Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 30 декабря 2004 года N 66-З

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2005-2009 ГОДЫ"

Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл

23 декабря 2004 года


Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".


Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" начиная с 2005 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели.


Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Марий Эл Л.Маркелов


УТВЕРЖДЕНА

Законом Республики Марий Эл 30 декабря 2004 года N 66-3

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2005-2009 ГОДЫ"

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"


Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Закон Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года N 37-З "О республиканской целевой программе "Здоровый образ жизни на 2005-2009 годы"

Руководитель Программы

- Министерство здравоохранения Республики Марий Эл

Основной разработчик Программы

- Министерство здравоохранения Республики Марий Эл

Соразработчики Программы

- Министерство внутренних дел Республики Марий Эл;
Министерство образования Республи ки Марий Эл;
Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл;

 Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл;
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл

Основные цели Программы, важнейшие целевые показатели

- снижение темпов роста наркомании и связанной с ней преступности

Основные задачи Программы

- создание системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений;

 проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот;
повышение уровня осведомленности населения республики о неблагоприятных последствиях немедицинского употребления наркотических средств, психотропных веществ и о системе оказания помощи наркозависимым больным;

 укрепление наркологической службы Республики Марий Эл;
укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий

Сроки реализации Программы

- 2005-2009 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
пресечение незаконного оборота наркотиков;
профилактика злоупотребления наркотическими средствами;
лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией

Исполнители и соисполнители мероприятий Программы

- Министерство здравоохранения Республики Марий Эл;
Министерство внутренних дел Республики Марий Эл;
Министерство образования Республики Марий Эл;
Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл;

 Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл;

 Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл;

 Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл;

 Министерство финансов Республики Марий Эл;
Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию;

 Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл;
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл;
Управление ис полнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл;
Марийская таможня;

 прокуратура Республики Марий Эл;

 Военный комиссариат Республики Марий Эл;

 федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл";

 администрации муниципальных образований республики

Объемы и источники финансирования Программы

- всего затрат - 9443,8 тыс. рублей из них из республиканского бюджета Республики Марий Эл - 9443,8 тыс. рублей

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

- общее руководство Программой, координацию работы по ее исполнению осуществляет Межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, образованная распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 1994 г. N 719-р. Реализацию и контроль осуществляет Министерство здравоохранения Республики Марий Эл с участием Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл (по согласованию). Руководитель Программы совместно с Межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям. Ежеквартально и по итогам года руководитель Программы представляет обобщенную информацию по итогам реализации Программы в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшение взаимодействия между правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями по профилактике наркомании среди населения Республики Марий Эл;
оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью;
систематизация и повышение эффективности профилактических и реабилитационных мероприятий, связанных с проблемой распространения наркомании;
повышение качества работы правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков;
лечение и реабилитация больных наркоманией, составляющих 20 процентов (с ежегодным приростом 2 процента) от общего числа больных наркологической патологией;
стабилизация заболеваемости наркоманией на уровне, не превышающем 12 на 100 тыс. населения республики

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Современная ситуация в республике характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что серьезно осложняет социальное, экономическое, культурное и духовно-нравственное развитие общества.

Продолжается увеличение количества лиц, потребляющих наркотические средства без назначения врача. В 2003 году по сравнению с 2002 годом заболеваемость населения наркоманией возросла на 46,8 процента. В последние годы наблюдается рост наркомании среди сельских жителей. По состоянию на 1 января 2004 г. количество потребителей наркотиков в республике, официально состоящих на учете в Республиканском наркологическом диспансере, составило 1192 человека (на 1 января 2002 г. - 1091 человек), в том числе с диагнозом наркомания -604 человека, что составляет 81 на 100 тыс. населения республики (по Российской Федерации в 2003 году - 241).

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Подавляющее большинство потребителей наркотиков -лица в возрасте до 30 лет (80 процентов наркопотребителей).

Следствием распространенности наркомании в республике является увеличение числа ВИЧ-инфицированных. Всего в 2003 году в Республике Марий Эл зарегистрировано 415 ВИЧ-инфицированных. Основной путь передачи ВИЧ-инфекции на данный момент - внутривенные инъекции наркотиков (66,1 процента). Число ВИЧ-инфицированных потребителей инъекционных наркотиков составляет 338 человек. Показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией на 100 тыс. населения Республики Марий Эл составляет 55,7 (по Российской Федерации в 2003 году - 184).

Анализ криминогенной ситуации показывает, что наркотизация населения напрямую связана с увеличением преступности в республике. Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за сбыт наркотиков, по сравнению с 2002 годом возросло на 38,9 процента.

За 2003 год перекрыто 12 оптовых каналов поставки наркотических средств из Татарстана, Чувашии, Нижегородской области, Таджикистана. Более половины всех изымаемых в республике наркотиков имеет иностранное происхождение. Особую опасность при этом представляет увеличивающийся поток героина и опия из Центрально-Азиатского региона. Раскрыты этнические организованные преступные группы с международным уровнем связи.

