ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2006 года N 248
г.Горно-Алтайск
Об утверждении республиканской целевой программы "Дети-сироты на 2007-2008 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Алтай от 29 октября 2007 года N 221
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Республики Алтай
постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Дети-сироты на 2007-2008 годы" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Алтай утвердить планы реализации данной Программы.
3. Министерству финансов Республики Алтай (Гашкина С.А.) при формировании бюджета на 2007-2008 годы предусматривать расходы на реализацию Программы за счет средств республиканского бюджета.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.Бердников
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Дети-сироты на 2007-2008 годы"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Дети-сироты на 2007-2008 годы" |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; |
Государственный заказчик Программы | Правительство Республики Алтай |
Основные разработчики Программы | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Цель и задачи Программы | Профилактика социального сиротства, обеспечение социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; |
формирование системы социальной поддержки и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2008 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | Укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; |
Исполнители Программы | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай; |
Объемы и источники финансирования | Федеральный бюджет: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай с участием Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях общественного воспитания на 76 человек (5%); |
Предполагаемые участники Программы | Управление федеральной государственной службы занятости населения по Республике Алтай; |
Настоящая Программа разработана по инициативе Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай на основе предложений республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, анализа результатов и положительных тенденций по итогам выполнения предыдущей программы "Дети-сироты на 2005-2006 годы".
Предметом регулирования Программы является активизация работы по осуществлению системы мер нормативно-правового, управленческого, профилактического и ресурсного характера, направленных на повышение эффективности работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей.
Координация деятельности органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления и профессиональных образовательных учреждений по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротство при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот" - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Ежегодно выявляется около 450 детей, которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей.
Необходимость разработки настоящей Программы обусловлена тем, что ежегодно в Республике Алтай увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2003 году - 1518, в 2004 году - 1562, в 2005 году - 1680. В настоящее время в Республике Алтай насчитывается - 1688 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 1278 детей воспитываются в опекаемых семьях, 370 в учреждениях общественного воспитания. В профессиональных образовательных учреждениях обучаются 396 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. Не в полной мере решаются проблемы создания условий для полноценного физического, психологического, социального развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и развития семейных форм устройства этих детей.
Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот должны стать формирование навыков самостоятельного труда, профессионального самоопределения, внедрение новых форм экономической социализации, включение в культурную и спортивную жизнь общества.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.
Большинство опекунских, приемных семей нуждаются в психологической, медицинской, педагогической, социальной помощи. В целях создания системы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимы отбор и подготовка приемных родителей, воспитателей и специалистов, работающих с детьми и родителями.
Нерешенным остается вопрос об организации психолого-педагогического, медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в младенческом и дошкольном возрастах.
Основными целями Программы являются: обеспечение социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа, создание условий для их полноценной жизни и интеграции с обществом.
Основные задачи Программы: обеспечение психолого-педагогического и социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: приемная семья, патронатная семья;
формирование системы социальной поддержки и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление материально-технической базы для обеспечения программ воспитания и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание механизмов, обеспечивающих эффективное, межведомственное взаимодействие по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
апробация новых форм включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в культурную и спортивную жизнь общества: создание устойчивой системы профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки и специализации воспитанников детских домов и их выпускников;
обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Для решения поставленных задач в Программе предусмотрены следующие разделы (приложение N 1):
1. Укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Совершенствование нормативно-правовой и методической базы по вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. Предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрана прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4. Реализация дополнительных гарантий по социальной поддержке;
5. Социальная адаптация, интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обществом.
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета (приложение N 2).
Объем финансирования мероприятий Программы составляет 104119,9 тыс.рублей. Объем финансовых средств, направляемых на реализацию Программы, ежегодно уточняется в установленном порядке.
Реализация Программы обеспечивается органами исполнительной власти Республики Алтай совместно с органами местного самоуправления Республики Алтай, государственными и муниципальными учреждениями для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственным заказчиком Программы является Правительство Республики Алтай, разработчиком и координатором - Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Финансирование Программы за счет средств республиканского бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств и доведенными объемами финансирования.
Мероприятия Программы могут реализовываться на условиях софинансирования из бюджетов других уровней.
Выполнение мероприятий по проведению закупок и строительных работ в соответствии с Программой будет проводиться на конкурсной основе. Разработчик Программы (Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай) вносит предложения по внесению изменений в Программу с учетом мнения исполнителей Программы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Алтай.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай с участием Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай осуществляют контрольные проверки хода реализации Программы.
