ЗАКОН
КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 26 октября 2005 года N 95
Об утверждении окружной целевой Программы “Семья и дети Пармы на 2006-2008 годы”
_____________________________________________
Документ утратил силу с 31 марта 2007 года на основании
Закона Пермского края от 13 марта 2007 года N 15-ПК
______________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Коми-Пермяцкого автономного округа 25 октября 2005 года
Утвердить окружную целевую Программу “Семья и дети Пармы на 2006-2008 годы” (прилагается).
Объем финансирования окружной целевой Программы “Семья и дети Пармы на 2006-2008 годы” ежегодно уточняется законом округа об окружном бюджете на соответствующий финансовый год в разрезе подпрограмм и мероприятий.
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, после его официального опубликования.
Глава Администрации
Коми-Пермяцкого автономного округа
Г.П.Савельев
Текст документа сверен по:
рассылка
Наименование Программы | “Семья и дети Пармы на 2006-2008 годы” |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики несовершеннолетних" от 24.07.99 N 120-ФЗ, России", утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 N 732, Указ Президента Российской Федерации от 14.05.96 N 712 “Об основных направлениях государственной семейной политики", Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы. |
Государственный заказчик | Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа |
Основные разработчики Программы | Управление образования и науки Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Комитет социальной защиты населения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Управление здравоохранения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Комитет по делам молодежи и спорта Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2006-2008 годы |
Цель Программы: | Создание благоприятных условий для реализации общественно-значимых функций семьи с детьми, обеспечение защиты, выживания и развития детей. |
Задачи Программы: | Формирование основ семейной политики в Коми-Пермяцком автономном округе. Укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации. Сохранение и укрепление здоровья женщин, охрана репродуктивного здоровья населения. Улучшение показателей здоровья детей. Комплексное решение проблем семей с детьми с ограниченными возможностями. Создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей. Оказание помощи в укреплении и развитии материально-технической базы государственных и муниципальных социозащитных учреждений. |
Руководство реализацией Программы | Общее руководство реализацией Программы осуществляет заместитель главы Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа по социальным вопросам |
Координатор Программы | Комитет социальной защиты населения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа |
Исполнители основных мероприятий Программы | Управление образования и науки Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Комитет социальной защиты населения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Управление здравоохранения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Комитет по делам молодежи и спорта Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа |
Перечень подпрограмм | "Формирование основ семейной политики" (разработчик - Комитет социальной защиты населения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа ) |
"Здоровый ребенок" (разработчик - Управление здравоохранения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа) | |
"Дети-инвалиды" (разработчик - Комитет социальной защиты населения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа) | |
"Одаренные дети" (разработчик - Управление образования и науки Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа) | |
"Дети-сироты" - (разработчик - Управление образования и науки Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа ) | |
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (разработчик - Комитет социальной защиты населения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа ) | |
Объемы и источники финансирования | Общая потребность финансового обеспечения из окружного бюджета на 2006-2008 годы - 16829,0 тыс.рублей, в том числе на 2006 год - 6063,0 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Разработка механизма взаимодействия органов государственной власти и негосударственных некоммерческих организаций по вопросам семейной политики. Снижение материнской, перинатальной младенческой смертности. Снижение заболеваемости детей, детской инвалидности. Совершенствование системы. реабилитации детей-инвалидов. Создание системы реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Повышение показателя устройства детей-сирот в приемную семью, в семейную воспитательную группу, под опеку, на усыновление. Снижение уровня детской преступности. Выработка системного подхода к выявлению и дальнейшему развитию одаренных детей. |
Система контроля за реализацией Программы | Анализ поквартальных и годовых отчетов и информации основных исполнителей, проводимых Комитетом социальной защиты населения Администрации округа. Представление ежегодного отчета главе Администрации округа о ходе реализации Программы с предложениями, требующими решения. |
Анализ положения детей в Коми-Пермяцком автономном округе показывает, что негативные процессы, происходящие в детской и подростковой среде, во многом связаны с нарушением прав детей в семье, частичной утерей семьей общественно значимых функций (экономическая, репродуктивная, воспитательная, жизнеустроительная), с глубоким обострением проблем самой семьи, с недостаточной эффективностью экономических, социальных, политических мер, предпринимаемых в интересах семьи.
