ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

от 11 января 2005 года N 2-РЗ

О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми"

(с изменениями на 27 декабря 2006 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Республики Коми от 17 мая 2005 года N 51-РЗ (Республика, 24.05.2005);

Законом Республики Коми от 26 декабря 2005 года N 152-РЗ (Республика, 28.12.2005);

Законом Республики Коми от 11 мая 2006 года N 32-РЗ (Республика, 16.05.2006);

Законом Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 137-РЗ (Республика, 11.01.2007).

____________________________________________________________________

     

Принят
Государственным Советом
Республики Коми
23 декабря 2004 года

Статья 1


Утвердить целевую республиканскую программу "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми" согласно приложению.

Статья 2


Правительству Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год предусматривать средства на финансирование целевой республиканской программы "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми".

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава
Республики Коми
Н.В.Торлопов

г.Сыктывкар

11 января 2005 года

N 2-РЗ

Приложение
к Закону Республики Коми
"О целевой республиканской программе
"Комплексная программа реформирования
региональных финансов Республики Коми"


ЦЕЛЕВАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми"

(с изменениями на 27 декабря 2006 года)

     

г.Сыктывкар
2004 год

ПАСПОРТ
комплексной программы реформирования региональных финансов Республики Коми


Наименование Программы

- Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- приказы Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов" и от 24 августа 2004 года N 239 "О проведении в 2004 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов"; распоряжение Правительства Республики Коми от 28 сентября 2004 года N 389-р

Заказчик Программы

- Правительство Республики Коми

Разработчик Программы

- Министерство финансов Республики Коми

Цели Программы

- создание благоприятных условий для социально-экономического развития Республики Коми;

 повышение качества управления общественными финансами Республики Коми;

 повышение эффективности и качества бюджетных услуг

Задачи Программы

- повышение прозрачности системы региональных и местных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;

 развитие системы казначейского исполнения бюджетов Республики Коми;

 модернизация бюджетного процесса, связанная с внедрением новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля;

 обеспечение реалистичности республиканского бюджета Республики Коми, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;

 четкое и стабильное законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между республиканским и местными бюджетами, формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи местным бюджетам;

 реализация административной реформы, оптимизация структуры и задач органов исполнительной власти Республики Коми;

 внедрение передовых методов управления государственными финансами, в частности, переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение системы стандартизации предоставляемых бюджетных услуг, среднесрочного финансового планирования, создание системы управления кредиторской и дебиторской задолженностью, конкурентных механизмов и процедур государственных закупок

Сроки реализации Программы

- 2004-2006 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- реформа бюджетного процесса и управления расходами;

 разработка системы бюджетирования, ориентированного на результат;

 реализация административной реформы;

 реформирование государственного сектора экономики;

 совершенствование системы инвестиций;

 создание условий для развития доходной базы республиканского бюджета Республики Коми;

 совершенствование долговой политики;

 совершенствование межбюджетных отношений

Исполнители Программы

- Правительство Республики Коми, министерства и ведомства Республики Коми, научные и иные организации, привлекаемые по согласованию с ними Правительством Республики Коми

Объемы и источники финансирования Программы

- в целом на реализацию Программы потребуется 224959,7 тыс.рублей, в том числе:

 47477,0 тыс.рублей - за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (2005 год - 23002,9 тыс.рублей,

2006 год - 24474,1 тыс.рублей);

177482,7 тыс.рублей - за счет средств Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (2005 год - 92011,4 тыс.рублей,

 2006 год - 85471,3 тыс.рублей)

(строка в редакции, введенной в действие с 11 января 2007 года Законом Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 137-РЗ, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты от реализации Программы

- создание (совершенствование) нормативной правовой базы Республики Коми по основным направлениям реформирования региональных финансов Республики Коми;

 объем просроченной задолженности республиканского бюджета Республики Коми по заемным средствам и прирост кредиторской задолженности не превысят 5 процентов расходов республиканского бюджета Республики Коми;

 отклонение параметров закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год от параметров, утвержденных на среднесрочную перспективу, не превысит 10 процентов;

 организация курсов повышения квалификации не реже чем раз в три года не менее чем для 20 процентов работников;

 объем средств, предоставляемых негосударственным организациям на безвозмездной основе, в виде бюджетных кредитов (ссуд), гарантий, налоговых льгот, не превысит 3 процентов расходов республиканского бюджета Республики Коми;

 средний по Республике Коми фактический уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги составит не менее 95 процентов;

 доля расходов на финансирование льгот в натуральной форме составит не более 1 процента расходов республиканского бюджета Республики Коми;

 отсутствие в расходах республиканского бюджета Республики Коми расходов на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям для досрочного прекращения их реализации;

 объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей не превысит 3 процентов расходов республиканского бюджета Республики Коми;

 объем налоговых льгот составит менее 5 процентов доходов республиканского бюджета Республики Коми;

 сохранение положительных темпов развития малого предпринимательства в Республике Коми;

