Возрастной состав мигрантов в 2004 году
Общее число прибывших | Число прибывших из других | Число прибывших | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
моложе | в трудо- | старше | моложе | в трудо- | старше | моложе | в трудо- | старше | ||||
РФ | 2117434 | 286879 | 1562626 | 267929 | 851895 | 111053 | 630637 | 110205 | 11957 | 17035 | 78855 | 23267 |
СЗФО | 192893 | 24541 | 143131 | 25221 | 103940 | 12490 | 77708 | 13742 | 11336 | 1551 | 7404 | 2381 |
КО | 15869 | 2275 | 11461 | 2133 | 5791 | 852 | 4110 | 829 | 2186 | 307 | 1441 | 483 |
Общее число выбывших | Число выбывших в другие | Число выбывших за пределы | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
моложе | в трудо- | старше | моложе | в трудо- | старше | м оложе | в трудо- | старше | ||||
РФ | 2076159 | 284946 | 1536149 | 255064 | 849982 | 110972 | 628969 | 110041 | 79795 | 15183 | 54046 | 10566 |
СЗФО | 184154 | 23809 | 137302 | 23043 | 98714 | 11790 | 74085 | 12839 | 7823 | 1519 | 5198 | 1106 |
КО | 12968 | 1831 | 9563 | 1574 | 4239 | 569 | 3110 | 560 | 837 | 146 | 543 | 148 |
Общий миграционный | Миграционный прирост | Сальдо миграции | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
моложе | в трудо- | старше | моложе | в трудо- | старше | моложе | в трудо- | старше | ||||
РФ | 41275 | 1933 | 26477 | 12865 | 1913 | 81 | 1668 | 164 | 67838 | 1852 | 24809 | 12701 |
СЗФО | 8739 | 732 | 5829 | 2178 | 5226 | 700 | 3623 | 903 | 3513 | 32 | 2206 | 1275 |
КО | 2901 | 444 | 1898 | 559 | 1552 | 283 | 1000 | 269 | 1349 | 161 | 898 | 335 |
В настоящее время регион представил на согласование в Правительство РФ проект программы по оказанию содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, одна из целей которой - организация управляемой миграции, соответствующей демографическим и трудовым проблемам области.
Калининград также приступил к созданию специализированного переселенческого центра, задачей которого является прием прибывающих семей, их временное размещение, постановка на все виды учета, а также помощь в трудоустройстве. Речь идет о привлечении в область квалифицированной рабочей силы, дефицит которой на сегодня превышает 20 тыс. человек. В расчет включена карта по всем категориям специалистов, в которых нуждается область, - это примерно 40 видов деятельности.
Однако довольно низкие показатели коэффициента естественного прироста Латвии и Литвы означают, что эти страны будут серьезно конкурировать с Калининградской областью в привлечении на свою территорию трудовых мигрантов уже в среднесрочной перспективе. Это говорит о необходимости сотрудничества России и ЕС в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда.
1.2.7. Ограничения жилищной инфраструктуры
Состояние жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области характеризуется высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды, других ресурсов. В жилищном фонде области более 40 процентов жилых помещений не соответствует требованиям санитарных норм, в том числе по причине того, что основу жилого фонда составляют довоенные постройки.
Износ сетей водоснабжения составляет 73%. Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения достигают в среднем по региону 25%. Износ коммунальной теплоэнергетики составляет более 50%. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12,5% и выше. В неудовлетворительном состоянии находится 526 км тепловых сетей, имеют место большие потери тепла и утечки теплоносителя (около 25%). Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения многих домов в зимний период.
Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения достигают 30 процентов поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стал дефицит в обеспечении населения области питьевой водой нормативного качества. Более 60 процентов водопроводов с забором воды из поверхностных источников, обеспечивающих 80 процентов потребностей в воде в городах и поселках городского типа, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.
Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 80 процентов перегружены, 70 процентов эксплуатируются более 50 лет и требуют срочной реконструкции. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
В 2003-2005 годах в рамках реализации Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции более 40 объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях области.
Вместе с тем позитивного изменения ситуации при реализации Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области достичь не удалось. Причинами этого являются не только низкая эффективность использования бюджетных средств в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, но и невысокая активность муниципалитетов в реализации задач Программы.
Основными целями областной целевой Программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Калининградской области на 2003-2010 годы" являются обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, ликвидация до 2010 года включительно аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году. Участие в Программе принимали 5 муниципалитетов области. За счет средств всех источников финансирования в 2003-2005 годах освоено 331,4 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составили 165,7 млн. рублей. Эти вложения позволили ввести 18 тыс. кв. м жилья (264 квартиры) и переселить 162 семьи, проживавших ранее в ветхом и аварийном жилье.
Однако реализация Программы не достигла главной цели - крупномасштабного переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов. Главная причина этого состоит в том, что не были в полной мере использованы и запущены в активный оборот рыночные инструменты решения задачи (финансовые и инвестиционные инструменты, технология выделения и предоставления строительных площадок, эффективные механизмы работы с земельным рынком и т.д.).
Деятельность коммунального комплекса Калининградской области в настоящее время характеризуется в целом низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами критического состояния жилищной инфраструктуры являются:
- высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
- низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, преобладание административных методов хозяйствования.
Технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связана с недостатками проводимой в предыдущие годы муниципальной тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей и не формировала стимулы к сокращению затрат организаций коммунального комплекса. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы основных узлов и объектов.
В этой ситуации стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Одной из критических точек в этой сфере является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Реализация проектов строительства и реконструкции очистных сооружений в Калининградской области для исполнения обязательств Российской Федерации в рамках Хельсинхской Конвенции по защите морской среды Балтийского моря и мероприятия по развитию производственных мощностей по утилизации твердых бытовых отходов в целях ликвидации трансграничного переноса загрязнений атмосферного воздуха, вызванных хранением твердых бытовых отходов, потребует суммарный объем инвестиций - 5,4 млрд. руб., а на финансирование реконструкции водоснабжения городских и сельских населенных пунктов Калининградской области на 2006-2010 годы требуются средства федерального бюджета в сумме 3,5 млрд. руб.
1.2.8. Дисбаланс рынка образования и рынка труда
За последние 5 лет ситуация на рынке образования Калининградской области характеризуется следующими тенденциями:
- рост численности студентов и количества вузов - в первую очередь за счет негосударственных вузов и филиалов центральных вузов;