Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 29 декабря 2006 года N 99-РЗ
г.Горно-Алтайск

О республиканской целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2010 годы"

(с изменениями на 14 мая 2008 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Республики Алтай от 24 декабря 2007 года N 92-РЗ (Приложение к газете "Звезда Алтая", 28.01.2008);

Законом Республики Алтай от 14 мая 2008 года N 44-РЗ (Звезда Алтая, 02.07.2008).

____________________________________________________________________

Принят
Государственным Собранием -
Эл Курултай Республики Алтай
8 декабря 2006 года

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2010 годы".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

И.о. Председателя
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай
Т.А.Гигель

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.Бердников


УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Алтай
"О республиканской целевой программе
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2007-2010 годы"


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2010 годы"

(с изменениями на 14 мая 2008 года)

     

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы";

Закон Российской Федерации от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"

Государственный заказчик Программы

Министерство внутренних дел по Республике Алтай

(позиция в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2008 года Законом Республики Алтай от 24 декабря 2007 года N 92-РЗ, - см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

Министерство внутренних дел по Республике Алтай

(позиция в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2008 года Законом Республики Алтай от 24 декабря 2007 года N 92-РЗ, - см. предыдущую редакцию)

Цель Программы

Сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай на 16-20% по сравнению с 2005 годом

Задачи Программы

Проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;

снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;

активизация усилий правоохранительных органов в борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай;

осуществление постоянного контроля за распространением и незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай

Срок и этапы реализации Программы

2007-2010 годы

1 этап - 2007-2008 годы

2 этап - 2009-2010 годы

Основные мероприятия Программы

Активизация взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

организационно-методическое и правовое обеспечение противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай;

мероприятия по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай;

профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ в Республике Алтай;

развитие материально-технического обеспечения системы правоохранительных органов

Исполнители Программы

Министерство внутренних дел по Республике Алтай;


Министерство здравоохранения Республики Алтай;

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай;

Министерство культуры Республики Алтай;

Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай

(позиция в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2008 года Законом Республики Алтай от 24 декабря 2007 года N 92-РЗ, - см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования Программы (тыс.руб.)

Общий объем финансирования составит 17210 тыс.рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, в том числе:

2007 год - 5102,5 тыс.рублей;

2008 год - 4152,5 тыс.рублей;

2009 год - 4252,5 тыс.рублей;

2010 год - 3702,5 тыс.рублей

(позиция в редакции, введенной в действие со 2 июля 2008 года Законом Республики Алтай от 14 мая 2008 года N 44-РЗ, - см. предыдущую редакцию)

Система организации контроля за исполнением Программы

Организация управления и контроля за исполнением Программы возлагается на Министерство финансов Республики Алтай и Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай

Ожидаемые конечные результаты Программы

Снижение распространения и оборота наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай;

снижение на 20% по сравнению с 2005 годом степени доступности незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай;

повышение на 10% эффективности выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

получение полной и достоверной информации о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества на территории Республики Алтай;

формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков

Предполагаемые участники Программы

Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Республике Алтай (далее - Управление ФСКН России по Республике Алтай);

Министерство труда и социального развития Республики Алтай;

Министерство финансов Республики Алтай;

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай

     

2. Общие положения


Необходимость разработки настоящей Программы вызвана сложной криминогенной обстановкой в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Алтай, которая оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие региона.

Реализация большинства мероприятий республиканской целевой программы "Комплексные меры по профилактике, лечению от наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2001-2005 годы", утвержденной Законом Республики Алтай от 12 сентября 2001 года N 22-55, позволили приостановить рост правонарушений, связанных с потреблением и незаконным оборотом наркотиков. Однако достигнутые позитивные изменения не приобрели устойчивый и повсеместный характер.

По данным уголовной статистики в 2005 году зарегистрировано 315 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наиболее серьезное беспокойство вызывает рост преступлений, связанных со сбытом наркотических средств в крупных и особо крупных размерах. Так, в 2005 году было выявлено 138 преступлений (в 2004 году - 110, рост преступлений составляет 25,5%).

