(в ред. законов Иркутской области от 29 декабря 1997 года N 52-оз,
от 2 октября 1998 года N 33-оз, от 31 декабря 1999 года N 66-оз,
от 31 октября 2001 года N 12/58-оз)
(с изменениями на 5 мая 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2006 года на основании
Закона Иркутской области от 10 октября 2005 года N 64-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Иркутской области от 5 мая 2004 года N 23-оз (Восточно-Сибирская правда, 13.05.2004).
____________________________________________________________________
Принят
постановлением
Законодательного собрания
Иркутской области
от 26 ноября 1997 года
N 15/3-ЗС
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Уставом Иркутской области определяет правовые, экономические, финансовые и организационные основы местного самоуправления, основные направления взаимодействия органов государственной власти Иркутской области (далее - область) с органами местного самоуправления, закрепляет гарантии реализации гражданами права на осуществление местного самоуправления.
1. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации деятельность населения по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения.
2. Местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций в целях наиболее полного и эффективного социально - экономического развития соответствующих территорий.
Местное самоуправление основывается на принципах:
- правовой, организационной, экономической и финансовой самостоятельности в решении вопросов местного значения;
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- гарантированности прав граждан на осуществление местного самоуправления, запрета на ограничение прав местного самоуправления;
- самостоятельности и ответственности населения муниципального образования в решении вопросов местного значения;
- недопустимости подчиненности одного муниципального образования другому;
- государственных гарантий и поддержки местного самоуправления, судебной защиты прав муниципального образования;
- ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.
1. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Иркутской области и областным законодательством, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.
2. Система нормативных правовых актов органов местного самоуправления является частью нормативно-правовой системы области.
Устав муниципального образования - основа нормативно-правовой системы местного самоуправления. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются в соответствии с уставом муниципального образования.
Виды нормативных правовых актов органов местного самоуправления, их соотношение, порядок принятия и внесения изменений определяются муниципальным образованием в соответствии с федеральным и областным законодательством.
1. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. Граждане осуществляют свое право на местное самоуправление как непосредственно (участие в местных референдумах, муниципальных выборах и иные формы прямого волеизъявления), так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.
Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется правом граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, равным доступом к муниципальной службе, правом на получение официальной информации о деятельности органов местного самоуправления и судебную защиту.
1. Полномочия органов местного самоуправления - это права и обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в конкретных сферах установлены настоящим Законом.
2. Вопросы местного значения - установленные уставом муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством предметы ведения местного самоуправления, связанные с непосредственным обеспечением социальных, экономических и культурных потребностей населения.
3. Предметы ведения, связанные с обеспечением основ жизнедеятельности населения, являются основными вопросами местного значения.
К основным вопросам местного значения относятся:
а) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
б) местные финансы, местный бюджет;
в) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
г) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры;
д) регулирование планировки и застройки территории;
ж) благоустройство и озеленение территории;
з) муниципальный транспорт;
и) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
к) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
Выделение основных вопросов местного значения не влечет ограничения прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов местного значения, установленных Федеральным законом.
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, иная территория, предусмотренная Федеральным и настоящим Законами, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В границах нескольких городских и сельских поселений, объединенных общей территорией, может создаваться единое муниципальное образование - объединение поселений (район, сельсовет, сельский округ, город с прилегающими поселениями и др.) в целях более эффективного осуществления местного самоуправления и с учетом мнения населения каждого из входящих в муниципальное образование поселений.
Статус муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами области.
1. Каждое муниципальное образование действует на основании устава - основного нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно (сходом, собранием граждан либо местным референдумом) или представительным органом местного самоуправления.
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном законом области. Устав публикуется с реквизитами о его государственной регистрации.
Устав вступает в силу после его официального опубликования.
Порядок опубликования устава определяется муниципальным образованием самостоятельно.
Государственная регистрация изменений и дополнений в зарегистрированные уставы муниципальных образований производится в порядке, установленном законом области.
2. В уставах муниципальных образований указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления; должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами области.
1. Создание нового муниципального образования, изменение или прекращение статуса существующих муниципальных образований осуществляются в результате образования, реорганизации, упразднения муниципальных образований.
Муниципальное образование считается образованным или реорганизованным с момента установления и (или) изменения его границ.
Порядок создания нового муниципального образования, изменения или прекращения статуса существующих муниципальных образований определяется настоящим Законом и иными законами области.
2. Границы муниципального образования устанавливаются и (или) изменяются законом области, принимаемым Законодательным собранием области (далее - Законодательное собрание) по представлению Губернатора области.
Представление вносится Губернатором области в Законодательное собрание на основании обращений населения соответствующей территории, органов местного самоуправления либо по собственной инициативе.
Законодательное собрание вправе самостоятельно разработать и принять с учетом заключения Губернатора области проект закона об установлении и (или) изменении границ муниципального образования.
3. Создание муниципальных образований, изменение или прекращение их статуса осуществляются при соблюдении следующих принципов:
- эффективность местного самоуправления;
- приближенность органов местного самоуправления к населению (приоритет поселения как основного типа муниципальных образований);
- гарантированность прав местного самоуправления (в том числе достаточной бюджетной обеспеченности);