Действующий

Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы

Внутренний водный транспорт


Калининградская область имеет развитую сеть внутренних водных путей (571 км), плотность которой (38 км на 1 тыс. кв. км территории) почти в 10 раз больше среднероссийского показателя.

Водные пути Калининградской области, включают реки Матросовка, Дейма, Преголя, Шешупе, Неман, Ржевка, Луговая, Тимбер, Тава, каналы Приморский, Полесский, Озерковский и Черняховский, а также Куршский залив. Калининградский (Вислинский) залив относится к внутренним морским водам.

Внутренние водные пути Калининградской области являются федеральным имуществом и состоят на балансе (Гвардейского района) внутренних водных путей и судоходства - филиала ФГУ "Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (г. Санкт-Петербург), являющегося территориальным подразделением Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России.

Внутренние водные пути области свободно сообщаются с водными путями соседних стран, имеют сопоставимые габариты пути, обустроены в гидротехническом отношении. На основных трассах можно эксплуатировать суда общей грузоподъемностью от 200 до 800 тонн.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 N 622 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.1994 N 406р в речном порту Советск установлен и открыт двухсторонний речной круглосуточный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации. На сегодняшний день пункт пропуска осуществляет контрольные операции только в отношении российских и литовских судов.

Водный транспорт относится к наиболее экономичным и дешевым видам транспорта, однако эксплуатация внутренних водных путей области находится в сложной ситуации:

1. В результате многолетнего отсутствия бюджетного финансирования на капитальный ремонт и строительство внутренних водных путей области происходит постепенное снижение проходных габаритов путей. Объем финансирования из федерального бюджета на текущее содержание также недостаточен (в 2006 году - 3,4 млн. рублей), что приводит к фактической невозможности проведения хотя бы минимума путевых работ.

2. Как следствие, судоходство на внутренних водных путях области является малоинтенсивным. В условиях дефицита федерального финансирования Министерство транспорта Российской Федерации проводит политику, направленную на поддержание безопасных навигационных условий судоходства только на магистральных внутренних водных путях и исключение из обслуживания малоиспользуемых участков внутренних водных путей. Следствием этого становится исключение из судоходства целых участков внутренних водных путей области. Так, из указанных выше 571 км областных водных путей в ежегодно утверждаемом Минтрансом России перечне внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов в 2006 году осталось только 299 км.

3. Уменьшение федерального финансирования, выделяемого на содержание ВВП области, сдерживает развитие внутреннего судоходства. Следствием данной ситуации стало то, что в области практически отсутствует грузовой флот, использование которого возможно на внутренних водных путях, фактически идет ликвидация малого речного флота.

4. С 2004 года прекращено финансирование по проекту Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" - "Расширение судоходной трассы на реке Скирвите и Камышовой отмели в Куршском заливе", призванного обеспечить свободный проход российских рыболовных судов в Куршский залив из портопунктов Калининградской области и обратно без захода в территориальные воды Литовской Республики.

Как следствие, российские рыболовные суда для прохода из реки Неман в Куршский залив вынуждены заходить в литовскую часть залива на 15 км.

5. Интенсивность развития грузовых и пассажирских перевозок по внутренним водным путям Калининградской области во многом зависит от возможности использования отдельных маршрутов для организации судоходства не только под российским, но и под иностранным флагом. Однако действующее российское законодательство запрещает плавание по внутренним водным путям Российской Федерации судам под иностранным флагом. Главным проблемным вопросом является отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей порядок пересечения государственной границы и осуществления плавания в акватории Куршского и Калининградского (Вислинского) заливов, в том числе судами под флагом "третьих стран".

1.2.6. Демографический дисбаланс

Общая демографическая ситуация в Калининградской области может считаться проблемной даже по сравнению со среднероссийскими показателями (рис. 17). Для эксклавной территории улучшение условий естественного воспроизводства населения и эффективное регулирование миграции являются ключевыми факторами экономической и политической безопасности, критическими условиями его жизнеобеспечения.

При этом демографическая ситуация характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, а естественная убыль уже не компенсируется миграционным притоком. По состоянию на 1 июня 2006 года численность постоянного населения составила 937844 человека и уменьшилась с начала года на 2043 человека. Общая тенденция в январе - мае 2006 года характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения.

Рисунок 17. Средняя продолжительность жизни

В связи со старением населения возникает дефицит рабочей силы, увеличивается нагрузка на систему здравоохранения.

В отношениях с окружающими странами растет риск оттока квалифицированных молодых кадров в страны ЕС. По прогнозам, даже без учета этого фактора численность населения трудоспособного возраста к 2015 году сократится как минимум на 15%. Хотя необходимая численность трудоспособного населения для обеспечения экономического роста, по оценке, должна к этому времени превышать сегодняшнюю на 30%.

На данный момент замещающая миграция частично покрывает естественную убыль населения, однако без принятия конкретных мер по улучшению миграционной ситуации поток приезжих практически прекратится. Заявленные в региональной миграционной программе ориентиры миграционного потока, позволяющие увеличить население области в 2 раза к 2016-2020 гг., вряд ли достижимы при существующих темпах прироста.