Нуждается в совершенствовании система профилактики правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков среди несовершеннолетних, которыми в 2004 году совершено 32 преступления. Среди ранее судимых в 2005 году привлечено к уголовной ответственности - 71 человек (на 5,6% меньше чем в 2004 году), что свидетельствует об уменьшении рецидивной преступности и вовлечении в незаконный оборот наркотиков новых участников. Так, 123 человека из общего числа привлеченных к ответственности лиц совершили преступления в наиболее социально-активном возрасте (от 18-29 лет). Из них 24 человека обучались в различных учебных заведениях Республики Алтай.

В ряде районов Республики Алтай не в полной мере реализуются полномочия органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка, защиты прав и свобод граждан. К участию в этой работе недостаточно привлекается население, не принято должных мер к возобновлению деятельности добровольных народных дружин, отрядов содействия милиции, общественных пунктов правопорядка и советов профилактики правонарушений.

С учетом особенностей социально-экономического развития Республики Алтай, близости крупных промышленных центров Алтайского края, обладающих повышенной криминализированностью, усиления вооруженности и технической оснащенности правонарушителей, в ближайшей перспективе не исключается рост преступлений с повышенной степенью опасности и дерзости, возрастание тяжести последствий противоправного поведения, стремление организованных преступных групп к усилению криминального контроля над предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса, а также государственными учреждениями.

Решение задач укрепления правопорядка на территории Республики Алтай требует комплексного подхода, создания эффективного механизма противодействия криминальной среде, использование возможностей программно-целевого планирования правоохранительных мероприятий на среднесрочную перспективу, консолидации сил и средств на приоритетных направлениях борьбы с преступностью.

Это обусловливает необходимость разработки и принятия комплексной программы мер, направленной на дальнейшее совершенствование профилактической деятельности в сфере противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств, объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих структур, придание системного характера данной работе, с учетом накопленного опыта, специфики территории Республики Алтай, ведомственных и межведомственных интересов.

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Анализ ситуации в Республике Алтай, связанной с употреблением наркотических средств и психотропных веществ и их незаконным оборотом, свидетельствует о недостаточной работе, проводимой законодательной и исполнительной ветвями власти, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, средствами массовой информации, педагогическими коллективами общеобразовательных школ, учебных заведений, общественностью Республики Алтай.

По данным органов здравоохранения Республики Алтай в 2004 году на учете в Государственном учреждении здравоохранения "Горно-Алтайский республиканский наркологический диспансер" состояло 810 человек, за 12 месяцев 2005 года - 840 человек, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и сильнодействующих веществ, из которых 369 человек имеют диагноз - наркомания.

По оценкам отделов внутренних дел республики, в отношении 618 человек, не состоящих на учете в наркологических службах, имеются данные о немедицинском потреблении наркотиков, из них: потребителей опия инъекционным способом - 478 человек, производных конопли - 719 человек, полинаркоманов - 78 человек. Тем самым, количество потребителей наркотиков и сильнодействующих веществ в Республике Алтай составляет 1275 человек, из них: потребителей опия инъекционным путем - 33,5 %, производных конопли - 57,9 %, полинаркоманов - 6,6 %. Реальное их количество с учетом латентности наркомании и оценки экспертов более чем в 7-10 раз превышает их зарегистрированное число.

Увеличивающееся количество лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, особенно в столице республики г.Горно-Алтайске, ведет к распространению гепатита "С" и "В" и угрозе распространения ВИЧ-инфекции. На сегодняшний день в г.Горно-Алтайске проживает - 83,3% ВИЧ-инфицированных лиц. Эта угроза обусловлена соседством с г.Бийском - районом, наиболее пораженным СПИДом в Алтайском крае, из которого в основном поступают в республику наркотики опийной группы.

За последние годы увеличилась смертность среди наркоманов, состоящих на наркотическом учете, основной причиной которой является передозировка наркотиков.

