конкурс "Женщина -директор года", по итогам которого от Республики Марий Эл была направлена делегация в г. Москву для участия в IV Всероссийском конкурсе "Женщина - директор года".
В средствах массовой информации регулярно освещаются проблемы малого бизнеса республики.
Проведенный в 2000 году социологический опрос среди предпринимателей малого бизнеса Республики Марий Эл позволил сформировать перечень основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, которые вошли в программные мероприятия настоящей Программы.
Учитывая, что организационно-правовые вопросы, предусмотренные в предыдущих программах, в основном решены, на настоящем этапе развития малого предпринимательства в Республике Марий Эл необходимо сосредоточить усилия на решении задач по финансовой и материальной поддержке.
Достигнутый в Республике Марий Эл уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений. Не используются значительные потенциальные возможности малого предпринимательства по наращиванию производства товаров и услуг, снижению уровня безработицы, росту занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы.
По данным Государственного комитета Республики Марий Эл по статистике, на начало 2001 года в Республике Марий Эл было зарегистрировано 4072 малых предприятия.
В республике на 1000 человек населения приходится в среднем 5,3 малых предприятий, что ниже уровня по Российской Федерации.
В сфере малого предпринимательства по итогам 2000 года было занято 21,8 тыс. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей 43,5 тыс. человек, или 12 процентов от общего количества экономически активного населения республики.
Несмотря на имевшуюся в последние два года тенденцию роста объемов производства продукции, работ и услуг, вклад малых предприятий в валовой совокупный внутренний продукт в республике не превышает 12 процентов. По объему инвестиций в основной капитал доля малых предприятий составляет 5,7 процента, что не отражает реального инвестиционного потенциала.
По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства среди муниципальных образований Республики Марий Эл.
Недостаточно задействован потенциал малого предпринимательства в выполнении экономических и социальных программ развития муниципальных образований и механизм приватизации и экономического перераспределения по обеспечению потребностей их в кредитах, инвестициях, оборудовании и производственных площадях.
Не обеспечена эффективная поддержка малого предпринимательства за счет нормативно-правовой базы в республике.
Основным инструментом реализации государственной политики Республики Марий Эл по развитию и поддержке малого предпринимательства является настоящая Программа.
Необходимость реализации Программы определяется не только положениями Закона Республики Марий Эл "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Марий Эл", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур в вопросах развития и поддержки малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную и развивающуюся инфрастуктуру поддержки малого предпринимательства. Программа исходит из необходимости совершенствования государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической и социальной политики на республиканском и муниципальном уровнях.
Приоритетной целью и задачей Программы является создание нормативных правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые должны обеспечить равноправное взаимодействие малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции и административных барьеров.
Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства станут:
участие в работе по обеспечению преемственности и устранению противоречий в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность;
разработка и реализация правовых способов создания партнерских отношений между предпринимателями и органами власти;
устранение административных барьеров, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности;
разработка и внедрение нормативных правовых механизмов, устанавливающих взаимную ответственность сторон за исполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;