Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 27 июля 2005 года N 55-РЗ
г.Горно-Алтайск

О республиканской целевой программе "Сейсмобезопасность Республики Алтай (2006-2010 годы)"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 июня 2010 года на основании
Закона Республики Алтай от 31 мая 2010 года N 12-РЗ
____________________________________________________________________

     

Принят
Государственным Собранием - годы
Эл Курултай Республики Алтай
8 июля 2005 года

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Сейсмобезопасность Республики Алтай (2006-2010 годы)".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Государственного
Собрания - Эл Курултай
Республики Алтай
И.Э.Яимов


Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.Лапшин


УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Алтай
"О республиканской целевой
программе "Сейсмобезопасность
Республики Алтай
(2006-2010 годы)"


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Сейсмобезопасность Республики Алтай (2006-2010 годы)"

ПАСПОРТ
 республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность Республики Алтай (2006-2010 годы)"

Наименование Программы

-

республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность Республики Алтай (2006-2010 годы)" (далее по тексту - Программа)

Основания разработки Программы

-

постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года N 690 "О Федеральной целевой программе "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы)

Государственный заказчик

-

Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай

Основные разработчики Программы

-

Российская Ассоциация по сейсмостойкому строительству, защите от природных и техногенных воздействий по договору с Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются: максимальное повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Республики Алтай, уменьшение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовка города и населенных пунктов к сильным землетрясениям.

Основными задачами Программы являются:

-

разработка и осуществление необходимых превентивных градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска;

-

проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений;

-

участие в создании, внедрении и развитии единой научно-методической базы в области оценки сейсмической опасности территорий путем общего сейсмического районирования, сейсмического микрорайонирования территории городов и населенных пунктов республики, уточнения моделей сейсмических воздействий на здания и сооружения;

-

содействие формированию нормативной базы для осуществления работ по обеспечению сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических, транспортных сооружений;

-

содействие созданию и внедрение единой научно-методической базы для осуществления деятельности по снижению сейсмической уязвимости существующих зданий и сооружений;

-

внедрение на территории республики инновационных технологий сейсмоизоляции и новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;

-

совместное участие на уровне региона в создании эффективной экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений во время сильных землетрясений;

-

формирование и развитие республиканской системы информационного обеспечения комплексных мероприятий по обеспечению сейсмобезопасности территорий и защиты населения от землетрясений, их последствий в составе единой геоинформационной системы федерального и международного уровня;

-

совершенствование системы подготовки специалистов всех уровней применительно к проблемам управления сейсмическим риском и подготовки населения города Горно-Алтайска и других населенных пунктов Республики Алтай к сейсмическим бедствиям

Сроки и этапы реализации Программы

--

2006-2010 годы
I этап - 2006 год - подготовка и реализация первоочередных и неотложных мероприятий;
II этап - 2007-2010 годы - реализация основных мероприятий

Основные мероприятия Программы

-

усиление недостаточно сейсмостойких сооружений в сейсмоопасных районах; внедрение и реализация научно-методической и нормативной правовой базы обеспечения защитных мероприятий, включая страхование

Основные исполнители Программы

-

Управление капитального строительства при Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, предприятия строительного комплекса Республики Алтай

Объем и источники финансирования

-

общий объем финансирования Программы в 2006-2010 годы составляет 490,1 млн. рублей, в том числе:
из федерального бюджета, предусмотренных для Республики Алтай в федеральной целевой программе - 60,4 млн. рублей (в ценах 2002 года);
из федерального бюджета по смежным федеральным целевым программам - 2,4 млн. рублей;
из республиканского бюджета Республики Алтай и внебюджетных источников - 427,3 млн. рублей.

По направлениям затрат:

капитальные вложения - 462,2 млн. рублей;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 27,9 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

уточнение характеристик сейсмической опасности и сейсмического риска на территории республики, включая уточнение риска от вторичного воздействия природного и техногенного характера;
усиление существующих несейсмостойких зданий и сооружений;

-

участие в разработке и внедрении эффективной нормативной правовой базы в области оценки сейсмостойкости сооружений, проектирования, строительства, усиления конструкций зданий и сооружений;

-

формирование и внедрение в практику экономических рычагов и механизмов повышения уровня сейсмической безопасности населения и снижения сейсмического риска путем страхования;

-

развитие системы информационного обеспечения комплексных программных мероприятий и научно-исследовательских и конструкторских работ по обеспечению сейсмобезопасности территории республики в рамках единой информационной системы федерального и международного уровня;

-

развитие системы подготовки специалистов и населения к действиям в условиях сильного землетрясения; снижение затрат на ликвидацию последствий землетрясений

Система организации контроля за исполнением Программы

-

организация управления и контроль за исполнением Программы возлагаются на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай.
Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального, республиканского и местных бюджетов представляется исполнителями в установленном порядке.

     

1. Введение


Республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность Республики Алтай (2006-2010 годы)" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года N 690.

Республика Алтай занимает площадь 92,6 тыс. кв. км; численность населения составляет 204,8 тыс. человек, в том числе в городе Горно-Алтайске - 52,2 тыс. человек.

Особенностью региона является горный характер местности с возможным развитием опасных геологических и грунтово-геологических процессов природного и природно-техногенного характера. На территории республики расположены такие сейсмоактивные разломы, как Южно-Катунский, Айгулакский, Алтайский и Курайский, а вдоль восточной границы республики - Телецкие и Шапшальские разломы, которые через Цаганшибетинский и Кобдинский разломы "мигрируют" в сторону Монголии и Тихого Океана. Эти разломы и их "продолжение" предопределяют перманентную высокую сейсмическую активность Горного Алтая.