Реализация мероприятий Программы позволит:
сократить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях общественного воспитания на 5 %, улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создать условия для развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных, патронатных семьях и интеграции их с обществом; обеспечить условия для подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к поступлению в учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования;
укрепить материально-техническую базу образовательных и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создать банк данных на кандидатов в усыновители и родителей-воспитателей;
повысить качество подготовки выпускников учреждений общественного воспитания к самостоятельной жизни.
СИСТЕМА
программных мероприятий республиканской целевой программы "Дети-сироты на 2007-2008 годы"
тыс.руб | ||||||||||
N п\п | Наименование мероприятий Программы | Стоимостное выражение мероприятия | Источники финансирования | Исполнители | Предполагаемые участники | Ожидаемый эффект | ||||
2007 год | 2008 год | Всего | ||||||||
I. Укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||||||||||
1.1. | Строительство учебного корпуса ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республики Алтай "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им.Г.К.Жукова" | 25000 | 25000 | 50000 | Федеральный бюджет | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Улучшение качества образовательного процесса и его соответствия санитарным правилам и нормам | |||
1.2. | Проведение капитального ремонта: | - | - | - | Федеральный бюджет | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Республики Алтай "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им.Г.К.Жукова". | Создание условий для оздоровительного летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
1.3. | Приобретение: |
|
|
| Федеральный бюджет | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Органы местного самоуправления, | Создание условий эффективного функциони- | ||
1.4. | Обеспечение: | 220 | 270 | 490 | Федеральный бюджет | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Органы местного самоуправления, | Обновление фонда учебников, дидактических и технических средств, развивающих игр и игрушек учреждений | ||
1.5. | Оснащение учреждений для детей-сирот современным реабилитационным спортивным и медицинским (водолечебным) оборудованием | 230 | 230 | 460 | Федеральный бюджет | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Органы местного самоуправления, | Расширение возможностей для спортивно- | ||
II. Совершенствование нормативно-правовой и методической базы по вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||||||||||
2.1. | Создание нормативно-правовой и методической базы по вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: | - | - | - | Федеральный бюджет | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Создание патронатных семей; | |||
III. Предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрана прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||||||||||
3.1. | Разработка моделей взаимодействия органов опеки и попечительства с учреждениям общественного воспитания | - | - | - | Федеральный бюджет | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Министерство труда и социального развития Республики Алтай | Органы местного самоуправления, учреждения общественного воспитания | Разработка моделей взаимодействия органов опеки и попечительства с учреждениями общественного воспитания | ||
3.2. | Внедрение системы учета потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей | - | - | - | Федеральный бюджет | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Органы местного самоуп- | Учет потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей | ||
3.3. | Организация работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью: | - | - | - | Федеральный бюджет | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Органы местного самоуправления | Снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях общественного воспитания; | ||
3.4. | Обеспечение исполнения Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"; |
|
|
|
| Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Органы опеки и попечительства, | Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи | ||
3.5. | Повышение квалификации: |
|
|
|
| Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Институт повышения квалификации работников образования Республики Алтай; | Подготовка педагогов по работе с детьми, оставшихся без родительского попечения. | ||
IV. Реализация дополнительных гарантий по социальной поддержке | ||||||||||
4.1 | Реализация дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: | - | - | - | Федеральный | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Министерство здраво- | Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования | Обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, социальная реабилитация и укрепление здоровья данной категории детей. | ||
V. Социальная адаптация, интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обществом | ||||||||||
5.1. | Развитие системы профориентации и профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приобретение программ и методик профессионального личностного самоопределения детей-сирот и т.д.) | - | - | - | Федеральный | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, | Органы местного самоуп- | Развитие профессио- | ||
5.2. | Организация и проведение культурных, спортивных, воспитательных мероприятий, направленные на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей | - | - | - | Федеральный | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Учреждения для детей-сирот | Формирование здорового образа жизни, развитие творческих и ин- | ||
5.3. | Создание в учреждениях для детей-сирот разновозрастных групп с сохранением родственных отношений | - | - | - | Федеральный | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай | Учреждения для детей-сирот | Сохранение родственных отношений | ||
Итого | 26500 | 25850 | 52350 | Федеральный бюджет | ||||||
Всего | 52486,3 | 51633,6 | 104119,9 |