РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 15 марта 2005 года N 14-РЗ
г.Горно-Алтайск
О республиканской целевой программе "Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005-2010 годы)"
Принят
Государственным Собранием -
Эл Курултай Республики Алтай
25 февраля 2005 года
Статья 1
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005-2010 годы)".
Статья 2
Правительству Республики Алтай предусматривать средства для реализации мероприятий республиканской целевой программы "Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005-2010 годы)" при формировании республиканского бюджета Республики Алтай на 2005-2010 годы.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай
И.Э.Яимов
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.Лапшин
г.Горно-Алтайск
15 марта 2005 года
N 14-РЗ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005-2010 годы)"
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005-2010 годы)" |
Основания для разработки Программы | - Основы законодательства Российской Федерации о культуре; Федеральный закон "О народных художественных промыслах"; постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1116 "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации" |
Государственный заказчик | - Министерство культуры и кино Республики Алтай |
Основной разработчик Программы | - государственное учреждение Республики Алтай "Центр развития народных художественных промыслов "ЭНЧИ" |
Исполнитель Программы | - государственное учреждение Республики Алтай "Центр развития народных художественных промыслов "ЭНЧИ" |
Участники (по согласованию) | - некоммерческое партнерство "Республиканский социально-деловой центр развития малого предпринимательства"; |
- государственное унитарное предприятие "Горно-Алтайская республиканская типография"; | |
- государственная телерадиокомпания "Горный Алтай"; | |
- органы местного самоуправления Республики Алтай"; | |
- государственное образовательное учреждение "Колледж культуры и искусства Республики Алтай" | |
Цель Программы | - обеспечение экономических, социальных и иных условий для возрождения, сохранения и развития художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества, производства сувенирной и подарочной продукции, несущей в себе народные традиции |
Задачи Программы | - целенаправленное формирование системы государственной поддержки народных художественных промыслов Республики Алтай; |
- объединение усилий государственных органов республиканского и местного уровней, организаций народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Республики Алтай; | |
- повышение качества и конкурентоспособности продукции народных художественных промыслов; | |
- подготовка и переподготовка кадров для народных художественных промыслов; | |
- научно-методическое решение выявленных проблем | |
Срок реализации | - 2005-2010 годы |
Объем и источники финансирования | - общий объем средств республиканского бюджета на реализацию Программы 1572000 руб. |
Контроль за реализацией Программы | - Министерство культуры и кино Республики Алтай |
Символ и образ народа воплощают в себе сделанные по канонам традиционной технологии изделия народных художественных промыслов. В них отражена наша история, веками накопленный опыт.
Однако, на сегодняшний день состояние народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в Республике Алтай критическое, большинство старинных видов народного искусства на грани исчезновения. В значительной мере утрачены художественно-стилевые особенности и традиции промыслов.
В условиях развития рыночных отношений заметно падает спрос на подлинные художественные изделия, рынок заполнен продукцией низкого художественного уровня и подделками. Утрачивается преемственность народного мастерства. Постепенно утрачиваются традиционные для народных художественных промыслов технологии, материал, стиль и орнамент.
Не менее важным является производство серийных, тиражируемых изделий народных художественных промыслов, имеющих утилитарное, бытовое назначение. Однако и здесь наблюдается критическая ситуация.
Анализируя состояние организаций народных художественных промыслов, можно сделать следующие выводы:
- тяжелое финансово-экономическое состояние организаций, которые производят продукцию народных художественных промыслов;
- отсутствие в организациях высококвалифицированных специалистов;
- недостаточный уровень подготовки кадров;
- недостаточный уровень управления организациями;
- отсутствие экономической концепции развития сферы народных художественных промыслов;
- преобладание примитивного ручного труда, отсутствие необходимого
оборудования, материалов и сырья;
- неразвитость маркетинговой деятельности;
- проблемы в социальной сфере (связанные фактически с отсутствием социальной политики в области поддержки и развития народных художественных промыслов);
- неразвитость организационной инфраструктуры.
Существуют и специфические проблемы, характерные для организаций народных художественных промыслов:
- нестабильность производства;
- отсутствие оборотных средств;
- затруднение со сбытом продукции, работа "на склад";
- низкая покупательская способность населения;
- утрата художественно-стилевых особенностей и традиций промыслов;
- всеобщая разобщенность и связанное с этим дублирование одних и тех же изделий;
- накопление рынка продукцией низкого художественного уровня и подделками.
В еще более трудном положении находятся отдельные мастерские. Многие из них не имеют даже своего помещения, а если и имеют, то оно порой находится в ветхом состоянии.
Большинство начинающих мастеров не имеют методической литературы.
На сегодняшний день имеется недостаточно полный объем информации о современном состоянии народных художественных промыслов Республики Алтай. По некоторым районам республики вообще отсутствуют данные.
Одной из основных проблем является отсутствие единой системы, объединяющей производителей изделий народных художественных промыслов, художников и учреждений торговли в этой области, создание которой невозможно без участия государственных органов.
Правительство Российской Федерации приняло ряд мер по решению насущных проблем. Существенно расширилась законодательская база, создана Ассоциация "Народные художественные промыслы России", которая на федеральном уровне занимается проблемами народных художественных промыслов.
В Республике Алтай поддержка народных художественных промыслов на государственном уровне не осуществляется до сих пор.
Изделия, сделанные руками местных умельцев, изначально связаны с историей данного народа, его обычаями, обрядами, праздниками, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с изготовлением одежды, утвари и орудий труда. Мастерство формировалось в глубинах этноса и его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение, из рода в род.
Но это не только прошлое, это наше будущее и настоящее, так как изделия народных промыслов - часть общенациональной культуры, воплощающей в себе и древние традиции и современность.
Каждый район нашей республики - особый. Кош-Агачский славится своими сырмаками, тажуурами, Усть-Коксинский - изделиями из лозы, соломы, городецкой росписью, ткаными ручниками и спилами, в Онгудае, Усть-Кане, Улагане шьют национальную одежду и одеяла из козьей шкуры - дьюркан, Турочакский известен своими изделиями из бересты, а Чойский, Шебалинский, Майминский и Чемальский славятся резьбой по дереву.
Необходимо в каждом районе открыть центр, в котором имелись бы изделия всех направлений, а не только того, который развит в данном районе. Хотя некоторые районы пытаются что-то для этого делать, например: в Усть-Канском и Усть-Коксинском районах работает Дом ремесел, а в Чемале осуществляет свою деятельность сувенирная лавка.
В Горно-Алтайске уже 10 лет работает мастерская художественных изделий "КЕЗЕР", изготавливающая сувениры из кедра, школа ремесел "АДАМАНТ", в которой обучают основам ремесла детей школьного возраста, 3 года работают Мастерская "Ай-Тана", которая занимается пошивом сувенирной продукции и национальной одежды и "Камнерезы Алтая", развивающие камнерезное и ювелирное дело.
В ближайшем будущем планируется создать Театр моды национального костюма на базе государственного учреждения Республики Алтай "Центр развития народных художественных промыслов "Энчи" с привлечением студентов государственного образовательного учреждения "Колледж культуры и искусства Республики Алтай".
Одним из перспективных направлений является организация постоянно-действующего учебно-методического центра народных художественных промыслов.
Государственное учреждение Республики Алтай "Центр развития народных художественных промыслов "Энчи" также планирует тесно сотрудничать с туристическими базами и домами отдыха, находящимися на территории Республики, чтобы уберечь туристов от подделок алтайских сувениров.
В наши дни задача сохранения и приумножения культурных традиций стала первостепенной. Культурное наследие каждой нации является бесценным достоянием мировой цивилизации. Актуальное значение в наши дни приобретают возрождение очагов народного искусства, выявление и оказание помощи народным мастерам, владеющим секретом традиционного ремесла.
В настоящее время к нам стали приезжать делегации, ученые из многих стран мира, Правительство Республики Алтай и руководители многих предприятий выезжают за границу, в связи с этим возникает потребность в сувенирной продукции. Ведь не только национальная одежда отличает нашу республику. А во всем мире производство и продажа национальных сувениров приносит стабильную прибыль и является доходной статьей бюджета. К сожалению, у нас картина совсем иная.
Основными сдерживающими началами являются отсутствие нормативно-правовой базы в области народных художественных промыслов по республике, отсутствие инфраструктуры государственной поддержки народных художественных промыслов, отсутствие профессионально подготовленных кадров и отсутствие экономической концепции развития сферы народных художественных промыслов.
Для эффективного решения проблем в области народных промыслов необходимо:
- проведение выездных семинаров, стажировок в районных отделах культуры в составе художников, дизайнеров, научных сотрудников и ведущих мастеров;
- проведение мастер-классов, круглых столов, семинаров;
- оказание помощи предприятиям народных художественных промыслов в обеспечении их нормативно-справочной, методической и другой документацией и литературой;