ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2005 года N 312
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ПЛОДОРОДИЕ" НА 2006-2010 ГОДЫ
Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200700563 (от 27.12.2007 N 439)
В целях комплексного развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия, участия в ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг." Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую республиканскую программу "Плодородие на 2006-2010 годы".
2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) государственным заказчиком республиканской программы "Плодородие" на 2006-2010 годы.
3. Исключить из пункта 2 постановления Правительства Республики Бурятия от 03.08.2005 г. N 249 "О внесении дополнений и изменений в программу "Развитие агропромышленного комплекса на 2004-2007 гг." подпрограмму "Плодородие" на 2006-2007 годы".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.Потапов
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 26.09.2005 N 312
Наименование Программы | Республиканская программа "Плодородие" на 2006-2010 годы |
Государственный заказчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Разработчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятии |
Цели и задачи Программы | Цель - Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия в условиях экосистемы озера Байкал и соблюдение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Задачи - Проведение комплекса организационно - хозяйственных, технических мероприятий для обеспечения сохранения и повышения плодородия почв и получения гарантированного урожая сельскохозяйственных культур, в целях удовлетворения потребностей социально-экономического развития Республики Бурятия |
Основные показатели Программы | Общий мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий - 500 тыс. га, агротехнические работы - 340 тыс. га, культуртехнические работы - 278 тыс. га, реконструкция мелиоративных систем на площади 5,8 тыс. га |
Сроки реализации Программы | 2006 - 2010 гг. |
Исполнители Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, ФГУ Государственная станция агрохимической службы "Бурятская", ФГУ "Управление Бурятмелиоводхоз", Научно-исследовательский институт сельского хозяйства СО РАСХН, БГСХА им. В.Р.Филиппова, муниципальные образования |
Объемы и источники финансирования | Общая потребность в средствах для финансирования - 640,2 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета* - 150,0 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты | Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия, защита от эрозии почв, реконструкция мелиоративных систем, мелиоративных сооружений, создание дополнительных рабочих мест, снижение социального напряжения в обществе. Будет произведено до 200 тыс. тонн зерна, до 194, 3 тыс. тонн картофеля, 91,4 тыс. тонн овощей в год |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия |
* | Средства федерального бюджета в Паспорте Программы и далее в приложениях указаны справочно. |
** | Внебюджетные источники - средства землепользователей в Паспорте Программы и далее в приложениях указаны ориентировочно |
Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Российской Федерации является приоритетной задачей Программы.
Конечным результатом Программы является обоснованный перечень мероприятий по её реализации с указанием объемов и источников финансирования. Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, собственных средств землепользователей, а также за счет средств федерального бюджета в соответствии с разделом Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 гг.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Республике Бурятия составляет 3151,4 тыс. га, из них 635 тыс. га пашни и 2334,6 тыс. га кормовых угодий.
Неустойчивое производство продукции растениеводства в республике обусловлено не только экстремальными природно-климатическими условиями, но и неудовлетворительным состоянием плодородия сельскохозяйственных угодий. Запасы гумуса находятся на низком уровне, его содержание составляет от 0,5 - 4%. В результате совместного действия водной и ветровой эрозии нарушено до 70% площадей пашни.
В последние 10 лет, в результате резкого снижения объемов внесения органических и минеральных удобрений, возросла минерализация почв. Ежегодные потери гумуса достигли 600 тыс. тонн, дефицит азота, фосфора и калия, соответственно, 35, 45, 30 кг на 1 га пашни. Для поддержания бездефицитного баланса гумуса необходимо вносить ежегодно на 1 га севооборота 8,0 - 10 тонн органики и 40 - 60 кг д. в. азота и фосфора, при практическом внесении органических удобрений 0,5 т/га, минеральных - 1,4 кг д. в. на 1 га.
При освоении целинных земель в 60-е годы были вовлечены в оборот эрозионные почвы с низким содержанием гумуса и на склонах, превышающих 5 - 7 градусов.
Почвозащитные мероприятия в сельхозпредприятиях республики проводятся в недостаточных объемах и с грубыми нарушениями рекомендаций зональной системы земледелия. Несмотря на расширение эрозионных площадей пашни в сельхозпредприятиях республики ежегодно снижаются площади плоскорезной обработки, размещения культур по полосам, обработки поперек склона.
Механическая обработка пашни и паров проводится без внесения минеральных удобрений, не расширяются в сельхопредприятиях площади обработки гербицидами. Мало применяются посевы донника как азотонакопителя.
Угрожающие размеры принимает деградация сельхозугодий, граничащих с окраинами крупных населенных пунктов и используемых населением под выпас домашнего скота.
Работы по коренному и поверхностному улучшению сенокосов и пастбищ проводятся в небольших объемах, без подсева и перезалужения.