В республике происходит структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие опий и героин вытесняют маковую соломку и марихуану. В 2003 году из незаконного оборота изъято 70,6 килограмма наркотических средств, в том числе 56,7 килограмма маковой соломки и 1744 грамма героина (в 7 раз больше чем в 2002 году).

Сложившаяся наркоситуация представляет серьезную угрозу здоровью населения республики, правопорядку, трудовому, демографическому и военному потенциалу, а в целом общественному благосостоянию и безопасности. Основные проблемы Республики Марий Эл, затрагиваемые сложившейся наркоситуацией, приведены в приложении N 1 к Программе.

Тем не менее в республике имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за легальным оборотом наркотиков. Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также их связях. Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение и межведомственное взаимодействие в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.

Практика реализации республиканской целевой программы по противодействию потреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2001-2003 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 сентября 2000 г. N 336, показала, что она является эффективным инструментом комплексного решения указанных проблем: с декабря 2002 г. работает реабилитационное отделение для наркозависимых больных при Республиканском наркологическом диспансере; снизились темпы роста числа потребителей наркотических средств; улучшилась раскрываемость преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; организовано межведомственное взаимодействие по проведению антинаркотических мероприятий.

Настоящая Программа позволит перспективным образом использовать целевые средства на выполнение мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Программа носит межведомственный характер, поскольку наркотизация населения республики затрагивает сферу деятельности большого числа министерств и ведомств. Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года по причине необходимости проведения большого количества долгосрочных мероприятий социального характера, направленных на лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических кабинетов и спортивно-оздоровительных клубов, разработку новых методик и технологий пресечения незаконного оборота наркотиков, подготовку специалистов. В связи с этим Программа рассчитана на пятилетний период с возможной последующей разработкой новой программы.

2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы

Главной целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотическими средствами и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанной с ней преступности и правонарушений.

Программа рассчитана на 2005-2009 годы и предполагает решение следующих задач:

повышение уровня осведомленности населения республики о неблагоприятных последствиях немедицинского употребления наркотических средств, психотропных веществ и о системе оказания помощи наркозависимым;

укрепление наркологической службы Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и материально-технической базы Министерства внутренних дел Республики Марий Эл;

повышение эффективности профилактической работы в образовательных учреждениях Республики Марий Эл;

укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий.

3. Система программных мероприятий

Настоящая Программа включает в себя следующие разделы по приоритетным направлениям в сфере борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков:

организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

пресечение незаконного оборота наркотиков;

профилактика злоупотребления наркотическими средствами;

лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией.

Система программых мероприятий приведена в приложении N 2 к Программе.

3.1. Организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту

Цель мероприятий данного раздела Программы - совершенствование нормативно-правовой базы в области профилактики, выявления и учета

наркомании:

осуществление органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах;

организация работы по совершенствованию форм межведомственной статистической отчетности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

изучение положительного опыта борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в других регионах России.

3.2. Пресечение незаконного оборота наркотиков

Основной целью данного раздела является перекрытие каналов поставки наркотиков на территорию Республики Марий Эл:

выявление незаконных посевов наркосодержащих культур; повышение эффективности экспертно-криминалистической службы.

3.3. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами

Цель мероприятий данного раздела Программы - осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение и сокращение незаконного спроса на наркотические средства, и пропаганда здорового образа жизни:

внедрение в практику современной методики проведения антинаркотической профилактической работы среди молодежи и школьников;

создание сети подростковых клубов и спортивных секций;

открытие республиканского центра профилактической работы с подростками и молодежью;

повышение квалификации специалистов, работающих в сфере профилактики наркомании;

проведение антинаркотических культурно-массовых мероприятий.

3.4. Лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией

Цель данного раздела - совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией:

укрепление материально-технической базы наркологической службы республики;

доукомплектование лабораторного оборудования для определения наркотиков в организме человека;

улучшение качества лечения наркозависимых в местах лишения свободы.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы финансируются целевым назначением из республиканского бюджета Республики Марий Эл, муниципальных бюджетов, частично - за счет текущего финансирования соответствующих министерств и ведомств Республики Марий Эл (приложения N 3 и 4 к Программе).

Для реализации мероприятий Программы с учетом индексации необходимо 9443,8 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Марий Эл, в том числе:

в 2005 году - 1263,7 тыс. рублей;

в 2006 году - 2701,5 тыс. рублей;

в 2007 году - 1986,0 тыс. рублей;

в 2008 году - 1835,0 тыс. рублей;

в 2009 году - 1657,6 тыс. рублей.

В ходе выполнения Программы объем финансовых средств может уточняться с учетом инфляции и реальных возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл.

С момента принятия федеральной целевой программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту руководитель Программы совместно с заинтересованными органами исполнительной власти планирует проведение соответствующих мероприятий по привлечению средств из федерального бюджета.