Действующий

Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы

Таблица 24

Численность работающих на крупных и средних предприятиях


Административно-
 территориальные
 образования

Октябрь 2005

человек

в % к октябрю
 2004

в % к итогу

Калининградская
 область

196312

103,4

100,0

в том числе города:

Калининград

126997

105,2

64,7

Балтийский район

17952

96,1

9,1

Ленинградский район

40728

104,1

20,7

Московский район

21793

106,3

11,1

Октябрьский район

18132

96,5

9,2

Центральный район

28392

120,5

14,5

Пионерский

1505

100,0

0,8

Советск

8837

104,7

4,5

городские округа:

Балтийский

3577

138,0

1,8

Светлогорский

3719

99,2

1,9

пгт. Янтарный

1058

99,4

0,5

Светловский

3940

103,7

2,0

районы:

Багратионовский

4890

97,5

2,5

г. Ладушкин

489

96,1

0,2

г. Мамоново

1041

95,0

0,5

Гвардейский

2894

94,2

1,5

Гурьевский

5857

98,2

3,0

Гусевский

3947

88,0

2,0

Зеленоградский

3208

112,1

1,6

Краснознаменский

1604

103,2

0,8

Неманский

3551

90,6

1,8

Нестеровский

3110

84,9

1,6

Озерский

1794

89,8

0,9

Полесский

2855

95,3

1,5

Правдинский

2933

91,4

1,5

Славский

2954

86,0

1,5

Черняховский

8140

119,2

4,1

Дифференциация в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными собственными доходами муниципальными образованиями (без учета финансовой помощи из областного бюджета) достигает 6-8 раз (Краснознаменский, Озерский, Славский городские округа по сравнению с Калининградским городском округом).

Вследствие крайней неравномерности распределения промышленных производств по территории муниципальных образований Калининградской области местные бюджеты имеют также значительную дифференциацию по уровню обеспеченности собственными доходами и, следовательно, уровню дотационности. Собственные доходы в бюджете г. Калининграда составляют более 67%, а в тех же Славском и Краснознаменском районе 0,59% и 0,64% соответственно. Еще 9 муниципальных образований из 22 имеют в структуре местного бюджета долю собственных доходов менее 1%.

Таким образом, необходима модернизация пространственной схемы Калининградской области, предлагающая новые форматы специализации территорий - в зависимости от их возможного позиционирования в рамках макрорегиональных процессов на Балтике. Основными инструментами ликвидации дисбаланса в социально-экономическом развитии (помимо бюджетного выравнивания) могут стать:

- эффективная кластерная политика, позволяющая интегрировать малые предприятия с наименее развитых территорий в систему горизонтальных связей с предприятиями-лидерами (мебельный кластер, пищевой, агропромышленный и т.д.);

- инвентаризация и последовательная подготовка инвестиционных объектов (площадок под инвестирование) - при поддержке со стороны регионального уровня в виде государственных гарантий, доступа к основным инфраструктурам и т.д.;

- разработка стратегических планов развития для территорий и их групп в рамках принятой стратегии развития Калининградской области;

- особую важность для Калининградской области имеет создание "альтернативного" урбанистического центра, способного в той или иной мере "уравновесить" роль Калининграда, в том числе взяв на себя ряд транспортных и логистических функций, оставив за главным городом финансовые, презентационные, культурные, образовательные виды активности. Возможным претендентом на эту функцию является потенциальная агломерация Черняховск - Гусев, расположенная на основной транспортной оси территории области.

1.2.10. Неэффективное использование земельных ресурсов

Согласно отчету Роснедвижимости за 2005 год площадь земельных участков категории земли промышленности, транспорта, обороны, безопасности составляет 96,7 тыс. га. Из указанной площади 78,6 тыс. га составляют земли обороны и безопасности. Площадки, занимаемые военным имуществом, имеют большой промышленный потенциал, поскольку уже имеют лимиты по использованию электрических мощностей и доступ к иным инфраструктурам.

Однако на протяжении нескольких лет возникают проблемы с высвобождением и передачей военного имущества потенциальным инвесторам. Не разработан эффективный механизм передачи земельных участков и площадок муниципальным образованиям и заинтересованным частным структурам.

В настоящее время 35% сельскохозяйственных угодий с неудовлетворительным состоянием земель требуют работ по мелиоративным и агрохимическим мероприятиям. В связи с этим на 2006-2010 годы утверждена новая областная Программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Калининградской области на 2006-2010 годы". Объемы финансирования в 2006 году определены в пределах Программы. Федеральные средства будут использоваться на реконструкцию объектов федеральной собственности (дамбы, насосные станции, магистральные каналы), средства областного бюджета - на ремонт каналов и ГТС проводящей сети при условии софинансирования из местных бюджетов и внебюджетных источников не менее 35% стоимости работ.