Действующий

Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы

Таблица 23

Возрастной состав мигрантов в 2004 году


Общее число прибывших

Число прибывших из других
 регионов России

Число прибывших
 из-за пределов России

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

в том числе

моложе

в трудо-
 способном
 возрасте

старше

моложе

в трудо-
 способном
 возрасте

старше

моложе

в трудо-
 способном
 возрасте

старше

РФ

2117434

286879

1562626

267929

851895

111053

630637

110205

11957

17035

78855

23267

СЗФО

192893

24541

143131

25221

103940

12490

77708

13742

11336

1551

7404

2381

КО

15869

2275

11461

2133

5791

852

4110

829

2186

307

1441

483

Общее число выбывших

Число выбывших в другие
 регионы России

Число выбывших за пределы
 России

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

в том числе

моложе

в трудо-
 способном
 возрасте

старше

моложе

в трудо-
 способном
 возрасте

старше

м оложе

в трудо-
 способном
 возрасте

старше

РФ

2076159

284946

1536149

255064

849982

110972

628969

110041

79795

15183

54046

10566

СЗФО

184154

23809

137302

23043

98714

11790

74085

12839

7823

1519

5198

1106

КО

12968

1831

9563

1574

4239

569

3110

560

837

146

543

148

Общий миграционный
 прирост населения

Миграционный прирост
 за счет передвижений между
 регионами России

Сальдо миграции
 за счет межгосударственных
 перемещений

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

в том числе

моложе

в трудо-
 способном
 возрасте

старше

моложе

в трудо-
 способном
 возрасте

старше

моложе

в трудо-
 способном
 возрасте

старше

РФ

41275

1933

26477

12865

1913

81

1668

164

67838

1852

24809

12701

СЗФО

8739

732

5829

2178

5226

700

3623

903

3513

32

2206

1275

КО

2901

444

1898

559

1552

283

1000

269

1349

161

898

335

В настоящее время регион представил на согласование в Правительство РФ проект программы по оказанию содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, одна из целей которой - организация управляемой миграции, соответствующей демографическим и трудовым проблемам области.

Калининград также приступил к созданию специализированного переселенческого центра, задачей которого является прием прибывающих семей, их временное размещение, постановка на все виды учета, а также помощь в трудоустройстве. Речь идет о привлечении в область квалифицированной рабочей силы, дефицит которой на сегодня превышает 20 тыс. человек. В расчет включена карта по всем категориям специалистов, в которых нуждается область, - это примерно 40 видов деятельности.

Однако довольно низкие показатели коэффициента естественного прироста Латвии и Литвы означают, что эти страны будут серьезно конкурировать с Калининградской областью в привлечении на свою территорию трудовых мигрантов уже в среднесрочной перспективе. Это говорит о необходимости сотрудничества России и ЕС в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда.

1.2.7. Ограничения жилищной инфраструктуры

Состояние жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области характеризуется высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды, других ресурсов. В жилищном фонде области более 40 процентов жилых помещений не соответствует требованиям санитарных норм, в том числе по причине того, что основу жилого фонда составляют довоенные постройки.

Износ сетей водоснабжения составляет 73%. Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения достигают в среднем по региону 25%. Износ коммунальной теплоэнергетики составляет более 50%. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12,5% и выше. В неудовлетворительном состоянии находится 526 км тепловых сетей, имеют место большие потери тепла и утечки теплоносителя (около 25%). Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения многих домов в зимний период.

Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения достигают 30 процентов поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стал дефицит в обеспечении населения области питьевой водой нормативного качества. Более 60 процентов водопроводов с забором воды из поверхностных источников, обеспечивающих 80 процентов потребностей в воде в городах и поселках городского типа, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.

Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 80 процентов перегружены, 70 процентов эксплуатируются более 50 лет и требуют срочной реконструкции. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.

В 2003-2005 годах в рамках реализации Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции более 40 объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях области.

Вместе с тем позитивного изменения ситуации при реализации Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области достичь не удалось. Причинами этого являются не только низкая эффективность использования бюджетных средств в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, но и невысокая активность муниципалитетов в реализации задач Программы.

Основными целями областной целевой Программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Калининградской области на 2003-2010 годы" являются обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, ликвидация до 2010 года включительно аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году. Участие в Программе принимали 5 муниципалитетов области. За счет средств всех источников финансирования в 2003-2005 годах освоено 331,4 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составили 165,7 млн. рублей. Эти вложения позволили ввести 18 тыс. кв. м жилья (264 квартиры) и переселить 162 семьи, проживавших ранее в ветхом и аварийном жилье.

Однако реализация Программы не достигла главной цели - крупномасштабного переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов. Главная причина этого состоит в том, что не были в полной мере использованы и запущены в активный оборот рыночные инструменты решения задачи (финансовые и инвестиционные инструменты, технология выделения и предоставления строительных площадок, эффективные механизмы работы с земельным рынком и т.д.).

Деятельность коммунального комплекса Калининградской области в настоящее время характеризуется в целом низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Причинами критического состояния жилищной инфраструктуры являются:

- высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;

- низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, преобладание административных методов хозяйствования.

Технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связана с недостатками проводимой в предыдущие годы муниципальной тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей и не формировала стимулы к сокращению затрат организаций коммунального комплекса. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы основных узлов и объектов.

В этой ситуации стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Одной из критических точек в этой сфере является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Реализация проектов строительства и реконструкции очистных сооружений в Калининградской области для исполнения обязательств Российской Федерации в рамках Хельсинхской Конвенции по защите морской среды Балтийского моря и мероприятия по развитию производственных мощностей по утилизации твердых бытовых отходов в целях ликвидации трансграничного переноса загрязнений атмосферного воздуха, вызванных хранением твердых бытовых отходов, потребует суммарный объем инвестиций - 5,4 млрд. руб., а на финансирование реконструкции водоснабжения городских и сельских населенных пунктов Калининградской области на 2006-2010 годы требуются средства федерального бюджета в сумме 3,5 млрд. руб.

1.2.8. Дисбаланс рынка образования и рынка труда

За последние 5 лет ситуация на рынке образования Калининградской области характеризуется следующими тенденциями:

- рост численности студентов и количества вузов - в первую очередь за счет негосударственных вузов и филиалов центральных вузов;