Опережающими темпами распространяется злоупотребление наркотиками в молодежной среде. Учитывая возрастную категорию большинства потребителей наркотиков (более 70% - до 30 лет), можно констатировать, что под угрозой находится здоровье значительной части молодого поколения Республики Алтай. Обострение ситуации по распространению и незаконному употреблению наркотиков напрямую связано с усилением взаимозависимости наркотической торговли и общеуголовной преступности.

За последнее десятилетие в республике наметился устойчивый неуклонный рост незаконного распространения наркотических средств и их немедицинского потребления, числа больных наркоманией, количества выявленных преступлений, связанных с наркотиками, объема изъятых наркотических средств.

В Онгудайском и Улаганском районах, на территории которых произрастает дикорастущая конопля с высоким (по сравнению с другими районами республики) содержанием наркотически активного вещества - тетрагидроканнабинола, традиционно ведется заготовка наркотического сырья.

За последние три года произошла структурная перестройка наркотического рынка. Если ранее в нелегальном обороте преобладало наркотическое средство опий, то в настоящее время получает широкое распространение "более опасное" наркотическое средство героин, которое применяется в виде растворов и экстрактов внутривенно. Факты изъятия фиксируются десятками, и уже имеют место в селах республики, что свидетельствует о резком росте употребления высокоактивных дорогостоящих и наиболее опасных для здоровья населения наркотических средств.

Сегодня республика попадает под влияние экспансии наркотиков из крупных городов на периферию. Сложной является обстановка с контрабандой наркотиков. Почти все наиболее опасные наркотики - нероссийского происхождения.

С целью предупреждения распространения наркомании среди населения министерствами и ведомствами республики осуществлены мероприятия, но из анализа складывающей ситуации усматривается, что принятые меры явно недостаточны и существенно на обстановку не повлияли.

Не в полной мере использованы возможности, представленные Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в частности, профилактика наркомании и организация наркологической помощи. Практически не проводилась работа по реализации мероприятий республиканской целевой программы "Комплексные меры по профилактике, лечению от наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2001-2005 годы", утвержденной Законом Республики Алтай от 12 сентября 2001 года N 22-55, срок действия которой истек в 2005 году.

В связи с дефицитом финансирования не выполнены отдельные мероприятия вышеуказанной Программы, особенно касающиеся сферы деятельности Министерства внутренних дел по Республике Алтай, Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай (абзац в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2008 года Законом Республики Алтай от 24 декабря 2007 года N 92-РЗ, - см. предыдущую редакцию).

Не соответствует складывающей обстановке роль средств массовой информации в профилактике наркомании среди подростков, которая невозможна без постоянной и адресной разъяснительной пропагандистской работы, направленной на формирование у подрастающего поколения сознания необходимости здорового образа жизни.

Ввиду того, что 15-17 лет - это именно тот возраст, в котором большинство российских подростков начинают употреблять наркотики, необходимо значительное внимание уделять действенной пропаганде здорового образа жизни и ценных ориентиров, профилактической работе во всех видах учебных заведений республики, так как на распространение наркомании влияют не только изменения социальных условий, но и утрата устойчивой системы ценностей, а также определенная форма поведения, идущая из других стран.

Учитывая всю остроту, сложность и многогранность проблемы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, можно сделать вывод о том, что, используя программно-целевой подход, можно обеспечить проведение единой политики по предупреждению, профилактике и противодействию распространения наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай.

4. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Основной целью Программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай на 16-20% по сравнению с 2005 годом. Достижение указанной цели имеет стратегическое значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и республики, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, научно-технической политики Республики Алтай и государства в целом.

Задачи Программы:

проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;

снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;

активизация усилий правоохранительных органов в борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай;

осуществление постоянного контроля за распространением наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай.

Общий срок реализации Программы: 2007-2010 годы.

Программа реализуется поэтапно. На первом этапе (2007-2008 год) предусматривается проведение и реализация первоочередных мероприятий программы, направленных на:

активизацию взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

профилактику правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ в Республике Алтай.

На втором этапе (2009-2010 годы) планируется полномасштабная реализация основных мероприятий Программы, направленных на:

организационно-методическое и правовое обеспечение противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Республике Алтай;

развитие материально-технического обеспечения системы правоохранительных органов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»