Недействующий

ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

от 09 декабря 2005 года N 119-ЗС

Об утверждении краевой целевой программы "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года"

Истек срок действия.

Принят постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 1 декабря 2005 года N 740.

Опубликован: газета "Алтайская правда" от 17 декабря 2005 года N 368-369 с. 4; Сборник законодательства Алтайского края 2005 год N 116 часть 1 с. 90.

Вступил в силу 17 декабря 2005 года.

{ Изменения: закон Алтайского края от 14 июня 2007 года N 52-ЗС (вступление в силу 21 июня 2007 года). }

{ Новая редакция с изменениями от 14 июня 2007 года. }

Статья 1


Утвердить краевую целевую программу "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года", включающую подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае на 2005 - 2010 годы" и "Реализация основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, оказывающих влияние на увеличение объемов жилищного строительства" (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации Алтайского края А.Б. Карлин

Приложение
к закону Алтайского края
"Об утверждении краевой
целевой программы "Улучшение
жилищных условий населения
в Алтайском крае на период
до 2010 года"

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года"

ПАСПОРТ краевой целевой программы "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года"


краевая целевая программа "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года" (далее - программа)

Подпрограммы

"Развитие ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае на 2005 - 2010 годы";

 "Реализация основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, оказывающих влияние на увеличение объемов жилищного строительства"

Основание для разработки программы

послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства";

 /content/ngr/RU0000R200405555.html ;

 /content/ngr/RU0000R200405554.html "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";

 /content/ngr/RU0000R200405566.html "Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

 постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 1 декабря 2004 года N 450 "О мерах по увеличению строительства жилья в Алтайском крае"
 Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) }

Основные разработчики программы

управление Алтайского края по строительству и архитектуре { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) };

 Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) };

 ОАО "Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию";

 "Краевой Коммерческий Сибирский социальный банк" ООО

управление Алтайского края по строительству и архитектуре { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) }
 Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года)}
 управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) }
 "Краевой Коммерческий Сибирский социальный банк" ООО;

 АКГУП "Алтайстройзаказчик";

 ОАО "Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию";

 ООО "Алтайская ипотечная корпорация" (по согласованию);

 Некоммерческая организация "Союз строителей и инвесторов Алтайского края" (по согласованию);

/content/ngr/RU0000R200405586.html
 { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) }
 /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc

объемфинансированияпрограммысоставляет 108087,0 млн. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета - 3006,5 млн. рублей (привлекаются в рамках реализации федеральных целевых программ на территории Алтайского края);

 средства федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым для реализации программы банковским кредитам - 737,52 млн. рублей;

 объемы государственных гарантий Российской Федерации по привлекаемым для реализации программы банковским кредитам - 1756,0 млн. рублей;

 средства краевого бюджета - 1260,3 млн. рублей;

 средства краевого бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым для реализации программы банковским кредитам - 368,76 млн. рублей;

 объемы государственных гарантий Алтайского края по привлекаемым для реализации программы банковским кредитам - 878,0 млн. рублей;

 средства местных бюджетов муниципальных районов, городских округов, поселений (по согласованию)-523,22 млн. рублей;

 внебюджетные средства - 103296,98 млн. рублей

{ Раздел "Объем и источники финансирования программы" изложен в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) }

Ожидаемые результаты реализации программы

рост объема ввода жилья с 354,1 тысячи квадратных метров общей площади в 2004 году до 710 тысяч квадратных метров в 2010 году { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) };

 ввод в эксплуатацию в 2005-2010 годах 3535 тысяч квадратных метров общей площади жилых домов { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) };

 рост расчетного темпа ввода в эксплуатацию жилых домов за период с 2005 по 2010 год по сравнению с уровнем 2004 года на 200 процентов { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) };

 обеспечение жильем около 60 тысяч семей { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) };

 создание условий для повышения доступности приобретения и строительства жилья;

 увеличение среднегодового количества долгосрочных жилищных и жилищно - ипотечных кредитов с 4 тысяч в 2004 году до 30 тысяч в 2010 году { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700225.doc (вступление в силу 21 июня 2007 года) };

 создание условий для увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурсных процедур предоставления застройщикам прав на сформированные земельные участки;

 улучшение жилищных условий социально незащищенных категорий граждан и обеспечение доступности жилья гражданам со средним уровнем денежных доходов;

 установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития инженерной инфраструктуры объектов нового жилищного строительства;

 обеспечение потребностей населения и строительного комплекса Алтайского края современными строительными материалами, способствующими снижению затрат при строительстве и эксплуатации домов;

 обновление основных фондов организаций строительного комплекса Алтайского края

Жилищный фонд Алтайского края в настоящее время составляет около 50 миллионов квадратных метров общей площади жилых домов, из них 2 миллиона квадратных метров введены в эксплуатацию в 2000-2004 годах, в том числе на продажу - 154,8 тысячи квадратных метров. Наиболее интенсивно, строительство жилья ведется в городе Барнауле. В 2000-2004 годах здесь введено в эксплуатацию 952,6 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов, или 48 процентов от общего ввода по Алтайскому краю.

Высокий спрос населения на жилье обусловлен двумя факторами:

1) ежегодно в Алтайском крае в среднем регистрируется более 18 тысяч новых семей, для удовлетворения жилищных потребностей которых по социальным нормам ежегодно требуется более 750 тысяч квадратных метров жилья;

2) более 65 тысяч семей зарегистрированы в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, для удовлетворения их жилищных потребностей требуется около 3,8 миллиона квадратных метров жилья.

Коренным образом по сравнению с дореформенным периодом изменились источники формирования предложения жилья и удовлетворения жилищных потребностей людей.

Первым источником удовлетворения потребности населения в жилье является строительство индивидуальных жилых домов. До 1990 года доля индивидуального жилищного строительства составляла 10 процентов от общего ввода площади жилых домов по Алтайскому краю. К 2005 году этот показатель вырос в 6,5 раза и составил 64,4 процента введенного в эксплуатацию жилья, что в 1,6 раза выше, чем в среднем по России.

По состоянию на 1 января 2005 года в Алтайском крае в стадии незавершенного строительства находилось более 8 тысяч индивидуальных и около 100 многоэтажных жилых домов. Ввод их позволит обеспечить жильем 16 тысяч семей.

Каждый второй индивидуальный дом строится в сельской местности.

Ежегодно в Алтайском крае выдается порядка трех тысяч разрешений на строительство жилых домов.

С целью увеличения строительства жилья и организации производства новых строительных материалов на основе научно-технических разработок администрацией Алтайского края осуществляется стимулирование инвестиционно-строительного комплекса Алтайского края путем субсидирования банковской процентной ставки.

Вторым источником удовлетворения потребности населения в жилье являются реализуемые на территории Алтайского края федеральные и региональные жилищные программы, подпрограммы и направления строительства жилых домов, в рамках которых за счет средств бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий ежегодно в среднем направляется (в основном на вторичный рынок) около 400 миллионов рублей. В то же время среднегодовой ввод жилья за счет бюджетов всех уровней составил 4 процента от общего ввода по Алтайскому краю.

Проводимая в Алтайском крае последовательная и целенаправленная работа по реализации программы внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае на 2000-2005 годы, утвержденной постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 февраля 2000 года N 46 дала положительные результаты.

Развивается система долгосрочного жилищного кредитования, представленная на сложившемся рынке жилья:

открытым акционерным обществом "Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию" (далее - ОАО "АЖИК") - региональный оператор ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (город Москва);

обществом с ограниченной ответственностью "Алтайская ипотечная корпорация" (далее - ООО "АИК"), являющееся сервисным агентом ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (город Москва) и работающее по его стандартам;

кредитными организациями, среди которых лидирующее положение занимает Алтайский банк Сберегательного банка России { в редакции закона Алтайского края от 14 июня 2007 года N 52-ЗС (вступление в силу 21 июня 2007 года) }.

За 2003-2004 годы населению Алтайского края на улучшение жилищных условии выдано более 7,5 тысячи жилищных и ипотечных жилищных кредитов на сумму около 1,7 млрд. рублей.

В Алтайском крае созданы необходимые условия для развития рынка жилья.

Ежегодно, по экспертным оценкам, около трех процентов общей площади жилых домов, что составляет 1,5 миллиона квадратных метров жилья, меняет собственника.

Производственные мощности строительного комплекса Алтайского края имеют значительный резерв и способны в короткие сроки удвоить объем ввода жилья по сравнению с достигнутым уровнем.

Однако отрицательное влияние на темпы и объемы жилищного строительства оказывают следующие обстоятельства:

градостроительная документация большинства городских и сельских поселении устарела, требует корректировки. Это сдерживает развитие рынка земли и усложняет процедуру формирования земельных участков для строительства;

сроки согласования строительства объектов составляют в городах Алтайского края до 15 месяцев, что влечет значительные финансовые расходы застройщиков.

Для обеспечения прозрачности процедур землепользования и застройки, упрощения получения прав на земельные участки под жилищное строительство и формирования предложении на рынке жилья необходимо привести нормативные правовые акты Алтайского края в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающими коренное изменение процедуры подготовки разрешительной документации для строительства объектов. Это значительно упростит работу застройщика, инвестора и повысит ответственность органов местного самоуправления, обеспечит формирование предложений на рынке жилья путем заблаговременной подготовки пакета документов, устанавливающих правовые основы использования земельных участков, позволит инвесторам иметь полную информацию об условиях строительства и оперативно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка, а органам местного самоуправления - осуществлять аукционную продажу земельных участков с установленными регламентами их использования.