В республике практически прекратилось производство семян многолетних трав.
В связи с увеличением поголовья скота в индивидуальном секторе резко возросло загрязнение водных источников органическими отходами животноводства.
Более 50% площадей пашни расположено на склонах различной крутизны и в связи с ливневым характером осадков почвы на них подвержены смыву. Широкое распространение получила линейная эрозия - оврагообразование: общая протяженность оврагов составляет более 9 тыс. км.
Противоэрозионное строительство проводится в незначительных объемах, бессистемно и только за счет федерального бюджета.
Ни в одном сельхозпредприятии республики не разработана и не внедрена ландшафтно-контурная система земледелия.
В республике более 36 тыс. га засоленных и солонцеватых земель. Начатые попытки проведения химической и водной мелиорации не внесли существенных изменений в состояние плодородия этих земель, а в ряде случаев ухудшили их. Проведение работ по использованию соле- и засухоустойчивых культур в республике не начато. Не внедрены в производство методы биологической защиты растений от вредителей, болезней и сорной растительности.
Из имеющихся в республике 151,2 тыс. га орошаемых земель используется не более 121,2 тыс. га, остальные площади, особенно с механическим забором и распределением воды, требуют реконструкции систем. На осушенных землях необходимо провести ремонтно-восстановительные и культуртехнические работы с участием средств землепользователей и землевладельцев.
С началом земельной реформы и распределением сельхозугодий по паям в хозяйствах повсеместно нарушены системы внутрихозяйственного землеустройства. Особенно сильным разрушающим фактором явилось уменьшение поголовья скота в коллективных сельхопредприятиях и как результат - сокращение площадей кормовых культур. Сокращение кругооборота органики в сельхозпроизводстве - это путь к опустыниванию сельхозугодий.
Плодородие почвы, во взаимодействии с другими природными условиями, составляет особую производительную силу земли, существенно влияющую на производительность труда в земледелии и величину стоимости произведенного продукта. Почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения является достоянием народа, главной характеристикой ценности сельскохозяйственных угодий, которую необходимо сохранить и улучшить.
Основой существования аграрного сектора республики и собственного производства зерна, кормов, овощей, картофеля, а также охраны окружающей среды является сохранение на этом этапе, а в дальнейшем - повышение почвенного плодородия сельхозугодий. В этих целях необходимо осуществить комплекс мер, направленных на проведение агротехнических, мелиоративных, агрохимических, противоэрозионных мероприятий, требующих объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия.
Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий), необходимо систематическое агрохимическое обследование почв сельскохозяйственных угодий, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
Результаты агрохимического обследования, проводимого ФГУ Государственная станция агрохимической службы "Бурятская", станут надежной информационной базой для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению органических, минеральных удобрений, а также позволят привлечь в производство дополнительные источники органо-минерального сырья и бытовых отходов (приложение N 1).
Проведение этих мероприятий позволит в 2007 году по минимальному прогнозу произвести 185 тыс. т зерна, по максимальному прогнозу до 200 тыс. т; картофеля соответственно 178,5 тыс. т и 194,3 тыс. т; овощей соответственно 84 тыс. т и 91,4 тыс. т, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы. В 2010 году необходимо произвести до 230 тыс. т зерна, что удовлетворит потребность республики в зерне собственного производства на 75 - 80%, полностью покрыть потребность в крупяных и технических культурах для пищевой, спиртовой промышленности, защитить почву от ветровой и водной эрозии на площади до 2,2 млн. га сельхозугодий.
Большое значение эти мероприятия будут иметь для решения социальной проблемы на селе - создание дополнительных рабочих мест.
Выполнение намечаемых мероприятий обеспечивается силами землепользователей, землевладельцев, а также специализированных организаций.
Эрозия почв является наиболее негативным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова, создаваемого в природных условиях миллионами лет, приносящим невосполнимые потери почвы на полях и неисчислимый ущерб природе, озеру Байкал и всему народному хозяйству республики.
В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное значение отводится организационно - хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям на основе природоохранного законодательства (приложения N N 2, 3).
