(с изменениями на 8 декабря 2023 года)
(в ред. Законов Волгоградской области от 11.05.1999 N 258-ОД, от 03.11.2006 N 1312-ОД, от 13.07.2009 N 1924-ОД, от 24.02.2010 N 1998-ОД, от 10.10.2012 N 101-ОД, от 12.12.2013 N 167-ОД, от 27.06.2014 N 104-ОД, от 10.07.2015 N 107-ОД, от 28.05.2022 N 39-ОД, от 18.07.2022 N 51-ОД, от 08.12.2023 N 100-ОД)
Принят
областной Думой
11 сентября 1997 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством устанавливает принципы административно-территориального устройства Волгоградской области, порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, обеспечивает необходимое единство нормативно-правового регулирования указанных вопросов с целью организации государственного управления Волгоградской областью.
Административно-территориальное устройство - это система территориальной организации государственной власти в области, представляющая собой совокупность взаимосвязанных административно-территориальных единиц.
Административно-территориальная единица - часть территории области с одним или несколькими населенными пунктами, имеющая границы, фиксированные в установленном настоящим Законом порядке, название, орган государственной власти или местного самоуправления, исполняющий некоторые государственные функции и распространяющий свою юрисдикцию на ее территорию, административный центр, установленный настоящим Законом статус.
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
Населенный пункт - часть населенной территории административно-территориальной единицы, имеющая сосредоточенную застройку и служащая постоянным (в том числе сезонным) местом проживания городских и сельских жителей.
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
Административный центр - населенный пункт, который в установленном законом порядке определен как место постоянного нахождения органов государственной власти и местного самоуправления, исполняющих некоторые государственные функции.
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
Город областного значения - административно-территориальная единица, являющаяся экономическим и культурным центром области, имеющая развитую промышленность, с численностью населения не менее 25 тысяч человек.
Город районного значения - городской населенный пункт, являющийся промышленным и культурным центром, с численностью населения не менее 10 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов.
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
Рабочий поселок (поселок городского типа) - городской населенный пункт, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с численностью населения не менее трех тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов.
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
Курортный поселок - населенный пункт с численностью населения не менее двух тысяч человек, где ежегодное количество приезжающих для лечения и отдыха составляет не менее 50 процентов постоянного населения.
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
Село, станица, хутор, поселок - сельские населенные пункты, жители которых заняты преимущественно сельскохозяйственным производством.
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
Сельсовет - совокупность сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями.
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
Район - административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах географически и экономически связанные между собой сельсоветы, а также городские и другие населенные пункты.
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
Правовой основой административно-территориального устройства Волгоградской области являются: Конституция Российской Федерации; законодательство Российской Федерации; законодательство Волгоградской области: Устав Волгоградской области, настоящий Закон, иные законодательные акты Волгоградской области.
(в ред. Законов Волгоградской области от 03.11.2006 N 1312-ОД, от 10.07.2015 N 107-ОД)
Административно-территориальное устройство Волгоградской области основывается на следующих принципах:
а) стабильности исторически сложившегося расселения Волгоградской области;
б) устойчивости развития Волгоградской области;
в) создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и успешной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, участия населения в их работе;
г) обеспечения местному населению здоровой и безопасной среды обитания;
д) единства системы органов публичной власти в Волгоградской области;
(п. "д" в ред. Закона Волгоградской области от 28.05.2022 N 39-ОД)
е) содействия рациональному использованию природных ресурсов и всего экономического потенциала территории, развития ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций;
ж) развития национальной культуры, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности населения.
Территория Волгоградской области состоит из административно-территориальных единиц - районов и городов областного значения.
В состав Волгоградской области входят Алексеевский, Быковский, Городищенский, Даниловский, Дубовский, Еланский, Жирновский, Иловлинский, Калачевский, Камышинский, Киквидзенский, Клетский, Котельниковский, Котовский, Кумылженский, Ленинский, Михайловский, Нехаевский, Николаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Октябрьский, Ольховский, Палласовский, Руднянский, Светлоярский, Серафимовичский, Среднеахтубинский, Старополтавский, Суровикинский, Урюпинский, Фроловский, Чернышковский районы (включая входящую в состав Палласовского района часть территории закрытого административно-территориального образования - города Знаменска Астраханской области) и города областного значения: Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово.
(в ред. Закона Волгоградской области от 28.05.2022 N 39-ОД)
Волгоградская область самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства.
Статус закрытого административно-территориального образования определяется законодательством Российской Федерации.
Вынесение вопросов административно-территориального устройства на рассмотрение Волгоградской областной Думы осуществляется в порядке законодательной инициативы.
Принятие Волгоградской областной Думой решений по вопросам административно-территориального устройства производится с учетом мнения населения по инициативе представительных органов муниципального образования и органов государственной власти Волгоградской области, интересы которых затрагивают указанные решения.
К исключительной компетенции Волгоградской областной Думы относится принятие решений по вопросам:
а) определения и изменения вида населенных пунктов;
(пп. "а" в ред. Закона Волгоградской области от 27.06.2014 N 104-ОД)
б) образования новых, преобразования и упразднения существующих административно-территориальных единиц и населенных пунктов;
(в ред. Закона Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД)
в) - г) утратили силу. - Закон Волгоградской области от 12.12.2013 N 167-ОД;
д) исключен. - Закон Волгоградской области от 11.05.1999 N 258-ОД;
е) установления и перенесения административных центров;
ж) образования, упразднения сельсоветов и другим вопросам, предусмотренным законодательством.
Принятые Волгоградской областной Думой решения по вопросам административно-территориального устройства Волгоградской области оформляются постановлениями Волгоградской областной Думы.