В связи с выходом Указа Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и Федерального закона от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и во исполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии со статьей 525 ГК РФ и пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.12.94 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" был принят Закон Республики Хакасия от 25.11.2002 г. N 63 "О государственном заказе Республики Хакасия", регулирующий организационно-правовые отношения, возникающие при формировании и размещении заказов на закупку и поставку продукции для государственных нужд Республики Хакасия. В целях реализации данного Закона Республики Хакасия Правительством Республики Хакасия приняты следующие нормативные правовые акты:
На территории Республики Хакасия в 2003-2004 годах министерствами и ведомствами Республики Хакасия размещено заказов на закупку товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета на общую сумму 1665,28 млн. рублей, в том числе:
открытым конкурсом - на сумму 1276,1 млн. рублей (76,7%);
запросом котировок - на сумму 263,7 млн. рублей (15,8%);
у единственного источника - на сумму 125,5 млн. рублей (7,5%).
В соответствии с действующим законодательством Республики Хакасия организаторами конкурсов являются государственные заказчики (распорядители бюджетных средств). В каждом социальном министерстве на основании приказов созданы конкурсные комиссии, в состав которых входят представители подведомственных учреждений, контролирующих органов и отдела государственных закупок и цен Министерства финансов и экономики Республики Хакасия.
Наиболее предпочтительным способом закупки при размещении заказов является открытый конкурс.
В 2003 - 2004 гг. государственными заказчиками открытые конкурсы были проведены:
- на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинского оборудования;
- на проведение капитального ремонта подведомственных учреждений;
- на проведение подрядных строительных работ и подрядных работ по капитальному ремонту;
- на приобретение горюче-смазочных материалов и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- на ремонт и содержание автодорог и т.д.
Основные критерии, на основании которых конкурсная комиссия выносила решения о победителях конкурсов:
- заявка с наименьшей ценой;
- качество;
- эстетические и функциональные характеристики;
- техническая помощь и послепродажный сервис;
- дата поставки/период завершения работ.
Размещения заказов у единственного источника составляют всего 7,5% от общего количества закупок. Основными причинами применения данного способа закупок являются:
- наличие срочной потребности в продукции, в связи с чем применение иного способа закупки нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий госзаказчика;
- доминирующее положение одного поставщика на рынке определенной продукции, либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена.
Анализ закупок продукции, осуществляемых самостоятельно социальными министерствами Республики Хакасия для своих подведомственных учреждений, показал целесообразность централизованного размещения заказов на закупку однотипной продукции. Для этого распоряжением Председателя Правительства Республики Хакасия от 19.02.2003 г. N 23-рп и постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.06.2005 г. N 209 "О централизованном размещении заказов на закупку продукции для государственных нужд Республики Хакасия" утверждена конкурсная комиссия по централизованному размещению заказов на закупку и поставку продукции для государственных нужд и номенклатура закупаемой продукции.
Централизованное размещение заказов осуществляется ежеквартально на основные продукты питания и ГСМ и один раз в полугодие - на мягкий инвентарь и моющие средства внеконкурсным способом (способом запроса котировок). Данный способ размещения заказов обусловлен тем, что он более мобилен, на размещаемую продукцию существует сложившийся рынок.
Экономический эффект за 2003 - 2004 годы от централизованного размещения заказов составил 19 млн. рублей.