Наиболее острыми проблемами для семей с детьми в Коми-Пермяцком автономном округе являются:
1. Снижение статуса и общественного престижа семьи. В 2004 году отмечено уменьшение числа зарегистрированных семейных браков в 1,7 раза и разводов в 1,2 раза (в 2003 году - 554 брака и 242 развода) На каждые 5 зарегистрированных брака приходится по 2 развода. В результате ежегодно растет неполных семей: 2003 год - 6000, 2004 год - 6120, в которых воспитывается более 7 тысяч детей.
2. Снижение репродуктивной (воспроизводственной) функции семьи: высокий уровень заболеваний женщин репродуктивного возраста, младенческой смертности, заболеваемости детей, рост детской инвалидности. За последние годы в округе наблюдается стойкая тенденция к снижению уровня рождаемости, остается высоким показатель младенческой смертности, который составляет в 2003 году - 18,5%, в 2004 году - 18,2% (в Пермской области - 16,2%). Причиной смерти детей чаще всего явились состояния, возникающие в перинатальный период, и врожденные аномалии, т.е. причины, тесно связанные со здоровьем матери.
Среди причин смертности детей в более старшем возрасте на первых местах находятся травмы, утопления, отравления. Неестественные причины смерти детей свидетельствуют о безответственности, равнодушии родителей к детям, приводят к безнадзорности, приобщают несовершеннолетних к асоциальному образу жизни.
Актуальной социальной проблемой в округе по-прежнему остается детская инвалидность. На начало 2005 года зарегистрировано 772 ребенка-инвалида, по сравнению с прошлым годом количество детей-инвалидов уменьшилось на 52 человека.
В округе создан реабилитационный Центр для детей-инвалидов. Однако, недостаток врачей-реабилитологов, педагогов-психологов с соответствующей квалификацией, отсутствие необходимых помещений для размещения оборудования, спальных комнат препятствует эффективному реабилитационному процессу. В округе отсутствует система профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей, является питание, особенно на первом году его жизни. Молочные кухни имеются лишь в г.Кудымкаре и п.Пожва, имеющиеся же в продаже молочные смеси не всегда доступны населению.
Несмотря на то, что охват горячим питанием школьников по сравнению с прошлым годом вырос с 87% до 94,2%, но остается низким. Страдает качество питания, недостаточно употребление детей кисло-молочных продуктов, рыбы, мяса, соков, сливочного масла, овощей и фруктов. Не проводится "С"- витаминизация блюд.
3. Недостаточные условия обеспечения экономической функции семьи. В округе отмечается тяжелое материальное положение большинства семей. В органах социальной защиты населения нашего региона состоит на учете 27945 детей, являющимися получателями государственных пособий,
размер которых в настоящее время ничтожно мал. 75% семей имеют доход в расчете на одного члена семьи ниже прожиточного минимума. В особо тяжелых условиях оказались многодетные, неполные, молодые семьи и семьи, проживающие в сельской местности, где нет никакого производства.
4. Нарушение воспитательной, досуговой, культурно-психологической функций семьи. Следствием этого является рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. На 01.01.2005 таких семей находится на учете 1567, в них 3144 детей. Значительно возросло число семей, где отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения. Растет количество случаев насилия по отношению к женщинам и детям.
Самыми незащищенными в таких ситуациях являются дети, все это усугубляет социальное неблагополучие детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно сказывается на их физическом, психическом и нравственном здоровье.
Наблюдается увеличение числа неблагополучных семей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства (с 1485 в 2003 году до 1537 в 2004 году). Растет социальное сиротство, причинами которого является социальная дезадаптация семей, лишение родительских прав, уклонение родителей от воспитания, увеличение числа осужденных родителей и родителей, находящихся в розыске. Более 70% детей, оставшихся в 2004 году без попечения родителей, являются социальными сиротами, что влечет за собой ряд нерешенных проблем: обеспечение их жильем, трудоустройством, помещение на воспитание в приемные семьи. При этом институт приемной семьи развит недостаточно, не выполняются социальные нормативы на содержание детей в этих семьях.
Падение нравственных устоев многих семей, пьянство родителей, жестокое обращение с детьми в семье приводят к увеличению числа бродяжничающих детей, возрастанию уровня преступности несовершеннолетних, росту числа потребителей психоактивных средств.
Особую тревогу вызывают изменения в структуре преступности несовершеннолетних. За 2004 год количество преступлений возросло - на 36,2%. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что 60% несовершеннолетних, участвовавших в преступлениях, нигде не работали и не учились.