Существенное негативное влияние на рост объемов жилищного строительства оказывает значительное отставание в развитии коммунальной инфраструктуры { в редакции закона Алтайского края от 14 июня 2007 года N 52-ЗС (вступление в силу 21 июня 2007 года) }. Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей и подготовки территории в городе Барнауле, где осуществляется интенсивное строительство жилья. Доля стоимости инженерных сетей в стоимости квартир в жилых домах, построенных в центральной части города, достигает тридцати пяти процентов.

В городах и районах Алтайского края необходимо провести анализ состояния и использования земельных участков, разработать и реализовать мероприятия по строительству первоочередных объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства { в редакции закона Алтайского края от 14 июня 2007 года N 52-ЗС (вступление в силу 21 июня 2007 года) }.

В целом по Алтайскому краю для приведения развития инженерных сетей в соответствие с потребностями жилищного строительства необходимо ежегодно вкладывать в строительство и реконструкцию около 250 миллионов рублей.

Среди мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства в Алтайском крае, наиболее важным является реализация инвестиционных проектов по модернизации производственной базы жилищного строительства, развитию промышленности строительных материалов и строительной индустрии.

В состав промышленности строительных материалов и строительной индустрии Алтайского края входят 157 организаций, из которых 20 относятся к группе крупных и средних. Мощности организаций позволяют обеспечить потребности капитального строительства и ремонтно-эксплуатационных нужд основными видами строительных материалов, изделий и конструкций. Вместе с тем ассортимент и качество отдельных видов строительных материалов не удовлетворяют потребностям современного строительства. Высокая степень физического и морального износа основных фондов негативно сказывается на конкурентоспособности производимой продукции.

Совершенствование структуры производства строительных конструкций и материалов прежде всего связано с реализацией новых проектов строительства жилых домов, переходом к монолитным, комбинированным и каркасным системам домостроения.

Требуется привлечение значительных инвестиций для обновления парка машин и механизмов организаций строительного комплекса.

Организации строительного комплекса испытывают дефицит квалифицированных специалистов строительных профессий.

Значительная часть населения имеет недостаточную платежеспособность, не позволяющую только за счет собственных средств улучшить жилищные условия.

Для устранения вышеназванных недостатков в декабре 2004 года были приняты федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного для работающего населения жилья, в целях реализации которых требуется комплексный программный подход к созданию в Алтайском крае:

механизмов участия органов государственной власти края и местного самоуправления в поддержке развития и функционирования рынка жилья в целом и повышения его доступности для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;

стабильного потока финансовых ресурсов, поступающих на рынок готового и строящегося жилья;

финансовых условий для реализации требований Градостроительного кодекса Российской Федерации;

финансовых условий для разработки и совершенствования территориальной сметно-нормативной базы 2001 года, применение которой обеспечит достоверную оценку стоимости строительства жилья в Алтайском крае;

финансовых условий выполнения мероприятии по уточнению сейсмоактивности районов края, что обеспечит экономический эффект от снижения затрат на выполнение работ по сейсмозащите при строительстве объектов на сумму 150-200 миллионов рублей ежегодно;

условий экономического и организационного характера для развития долгосрочного жилищного кредитования как основного инструмента решения жилищных проблем населения и увеличения жилищного строительства в Алтайском крае.

В этих целях разработана краевая целевая программа "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года".

Программа определяет стратегию Администрации Алтайского края по созданию благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере, увеличению объемов строительства доступного жилья для населения с различным уровнем доходов, совершенствованию системы ипотечного жилищного кредитования при строительстве, достройке и приобретении жилья.

Целью программы является увеличение объемов жилищного строительства; формирование условий для введения в жилищные отношения рыночных механизмов, позволяющих консолидировать бюджетные, внебюджетные средства и личные сбережения граждан; развитие ипотечного жилищного кредитования населения; привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в жилищную сферу; развитие, реконструкция и модернизация производственной базы строительства.

Основными задачами программы являются:

создание конкурентных условий для жилищного строительства;

создание условий для существенного увеличения доли инвестиций в строительство жилья - до 50 процентов от общего объема финансовых средств, используемых для строительства и приобретения жилья;

привлечение внебюджетных средств для осуществления строительства жилых домов;

формирование финансовых механизмов, обеспечивающих доступность кредитов для населения;

создание эффективных механизмов привлечения частных инвестиции в сферу ипотечного жилищного кредитования с использованием рефинансирования ипотечных кредитов;

приведение в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации порядка предоставления социального жилья;

совершенствование форм и методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий;

развитие индивидуального жилищного строительства в районах и городах Алтайского края;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»