Недействующий


ЗАКОН

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

от 21 августа 2001 года N 45

     
О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления
в Коми-Пермяцком автономном округе

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Коми-Пермяцкого автономного округа от 27 декабря 2004 года N 79
____________________________________________________________________

     
Принят
Законодательным Собранием
Коми-Пермяцкого автономного округа
20 августа 2001 года



Настоящий Закон в соответствии с Уставом Коми - Пермяцкого автономного округа, федеральными и окружными законами, уставами муниципальных образований определяет порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления и применяется в связи с инициированием вопроса по отзыву депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Право отзыва депутата представительного органа местного самоуправления


1. Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством.

2. Право отзыва не может быть использовано для ограничения самостоятельности инициативы депутата, создания препятствий его законной деятельности.

3. Право отзыва не может быть использовано в течение первых 12 месяцев со дня избрания и в течение последних 6 месяцев срока полномочий депутата.

4. Отзыв депутата может проводиться, если возможность отзыва предусмотрена уставом муниципального образования.

5. Вопрос по отзыву депутата не может быть инициирован по причине несогласия с его политическими взглядами, позицией по каким - либо вопросам, голосованием при принятии решений.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе


1. В настоящем законе используются следующие термины:

агитация по отзыву - деятельность граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, имеющая целью побудить или побуждающая граждан к участию в голосовании "за отзыв" или "против отзыва" депутата представительного органа местного самоуправления;

депутат представительного органа местного самоуправления (далее - депутат) - лицо, избранное непосредственно населением соответствующего избирательного округа согласно уставу муниципального образования в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

инициирование вопроса по отзыву депутата - проявление инициативы гражданами с целью последующего проведения голосования избирателей по отзыву депутата;

комиссии по отзыву - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, другими законами округа, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение голосования по отзыву депутата;

отзыв - досрочное лишение депутата полномочий, которыми он был наделен в результате избрания, в соответствии с уставом муниципального образования;

основания отзыва - определенные настоящим Законом условия, при наличии которых возможно инициирование вопроса по отзыву депутата.

2. В настоящем Законе используются также термины и их значение, определенные статьей 2 закона округа "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Коми - Пермяцком автономном округе".

Статья 3. Принципы проведения голосования по отзыву депутата


1. К голосованию по отзыву депутата применяются требования Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому гражданин участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в голосовании по отзыву депутата является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в голосовании по отзыву, а также на его свободное волеизъявление.

3. Допускается проведение голосования по отзыву депутата одновременно с проведением голосования на референдумах (за исключением референдума Российской Федерации), выборах.

4. Деятельность комиссий при подготовке и проведению голосования, определению результатов голосования депутата осуществляется открыто и гласно.

5. Если по результатам голосования по отзыву депутат не был отозван, проведение следующего голосования по отзыву возможно только по истечении 12 месяцев со дня предшествующего голосования.

Статья 4. Право граждан на участие в голосовании по отзыву депутата


1. В голосовании по отзыву депутата имеют право участвовать граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего избирательного округа и достигшие на день голосования 18 лет, обладающие активным избирательным правом.

2. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего избирательного округа, вправе участвовать в процедуре отзыва депутата представительного органа местного самоуправления.

3. Граждане Российской Федерации голосуют "за отзыв" или "против отзыва" депутата непосредственно.

4. В голосовании по отзыву депутата не имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся на день голосования в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.

5. Граждане имеют право на информацию об основаниях инициирования вопроса по отзыву депутата, а также о действиях и мероприятиях, связанных с отзывом депутата.

Глава II. Основания и процедура отзыва депутата


Статья 5. Перечень оснований отзыва депутата


1. Депутат может быть отозван при наличии одного или нескольких оснований, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Основанием отзыва депутата являются:

1) систематическое невыполнение депутатских обязанностей;

2) совершение действий, порочащих звание депутата;

3) утрата доверия избирателей;

4) осуществление деятельности, несовместимой со статусом депутата;

5) нарушение законодательства Российской Федерации, Коми - Пермяцкого автономного округа, устава, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, установленное судом.

Данные факты подлежат установлению в порядке, определенном в настоящем Законе. Инициирование процедуры отзыва возможно только после фактического установления наличия оснований по отзыву депутата.

3. Отзыв депутата по иным основаниям, кроме указанных в настоящей статье, запрещается.

Статья 6. Порядок установления представительным органом местного самоуправления фактов наличия оснований по отзыву депутата


1. Под невыполнением депутатских обязанностей, как основанием для отзыва, депутата понимается систематическое, без уважительных причин и умышленное уклонение депутата от осуществления своих прав и обязанностей, содержащихся в законе округа "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Коми - Пермяцкого автономного округа".

2. Под совершением действий, порочащих звание депутата, как основанием для отзыва, понимается совершение депутатом проступков, грубо нарушающих общепринятые нормы морали и (или) депутатской этики.

3. Под утратой доверия избирателей, как основанием отзыва, понимается неудовлетворенность избирателей деятельностью депутата, связанная с такими причинами как невыполнение депутатом предвыборной программы, отказ от контактов с избирателями, ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений.

Утрата доверия не может быть использована в качестве основания отзыва, если невыполнение предвыборной программы и пожеланий избирателей, прекращение контактов с ними имели место по объективным, не зависящим от депутата причинам.

4. Под фактом осуществления деятельности, несовместимой со статусом депутата, понимается оказание содействия, непредусмотренного законом, юридическим и физическим лицам, с использованием своего положения в осуществлении их деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы, а также занятие депутата предпринимательской деятельностью.

5. Субъект права инициативы по отзыву депутата вносит информацию о ставшем ему известном факте неисполнения депутатом своих депутатских обязанностей, факте утраты доверия избирателей, факте совершения депутатом действий, порочащих звание депутата, факте осуществления деятельности, несовместимой со статусом депутата, в представительный орган местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления в 3-дневный срок ставит в известность депутата, в отношении которого имеется соответствующая информация, и обеспечивает ему возможность ознакомиться с поступившими материалами и дать письменные объяснения и поручает мандатной комиссии провести проверку поступившей информации.

Мандатная комиссия в течение месяца осуществляет проверку данной информации. В случае не подтверждения информации о факте неисполнения депутатом своих депутатских обязанностей, факте утраты доверия избирателей или факте совершения депутатом действий, порочащих звание депутата, факта осуществления деятельности, несовместимой со статусом депутата, мандатная комиссия вносит предложение о мотивированном отказе субъектам права инициативы и докладывает о нем на заседании представительного органа местного самоуправления, о чем принимается решение. В случае подтверждения информации о факте неисполнения депутатом своих депутатских обязанностей, о факте утраты доверия избирателей или факте совершения депутатом действий, порочащих звание депутата, факта осуществления деятельности, несовместимой со статусом депутата мандатная комиссия осуществляет подготовку и внесение на очередное заседание представительного органа местного самоуправления проекта соответствующего решения.

6. Факт неисполнения депутатом своих депутатских обязанностей, факт утраты доверия избирателей или факт совершения депутатом действий, порочащих звание депутата, факта осуществления деятельности, несовместимой со статусом депутата, устанавливается представительным органом местного самоуправления.

7. В случае установления представительным органом местного самоуправления факта неисполнения депутатом своих депутатских обязанностей, факта утраты доверия избирателей, факта совершения депутатом действий, порочащих звание депутата, факта осуществления деятельности, несовместимой со статусом депутата, решение представительного органа местного самоуправления об установлении этого факта должно содержать его формулировку.

8. Под фактом нарушения законодательства Российской Федерации, Коми - Пермяцкого автономного округа, устава, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, как основанием отзыва депутата, понимается однократное грубое либо многократное (систематическое) нарушение законодательства, депутатом.

Отзыв по данному основанию не освобождает депутата от иной ответственности за допущенное нарушение законодательства.

9. В случае привлечения депутата к уголовной ответственности в установленном порядке и вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата его полномочия прекращаются досрочно по решению представительного органа местного самоуправления. Инициирование процедуры отзыва депутата и голосование по отзыву в этом случае не проводятся.

Глава III. Порядок инициирования кампании по отзыву депутата  


Статья 7. Право инициативы проведения голосования по отзыву депутата


1. Право инициативы проведения голосования по отзыву депутата, сбора подписей под требованием о проведении такого голосования принадлежит гражданам, имеющим в соответствии со статьей 4 настоящего Закона право на участие в голосовании.

2. Граждане - инициаторы отзыва депутата подают коллективное заявление об инициировании вопроса о проведении голосования по отзыву в представительный орган местного самоуправления.

Статья 8. Рассмотрение заявления инициативной группы граждан


1. Заявление инициативной группы граждан должно быть рассмотрено представительным органом местного самоуправления на его ближайшем заседании с приглашением представителей инициативной группы.

2. При получении заявления представительный орган местного самоуправления информирует о нем депутата и представляет ему копию заявления с приложенными к нему соответствующими документами. Ознакомившись с ними, депутат вправе представить аргументы в свою защиту в письменном виде.

3. Представительный орган местного самоуправления вправе определить свою позицию по вопросу инициирования голосования по отзыву и изложить ее в решении, которое доводится до сведения территориальной избирательной комиссии депутата, представителей инициативной группы.

Если в период избирательной кампании проводился сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения данного лица кандидатом в депутаты, представительный орган местного самоуправления принимает решение о разрешении сбора подписей граждан либо отказывает в таком разрешении.

4. Если представительный орган местного самоуправления разрешает сбор подписей, территориальная избирательная комиссия принимает решение о регистрации инициативной группы граждан как уполномоченных организовывать сбор подписей.

При обращении нескольких групп инициаторов отзыва регистрационное свидетельство выдается только той группе, которая обратилась первой в представительный орган местного самоуправления.

Инициативная группа по отзыву перед принятием решения представительным органом местного самоуправления вправе дополнить основания инициирования по отзыву депутата предложениями иных инициаторов отзыва, также обратившихся в представительный орган местного самоуправления, но при наличии их согласия и соответствующих документов. О своем решении инициативная группа по отзыву заблаговременно информирует представительный орган местного самоуправления.

5. После принятия представительным органом местного самоуправления решения о разрешении сбора подписей граждан в поддержку проведения голосования по отзыву, изменение инициативной группой оснований инициирования отзыва депутата не разрешается.

6. О принятом решении представительный орган местного самоуправления информирует инициативную группу по отзыву, депутата и территориальную избирательную комиссию.

Решение может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Статья 9. Образование инициативной группы по отзыву


1. Инициативные группы граждан по отзыву депутата образуются на собраниях граждан.

2. Собрание граждан для создания инициативной группы по отзыву депутата считается правомочным, если на нем присутствует не менее 10 граждан данного избирательного округа.

Перед собранием проводится письменная регистрация участников с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и подписи каждого участника собрания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»