ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
от 29 декабря 2006 года N 82
г.Махачкала
Об утверждении республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2007-2012 годах"
Принят
Народным Собранием
Республики Дагестан
21 декабря 2006 года
Утвердить республиканскую целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2007-2012 годах" (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Президент
Республики Дагестан
М.Алиев
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Повышение безопасности дорожного движения в 2007-2012 годах
Наименование Программы | "Повышение безопасности дорожного движения в 2007-2012 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик - координатор Программы | Правительство Республики Дагестан |
Основные разработчики | Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан, |
Исполнители Программы | Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан, |
Цель Программы | Оздоровление дорожно-транспортной обстановки на улично-дорожной сети, снижение уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий |
Задачи Программы | Предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на 2007-2012 годы и осуществляется в два этапа: |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 360,85 млн.рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Снижение уровня аварийности на улично-дорожной сети и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (сокращение к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году) |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы в установленном порядке осуществляет Правительство Республики Дагестан |
Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в республике являются наезд на пешехода, препятствие и стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Большинство из указанных дорожно-транспортных происшествий связано с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств - это и неправильный выбор скорости движения, и выезд на полосу встречного движения, и дорожно-транспортное происшествие, совершенное водителем, находившимся в состоянии опьянения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.
Начиная с 2000 года, в среднем ежегодно в Республике Дагестан совершается около 1400 дорожно-транспортных происшествий, погибает более 430 и получают увечья до 1700 человек, в том числе около 40 и до 200 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет соответственно.
Произведенный по Республике Дагестан расчет свидетельствует, что за 2005 год социально-экономический ущерб только от гибели и ранения людей составил 2378,3 млн.рублей (в ценах 2004 года).
Крайне высокой остается тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. За последние десять лет на дорогах республики пострадало свыше 20,5 тысячи человек, из них 4315 погибли. Это более 21 погибшего на 100 пострадавших граждан. Около 55 процентов составляют люди наиболее активного, трудоспособного возраста - 20-45 лет.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Несвоевременное оказание медицинской помощи на месте дорожно-транспортных происшествий пострадавшим лицам является одной из основных причин их высокой смертности.
К объективным причинам повышения аварийности в республике следует отнести низкий уровень технического обеспечения средствами контроля за соблюдением Правил дорожного движения водителями транспортных средств и эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые республиканскими органами, не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности республиканского бюджета существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения в республике.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Все это привело к тому, что аварийность на автотранспорте в республике стала одной из серьезнейших социально-экономических проблем. Особую остроту она приобрела в последние годы из-за возрастающей диспропорции между приростом количества автотранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.
На фоне практической неизменности последнего показателя (около 11,7 тыс.км) и роста численности населения (за последние 10 лет почти на 600 тыс.человек) общее количество зарегистрированных автомобилей увеличилось на 70 тысяч и составило 205 тысяч единиц. Если к этому добавить транзитный и временно не учтенный транспорт, то их число возрастает еще наполовину.
Ввиду отсутствия альтернативных видов транспорта для перевозки пассажиров и грузов, в отличие от других регионов России, где в этих целях используется водный, воздушный и железнодорожный транспорт, автомобиль и состояние автомобильных дорог занимают ключевое место в развитии экономики республики, обеспечении жизнедеятельности народно-хозяйственного комплекса и социальной сферы.
Основной целью реализации данной Программы является оздоровление дорожно-транспортной обстановки на улично-дорожной сети, снижение уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
Это позволит республике приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, уменьшить социальную остроту проблемы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;
существенное повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на республиканском и местном уровнях управления.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 6 лет (2007-2012 годы) в два этапа.
На I этапе (2007-2008 годы) планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий:
создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;
обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданского общества;
совершенствование системы лицензирования в сфере подготовки водителей, разработка правовой основы контроля над осуществлением гражданами самостоятельной подготовки для получения права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В";
подготовка предложений по введению в автошколах механизмов, позволяющих повысить качество подготовки водителей;
подготовка предложений об изменении возрастных ограничений при решении вопроса о допуске граждан к управлению транспортными средствами;
создание республиканской информационной базы данных о водителях транспортных средств, привлеченных к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения;
усиление контроля над наличием, исправностью и применением средств безопасности;
повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
техническое перевооружение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Дагестан;
значительное увеличение объемов работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, современных технических средств (светофоров, дорожных знаков, разметки и т.д.) и автоматизированных систем управления движением;
строительство и обустройство подземных и надземных пешеходных переходов;
расширение объема работ по строительству современных автодромов для подготовки водителей, решение вопросов выделения земельных участков для их строительства;
совершенствование механизма оперативного доведения информации о дорожно-транспортных происшествиях до дежурных служб, участвующих в ликвидации их последствий, введение единого федерального номера для вызова указанных служб на место дорожно-транспортного происшествия;
внедрение регламента взаимодействия дежурных служб на месте дорожно-транспортного происшествия;
разработка организационных и правовых основ оказания первичной медицинской помощи лицам, пострадавшим на месте дорожно-транспортного происшествия, и обучение этому работников служб, участвующих в проведении работ на месте дорожно-транспортного происшествия, а также участников дорожного движения;
оснащение стационарных постов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения средствами оказания первичной медицинской помощи;
проведение работ по совершенствованию нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий Программы.
На II этапе (2009-2012 годы) предусматривается реализация следующих мероприятий:
дальнейшее увеличение объема работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе внедрение комплексных схем и проектов организации дорожного движения, управления движением магистрального, районного и общегородского значения;
расширение объема работ по строительству подземных и надземных пешеходных переходов;
продолжение работ по созданию современных технических средств и систем нового поколения для переоснащения Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
продолжение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических мероприятий;
совершенствование работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
совершенствование форм и методов контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
совершенствование форм и методов международного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Сроки реализации Программы - 2007-2012 годы.
Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на капитальные вложения и прочие нужды по следующим направлениям Программы.
Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, приведены в приложении 1.