В этих целях необходимо:
- приступить с 2006 года к разработке систем внутрихозяйственного землеустройства в коллективных и крупных фермерских хозяйствах на основе ландшафтно-контурной системы земледелия;
- ввести в учебный процесс БГСХА им. В.Р.Филиппова курс основ ландшафтно-контурной системы земледелия;
- организовать на землях БГСХА (опытное поле в м.Тапхар) учебный полигон со всеми элементами ландшафтно-контурной системы земледелия;
- организовать курсы повышения квалификации специалистов хозяйств по основам ландшафтно-контурной системы земледелия;
- восстановить в необходимых объемах полосное размещение культур и обработку почвы поперек склона (до 90 тыс. га);
- залужить сильно- и среднеэродированные супесчаные и песчаные почвы на площади более 200 тыс. га, организовав на ней химическую борьбу с однолетними сорняками и коноплей;
- провести выполаживание оврагов и промоин с закреплением их посадками облепихи и строительством валов-распылителей, донных гидротехнических сооружений;
- произвести ремонт и реконструкцию ранее созданных полезащитных полос, посадок новых с максимальным использованием хвойных пород;
- ограничить размещение посевов, особенно пропашных культур, на склонах более 5 - 7 градусов, подверженных эрозии.
Центральное место отводится применению агрохимических средств (удобрений), ибо без них невозможно регулировать биологический круговорот веществ в агроэкосистемах, сохранить и обеспечить расширенное воспроизводство почвенного плодородия в рамках экологической безопасности и экономической целесообразности.
В республике ограничены возможности получения органических удобрений в коллективных сельхопредприятиях, неэффективно их использование в личных подворьях, но в естественных условиях во всех районах республики имеются запасы торфа и сапропеля. Кроме того, постоянным возобновляемым удобрительным сырьем являются осадки сточных вод г.Улан-Удэ (ежегодно образуется до 8 - 11 тыс. тонн). Необходимо организовать их добычу, подработку и внесение. Настоящей Программой предусмотрено:
- довести применение органических удобрений в 2010 году до 296 тыс. тонн;
- в пригородных районах (Иволгинский и Заиграевский) внедрить использование в виде органических удобрений осадки городских сточных вод согласно разработанным техническим условиям и методическим рекомендациям (приложения 4, 5, 6, 7);
- в целях оздоровления экологической обстановки в пригородной зоне продолжить работу по переработке птичьего помета на Улан-Удэнской птицефабрике в биогумус по вермитехнологии, с дальнейшим применением биогумуса для выращивания овощей в сельхопредприятиях республики;
- внедрить в практику метод высокого среза донника, рапса, масличной редьки для зимнего выпаса скота, лошадей, использовать пожнивные остатки;
- изучить возможность подзимнего посева в отдельных районах озимого ячменя для выпаса скота, лошадей.
По результатам агрохимических обследований, более 80% площади пашни, сенокосов характеризуется низким и очень низким содержанием органического вещества (гумуса), нитратного азота.
Для пополнения выносимых из почвы с урожаем сельскохозяйственных культур питательных веществ необходимо вносить ежегодно не менее 45 - 60 кг минеральных удобрений в действующем веществе на 1 га пашни. Но финансовые возможности большинства сельхопредприятий республики ограничены. Указанные нормы необходимо сохранить на семенных посевах культур. Также нужно рассмотреть возможность использования фосфорсодержащих минералов, имеющихся в республике в изобилии. Для оценки перспективности их использования следует силами научных сотрудников сельскохозяйственных организаций республики организовать производственные испытания местных фосфорных удобрений в различных земледельческих зонах республики.
Объемы применения минеральных удобрений планируется довести в 2010 году до 1,8 тыс. тонн в действующем веществе или 10 кг на 1 га семенных посевов (приложение 8).
Одним из важнейших факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв является оросительная и осушительная мелиорация в сочетании с агрохимическими, культуртехническими, агролесомелиоративными и другими мероприятиями. Только при этом условии обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель.
По данным мелиоративного кадастра на 1 января 2005 года в Республике Бурятия имеется 151,2 тыс. га орошаемых и 28,4 тыс. га осушенных земель. Ежегодно используется в сельскохозяйственном производстве 125 тыс. га орошаемых и 22 тыс. га осушенных земель. Полив производится на площади 90-92 тыс. га. Комплексная реконструкция требуется на 40% общей площади мелиорированных земель. Поскольку Бурятия является животноводческой республикой, и традиционным орошаемым земледелием является самотечный, поверхностный полив лугов и пашен, мероприятия, предусмотренные в программе, увязаны с этими специфическими условиями, и поэтому восстановление разрушенных оросительных систем с механической подачей воды электрифицированными насосными станциями широкозахватной дождевальной техникой не предусматривается. Основное внимание уделено сохранению и поддержанию в исправном состоянии гидромелиоративных систем и ГТС, призванных обеспечить безопасность гидротехнических объектов и мелиоративных систем, отнесенных к федеральной собственности, как наиболее важных и необходимых, с привлечением денежных средств на их содержание из республиканского и районных бюджетов.
Программой предусмотрено провести комплексную реконструкцию на площади 5830 га, на которой мелиоративные системы находятся в смешанной форме собственности - федеральной, муниципальной и сельскохозяйственных предприятий, согласно приложению 9.