Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2005 года N 263


Об утверждении Правил по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия

____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 декабря 2014 года на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 04.12.2014 N 631.
____________________________________________________________________



Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (с последующими изменениями), от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Республики Хакасия

постановляет:

1. Утвердить Правила по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия (прилагается).

2. Главам муниципальных образований городов и районов, органам, осуществляющим надзор, в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия при согласовании соответствующих планов по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов, а организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов строго руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613, от 15 апреля 2002 года N 240, от 30 декабря 2003 года N 794, приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года N 621 и Правилами по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия, указанными в пункте 1 настоящего постановления.

3. Организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, привести в соответствие с настоящим постановлением планы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Хакасия от 11 декабря 2002 года N 321 "Об утверждении Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия - Министра финансов и экономики Республики Хакасия A.M.Иванова.

Исполняющая обязанности
Председателя Правительства
Республики Хакасия,
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Хакасия
Н.Пилюгина


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 25 августа 2005 года N 263

ПРАВИЛА
по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия


Основные Термины и определения, используемые в Правилах:

Водный объект - поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта).

ГСМ - горюче-смазочные материалы.

ГУ МЧС России по Республике Хакасия - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия.

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба.

Зоны особой значимости - объекты повышенного риска; объекты систем жизнеобеспечения населения; объекты, представляющие культурную и историческую ценность; особо охраняемые природные территории; объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов.

Координатор работ по ЛРН - полномочный представитель владельца объекта, назначаемый заранее, способный и обязанный руководить работами по ликвидации чрезвычайной ситуации.

КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. (Постоянно действующий орган, координирующий мероприятия по защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (имеет три уровня - территориальный, местный, объектовый)).

Ликвидация последствий разлива - действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния; восстановление окружающей природной среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир.

Ликвидация разлива - действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти и нефтепродуктов.

Локализация разлива - действия, обеспечивающие предотвращение дальнейшего растекания нефти и нефтепродуктов по земле и/или водной поверхности.

ЛРН - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов.

Нефтесодержащая смесь - смесь с любым содержанием нефти.

Нефть - любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло.

Объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов - экологически чувствительные территории к воздействию нефтяных разливов, которые будут испытывать долговременные значительные негативные последствия при разливе нефти; территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных в Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации и Республики Хакасия; водоохранные зоны; водные объекты высшей и первой рыбохозяйственной ценности; леса I и II группы защитности и особо защитных участков, санитарно-защитные зоны источников водоснабжения; территории традиционного природопользования; места рыбного промысла; другие места по согласованию с соответствующими органами власти территории.

Объекты повышенного риска - взрывоопасные, пожароопасные, химически опасные, радиационно-опасные объекты, объекты гидродинамической опасности;

Объекты систем жизнеобеспечения населения - объекты водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, медицинского обслуживания, транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и объекты пищевой промышленности; рыборазводные хозяйства; сельскохозяйственные угодья).

Объекты, представляющие культурную и историческую ценность, - археологические объекты, объекты религиозного значения, зоны отдыха и пешеходного туризма, пляжи, курортные зоны и термальные источники, районы, населяемые малыми этническими группами.

Организация, осуществляющая операции с нефтью - организация, имеющая опасные объекты, осуществляющая разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение, использование и реализацию нефти и нефтепродуктов.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Профессиональные аварийно-спасательные формирования (организации) - организации (формирования), аттестованные в соответствии с нормативными актами РФ для ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и имеющие необходимые лицензии природоохранных органов.

Разлив нефти - сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на земли или подземные воды, независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такой сброс.

РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

РЦ ГО ЧС - Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Сельскохозяйственные угодья - земли, используемые для воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого.

Территориальная подсистема РСЧС - подсистема, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Хакасия. В части ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в подсистему входят все профессиональные формирования, как существующие, так и вновь создаваемые, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке.

УГМС - территориальное управление по гидрометеорологии.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

1. Общие положения


Правила по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия (далее - Правила) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".

Целью данных Правил является выработка единых подходов к организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание единой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.

Правила определяют классификацию разливов нефти и нефтепродуктов, основные требования к системе управления, организации работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), а также требования к технологиям и программам выполнения этих работ.

В Правилах изложены требования к планам ЛРН и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов - ответственным за предупреждение, локализацию и ликвидацию разливов нефти.

Действие данных Правил распространяется на территорию Республики Хакасия.

2. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов, уровней реагирования на разлив


Разливы нефти и нефтепродуктов, повлекшие за собой негативные воздействия на окружающую среду и нарушение условий жизнедеятельности населения, рассматриваются как чрезвычайные ситуации.

2.1. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов


Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

- локального значения - разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

- муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования, либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

- территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации, либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

- регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

2.2. Классификация уровней реагирования на разлив нефти


Уровневый подход позволяет обеспечить управление мероприятиями по ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом.

Уровень 1. Локальный

Первый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации локального значения на местности, при попадании в водные объекты.

На первом уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив.

При недостатке указанных сил и специальных технических средств к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.

Разлив нефти, соответствующий первому уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и\или органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.

Уровень 2. Муниципальный

Второй уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации муниципального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.

На втором уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводятся силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив, с привлечением профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) муниципального образования, сил подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.

Разлив нефти, соответствующий второму уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и\или органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.

Уровень 3. Территориальный

Третий уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации территориального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.

На третьем уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти кроме сил и средств второго уровня в установленном порядке привлекаются силы и средства территориальной подсистемы РСЧС; силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.

Уровень 4. Региональный

Четвертый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации регионального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.

На четвертом уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти кроме сил и средств третьего уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства региональной подсистемы РСЧС; силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.

Уровень 5. Федеральный

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»