Сейсмичность территории Республики Алтай по карте сейсмического районирования ОСР-97 находится на уровне 8-9 баллов по шкале MSK-64 при среднем периоде повторения сотрясений такой силы 500 лет и 9-10 баллов при периоде 5000 лет. Согласно закону повторяемости, на каждое землетрясение заданного энергетического класса приходится примерно в 3 раза больше землетрясений на класс ниже. Это средние вероятностные оценки, не гарантирующие, что периоды сотрясений указанной силы не могут быть меньше.

Непосредственно на территории Республики Алтай в период с 1864 года по настоящее время было отмечено и зарегистрировано более 40 землетрясений с интенсивностью в эпицентре от 6 до 8 баллов. Последние явления такого рода были отмечены в период с сентября по ноябрь 2003 года и служат сигналом тектонической активизации в регионе, так как сопровождаются последующими толчками (афтершоками) из того же района, но несколько более слабыми. При достаточно сильном основном толчке среди его афтершоков были землетрясения, которые вызвали дополнительные повреждения и разрушения объектов. Афтершоковые серии землетрясений, подобных Алтайским сотрясениям 2003 года, могут длится по нескольку лет.

Возникновение сильных землетрясений на территории республики может быть следствием сильных землетрясений, происходящих вне административной территории республики, но вызывающих на ней высокий сейсмический эффект, зачастую на уровне катастрофического (так называемая транзитная сейсмичность). Так, известное Монголо-Алтайское землетрясение 1931 года с магнитудой М=7.9, будучи одним из самых сильных в мире, вызвало на территории Республики Алтай 7-бальные сотрясения. При этом эпицентр основного толчка находился на расстоянии более 400 км от границы республики.

Карта
новейших разломов и эпицентров землетрясений Республики Алтай (по материалам Богачкина Б.М., 1981 год)

Велика вероятность дальнейшего повышения сейсмической активности территории за счет техногенных воздействий при планируемом строительстве новых и эксплуатации действующих гидроэлектростанций.

Такие показатели свидетельствуют о сохраняющемся высоком сейсмическом риске территории Республики Алтай и большой вероятности дальнейшего возникновения на ее территории катастрофических землетрясений с высокой степенью разрушений. Необходимость сохранения при этом жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого (допустимого) риска, значения которого должны быть дифференцированы по районам застройки.

Программой предусмотрено обеспечить высокий уровень нового строительства, поднять, разработать и внедрить в повседневную практику эффективные экономические рычаги для обеспечения мероприятий по повышению надежности существующей застройки, а также непосредственно усилить более 200 объектов, в первую очередь в г.Горно-Алтайске и горных районах республики.

Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются:

- внедрение в повседневную практику рыночных механизмов гарантирования защиты населения от землетрясений и их последствий, включая страхование;

- повышение общественной составляющей при решении задач по обеспечению сейсмобезопасности территории Республики Алтай путем привлечения к процессу внебюджетных источников финансирования и потенциала профессиональных объединений и общественных организаций;

- совместное участие в формировании нормативной правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения и защиты населения от землетрясений и их последствий;

- обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений;

- совершенствование научных методов и внедрение в практику технических средств и инновационных технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

При разработке Программы учитывались результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках федеральных целевых программ "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы), "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

Кроме того, учтен положительный опыт, полученный при ликвидации последствий землетрясений, происшедших на Алтае в сентябре - ноябре 2003 года.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что:

- вся территория Республики Алтай находится в зоне высокой сейсмичности, что может вызвать и в дальнейшем землетрясения с катастрофическим эффектом. По базовым экспертным оценкам территория Горного Алтая имеет высокий индекс сейсмического риска, характеризующий необходимый объем антисейсмических усилений и учитывающий сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения наиболее крупных населенных пунктов (0,65), и является одним из наиболее сейсмически опасных регионов России;

- на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации республики, находятся гидроэлектростанции;

- в силу объективных причин большинство существующих зданий, сооружений и коммуникаций республики имеют значительный дефицит сейсмостойкости в 2-3 балла, а их разрушение может привести к экологической деградации территории и гибели людей и поставить под угрозу реализуемые социальные программы;

- в регионе не функционирует система гарантирования защиты населения от последствий землетрясений посредством страхования.

В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются современные карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации. Эти карты позволяют более достоверно оценивать степень сейсмической опасности и планировать "сейсмическую перспективу", а также определять приемлемый уровень сейсмического риска.

Существенное повышение сейсмической опасности, принципиально новый дифференцированный подход к ее оценке становятся весомыми аргументами необходимости проведения определенного объема работ по уточнению региональной сейсмичности (сейсмо-микрорайонирования) с целью использования полученных данных для разработки "сценариев бедствий" и планирования предупредительных мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории республики.

Сейсмическое микрорайонирование позволяет учесть влияние разнообразных местных грунтово-геологических условий на прогнозируемые сейсмические воздействия. Содержащиеся в построенных на ее основе картах сведения и информация могут быть использованы для построения региональных моделей сейсмического воздействия и проектирования эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений. Задача модернизации существующей нормативно-методической и технической базы сейсмического микрорайонирования решается в рамках НИОКР на уровне федерального целевого планирования. Задача региональных органов исполнительной власти - оказать содействие организациям республики своевременно внедрить полученные результаты в повседневную практику.

Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов. На территории Республики Алтай, по приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.

При возможном развитии на территории опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера, которые, как правило, усугубляют разрушительные последствия землетрясений, сейсмическая безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов должна быть обеспечена комплексно, в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по районам республики и в пределах разнородных групп объектов.

Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Проблема усложняется в связи со строительством на территории республики гидротехнических сооружений, водохранилищ, которые провоцируют природные сейсмоявления. Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»