Низка эффективность работы педагогических коллективов и специалистов школ по оказанию помощи семье и детям, потерявшим интерес к обучению и имеющим девиации в поведении. Ежегодно более 50 детей не приступают к занятиям в школе по причине неблагополучия в семье, самоустранения родителей от своих обязанностей и пьянства в семье.
Неразвитость сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, отсутствие квалифицированных специалистов по работе с детьми и семьями "группы риска" не позволяют эффективно влиять на асоциальные семьи и восстановить их воспитательную функцию. Компенсировать воспитательную функцию семьи не позволяют некоторые негативные тенденции в сфере дополнительного образования и организации досуга детей. Наряду с высоким показателем охвата детей формами эстетической направленности (40%), в округе слабо развита сеть спортивно-технических, туристических кружков и секций. Учреждения дополнительного образования и досуга финансируются по минимуму, имеют слабую материально-техническую базу, не располагают современным оборудованием. Они мало привлекательны для детей старшего возраста, особенно мальчиков и подростков "группы риска". Лишь 10% детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, занимаются в учреждениях дополнительного образования.
В округе не создана система выявления и поддержки одаренных детей.
На основе вышеперечисленных проблем семьи и детей Коми-Пермяцкого автономного округа в развитие федеральной целевой программы "Дети России", областной целевой программы "Семья и дети Прикамья" разработана окружная целевая программа "Семья и дети Пармы" на 2006-2008 годы, определены ее цели и задачи.
Цель - создание благоприятных условий реализации общественно-значимых функций семьи с детьми, обеспечение защиты, выживания и развития детей.
Укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации. Создание системы социальной защиты, поддержки и обеспечения социальной помощи семьям с детьми. Сохранение и укрепление здоровья женщин, охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения желанных и здоровых детей.
Улучшение показателей здоровья детей. Комплексное решение проблем семей с детьми с ограниченными возможностями, создание условий для социализации и адаптации детей-инвалидов в обществе. Предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их права на воспитание в семье. Воспитание сознательного родительства.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьба с детской безнадзорностью. Создание системы реабилитации асоциальной семьи.
Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Сроки реализации окружной целевой Программы “Семья и дети Пармы на 2006-2008 годы” составляют 2006-2008 годы.
Систему программных мероприятий составляет реализация мероприятий подпрограмм.
1. В рамках подпрограммы "Формирование основ семейной политики в округе" предусматриваются следующие мероприятия:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере защиты и охраны семьи и детей
переориентация системы общественных и личностных ценностей на полную семью с двумя и более детьми. Поднятие престижа семьи путем распространения положительного опыта воспитания, формирование общесемейных целевых ориентиров и интересов
создание условий для эффективного развития службы социальной помощи семье и детям, совершенствование качества ее кадрового, информационного и материально-технического обеспечения (приложение 1)
2. Подпрограмма "Здоровый ребенок" включает мероприятия по совершенствованию охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечения безопасного материнства, по созданию и оснащению современным медицинским оборудованием перинатальных центров, а также будет проводиться пропаганда осознанного материнства, информирование по вопросам беременности и родов, совершенствование медицинского обслуживания детей, профилактика заболеваний и детской инвалидности (приложение 2)
3. В подпрограмме "Дети-инвалиды" предусматриваются мероприятия по раннему выявлению врожденных и наследственных заболеваний, нарушений слуха, зрения, центральной нервной системы. Внедрение современных методов реабилитации детей-инвалидов, развитие и укрепление материально-технической базы окружного реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, его кадрового потенциала (приложение 3).
4. Мероприятия подпрограммы "Одаренные дети" направлены на выявление и развитие одаренных детей, укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования (приложение 4).
5. Решение задач, поставленных в подпрограмме "Дети-сироты", предполагает проведение мероприятий по предупреждению социального сиротства, развитию института приемной семьи, других форм семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (приложение 5).
6. Мероприятия подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, на обеспечение права детей на получение основного и среднего общего образования и трудоустройства, на повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений, повышение правовой грамотности детей и родителей, а также организацию занятости несовершеннолетних через создание и расширение сети бесплатных кружков и секций спортивной, технической, туристско-краеведческой направленности (приложение 6).
Государственным заказчиком Программы является Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа, координатором Программы - Комитет социальной защиты населения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, государственными разработчиками и исполнителями подпрограмм - Комитет социальной защиты населения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Управление здравоохранения и науки Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Управление здравоохранения Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Управление культуры Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, Комитет спорта и молодежи Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа.