Недействующий


ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 ноября 1998 года N 49-оз


Об организационных  и правовых основах социального партнерства в Иркутской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Иркутской области от 15 ноября 2002 года N 58-оз
____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Законодательного собрания
Иркутской области
от 14 октября 1998 года
N 24/5-ЗС

Глава 1.
Общие положения

Статья 1. Задачи и сфера действия Закона


Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы для становления, развития и функционирования социального партнерства на территории Иркутской области (далее - область) в целях обеспечения коллективно - договорного регулирования социально - трудовых и связанных с ними социально - экономических отношений и достижения общественного согласия.

Действие Закона распространяется на всех работников, работодателей, осуществляющих деятельность в области, представителей работников и работодателей, органы государственной власти и местного самоуправления области.

Статья 2. Понятие социального партнерства


Социальное партнерство - это система отношений и мероприятий, направленных на обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов государственной власти и местного самоуправления в социально-трудовых и связанных с ними социально - экономических отношениях.

Статья 3. Основные понятия, используемые в Законе


Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

а) работник - физическое лицо, работающее на основе трудового договора (контракта);

б) работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

в) представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организаций и уполномоченные им;

г) представители работодателей - руководители организаций или другие лица, уполномоченные на это уставом или иными правовыми актами этих организаций, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;

д) областное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними социально - экономических отношений на уровне области;

ж) отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и иные условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);

з) профессиональное тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и иные условия труда, социальные гарантии для работников определенных профессий;

и) территориальное соглашение - правовой акт, регулирующий условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями муниципальных образований;

к) специальное соглашение - правовой акт, регулирующий условия труда и социальные гарантии определенных категорий граждан по определенному кругу вопросов на территории области или муниципального образования.

Статья 4. Правовая основа социального партнерства


1. Социальное партнерство в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерацией, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Иркутской области, настоящим Законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами области.

2. Правовую основу социального партнерства составляют также Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне Российской Федерации.

Статья 5. Принципы социального партнерства


Основными принципами социального партнерства являются:

а) соблюдение норм законодательства;

б) полномочность представителей сторон;

в) равноправие сторон;

г) свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений;

д) добровольность принятия обязательств;

е) реальность обеспечения принятых обязательств;

ж) регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

з) систематический контроль за реализацией достигнутых соглашений;

и) ответственность сторон за невыполнение принятых обязательств;

к) уважение позиций сторон и учет их интересов.

Статья 6. Задачи социального партнерства


Задачами социального партнерства являются:

а) разработка, принятие, реализация согласованной социально - трудовой, социально - экономической политики, защита интересов участников социально - трудовых отношений путем проведения переговоров, взаимных консультаций, заключения договоров и соглашений между сторонами социального партнерства;

б) предотвращение трудовых споров и содействие разрешению конфликтов;

в) обеспечение трудовых прав и социальных гарантий населения области.

Глава 2.
Организация социального партнерства

Статья 7. Формы социального партнерства


1. Социальное партнерство осуществляется посредством консультаций, переговоров, заключения коллективных договоров, соглашений, направленных на реализацию политики в социально - трудовой, социально - экономической сферах, имеющих своей целью согласование действий по взаимному удовлетворению интересов сторон, совместный контроль за выполнением достигнутых договоренностей и соответствием их законодательству.

2. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Статья 8. Стороны социального партнерства


1. Сторонами социального партнерства являются работники, работодатели, государственный орган исполнительной власти области и органы местного самоуправления.

2. Социальное партнерство осуществляется на областном, территориальном (муниципальное образование), производственном (организация) уровнях.

3. Сторонами социального партнерства могут заключаться соглашения: областное (региональное), отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное, специальное и иные.

Статья 9. Механизм реализации социального партнерства


1. Реализация социального партнерства в области обеспечивается деятельностью сторон социального партнерства, консультативных органов по регулированию социально - трудовых и связанных с ними социально - экономических отношений (комиссий), состав и полномочия которых определяются в соответствии с законодательством.

2. Комиссии могут создаваться на областном, территориальном, производственном уровнях.

3. Стороны коллективных договоров и соглашений на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально - трудовых и связанных с ними социально - экономических отношений в области по отдельным направлениям.

Статья 10. Областная трехсторонняя комиссия


1. Для регулирования социально - трудовых и связанных с ними социально - экономических отношений создается областная трехсторонняя комиссия, действующая на основании положения. Положение об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых и связанных с ними социально - экономических вопросов разрабатывается и утверждается сторонами социального партнерства в соответствии с действующим законодательством.

2. В состав областной трехсторонней комиссии входят:

а) от работников - представители областных объединений профессиональных союзов;

б) от работодателей - представители областных ассоциаций, союзов, объединений работодателей;

в) от государственного органа исполнительной власти области - представители, назначенные Губернатором области.

3. Представители сторон социального партнерства являются членами областной трехсторонней комиссии. Количество членов областной трехсторонней комиссии от каждой из сторон должно быть равным. Конкретное количество членов комиссии устанавливается соглашением сторон.

Статья 11. Порядок формирования областной трехсторонней комиссии


1. Порядок формирования областной трехсторонней комиссии, представительство в ней определяются сторонами социального партнерства самостоятельно в соответствии с их уставами и законодательством.

2. Органы профессиональных союзов и их объединений, областные объединения работодателей в соответствии со своими уставами на основании решения коллегиальных органов делегируют представителей для работы в областной трехсторонней комиссии.

3. Губернатор области назначает представителей от исполнительного органа государственной власти области для работы в областной трехсторонней комиссии.

4. Каждая из сторон областной трехсторонней комиссии самостоятельна в своей деятельности и при решении вопросов обладает одним голосом вне зависимости от числа представителей. Разногласия между представителями одной стороны разрешаются путем переговоров, иных согласительных процедур.

5. Образование областной трехсторонней комиссии инициируется любой из сторон и оформляется совместным решением.

Статья 12. Организация работы областной трехсторонней комиссии


1. Областная трехсторонняя комиссия является постоянно действующим органом, срок полномочий которого устанавливается соглашением сторон, но не более чем на три года.

2. Для обеспечения работы областной трехсторонней комиссии стороны вправе формировать секретариат, подкомиссии, координационный совет по направлениям деятельности, а также иные структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на общественных началах.

3. Заседания областной трехсторонней комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в три месяца. Внеочередное заседание комиссии созывается в течение десяти дней в случае подачи письменного заявления одной из сторон.

4. Председательствующий на заседании комиссии определяется по согласованию сторон по очереди от каждой стороны.

5. Сроки, место проведения и повестка дня заседания областной трехсторонней комиссии определяются по согласованию сторон.

Статья 13. Полномочия областной трехсторонней комиссии


1. Областная трехсторонняя комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, положением о ней, планом работы и с учетом необходимости оперативного решения возникающих неотложных вопросов.

2. Областная трехсторонняя комиссия проводит переговоры, разрабатывает проекты соответствующих соглашений, взаимодействует с аналогичными комиссиями других уровней социального партнерства.

3. Областная трехсторонняя комиссия имеет право:

а) осуществлять контроль за выполнением сторонами социального партнерства условий соглашения;

б) вносить предложения об отмене или приостановлении действия решения сторон;

в) привлекать к работе специалистов, экспертов;

г) ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, не обеспечивших выполнение достигнутых соглашений и решений;

д) направлять членов областной трехсторонней комиссии, специалистов, экспертов в организации для изучения положения дел в социально - трудовой сфере;

е) запрашивать у должностных лиц информацию по вопросам, входящим в компетенцию областной трехсторонней комиссии.

4. Областная трехсторонняя комиссия обязана информировать население области о ходе подготовки, заключения и реализации соглашений. Подписанные соглашения подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 14. Координатор областной трехсторонней комиссии

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»