 раскрытие информации об объектах, находящихся в государственной собственности Республики Коми;

 соответствие не менее 90 процентов государственных унитарных предприятий и организаций установленным на основе оценки эффективности критериям;

 объем краткосрочной задолженности (со сроком погашения не более 1 года) не превысит 10 процентов доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

 предоставление по всем выдаваемым гарантиям Республики Коми залога для их полного обеспечения;

 утверждение нормативов распределения налоговых доходов для муниципальных образований на долгосрочной основе;

 отсутствие просроченной задолженности муниципальных образований по предоставленным из республиканского бюджета Республики Коми бюджетным кредитам;

 улучшение качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований

Система организации контроля за реализацией Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляется Главой Республики Коми, Государственным Советом Республики Коми, Межведомственной комиссией по разработке и управлению реализацией Комплексной программы реформирования региональных финансов Республики Коми, руководителями министерств и ведомств Республики Коми (по соответствующим направлениям Программы)

     

1. Введение


С целью стимулирования экономических реформ, активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса Правительством Республики Коми принято решение о необходимости разработки и последующей реализации Комплексной программы реформирования региональных финансов Республики Коми.

В последние несколько лет в Республике Коми был предпринят ряд мер, направленных на совершенствование управления общественными финансами. В число этих мер вошли:

1) сокращение бюджетного дефицита и ограничение государственных заимствований;

2) своевременное и в полном объеме финансирование расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений Республики Коми;

3) развитие системы казначейского исполнения бюджета и другие меры, направленные на повышение прозрачности общественных финансов.

В то же время необходимо отметить, что бюджетная система Республики Коми пока не выполняет в полной мере роль эффективного инструмента, обеспечивающего реализацию политики Правительства Республики Коми, направленной на создание условий для роста экономики и повышения уровня жизни населения.

Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми (далее - Программа), разработанная в соответствии с методическими рекомендациями и приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов" и от 24 августа 2004 года N 239 "О проведении в 2004 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов", определяется как комплексный организационно-методологический и практический план действий всех органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления по реформированию общественных финансов.

Главная стратегическая цель Программы - реализация бюджетной и административной реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста в Республике Коми.

Особенность Программы заключается в комплексном подходе к реализации основных мероприятий, предусмотренных в ней, через следующие системообразующие направления:

1) повышение эффективности деятельности всех уровней власти;

2) информатизация;

3) кадровое обеспечение.

Данные направления являются системообразующими, поскольку оказывают определяющее влияние на весь ход социально-экономических реформ и реформирование финансово-бюджетной сферы.

В частности, достижение устойчивого экономического роста невозможно без повышения эффективности управления общественными финансами Республики Коми на новом, качественно более высоком уровне.

Эта цель должна быть достигнута за счет:

1) повышения прозрачности системы региональных и местных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;

2) развития системы казначейского исполнения бюджета Республики Коми;

3) модернизации бюджетного процесса, связанной с внедрением новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля;

4) обеспечения реалистичности бюджетов, безусловного выполнения обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;

5) проведения реструктуризации бюджетной сети с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизации состава государственного имущества;

6) четкого и стабильного законодательного разграничения расходных полномочий и доходных источников между республиканским и местными бюджетами, формирования объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи местным бюджетам;

7) реализации административной реформы, оптимизации структуры и задач органов исполнительной власти Республики Коми;

8) внедрения передовых методов управления государственными финансами, в частности, перехода к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, внедрения системы стандартизации предоставляемых бюджетных услуг, среднесрочного финансового планирования, создания системы управления государственным долгом Республики Коми, конкурентных механизмов и процедур государственных закупок.

Помимо решения указанных выше проблем, реформа общественных финансов должна коснуться и методов стимулирования экономического развития, имеется в виду в первую очередь более эффективное использование бюджетных средств, расходуемых на эти цели. Все это говорит о высокой социально-экономической значимости Программы.

С помощью Программы Правительство Республики Коми планирует не только существенно повысить эффективность и результативность работы органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в Республике Коми. В свою очередь, достижение поставленных целей создаст необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики.

Программа имеет обоснование с точки зрения общественной и экономической значимости, а также возможности реализации предусмотренных мероприятий.

2. Концепция комплексной программы реформирования региональных финансов Республики Коми


Предлагаемая Концепция предполагает комплексную реализацию мероприятий по реформированию региональных финансов, направленных на:

1) создание благоприятных условий для социально-экономического развития;

2) повышение качества управления общественными финансами;

3) повышение эффективности и качества бюджетных услуг.

Концепция разработанной Программы предусматривает не только механизмы ее реализации, но и инструменты по оценке результатов. Достижение комплексного результата повышения эффективности и качества управления общественными финансами Республики Коми заключается в повышении качества конечного продукта бюджетной системы - предоставляемых населению Республики Коми бюджетных услуг.

Социальная задача Программы заключается в том, чтобы население Республики Коми в конечном итоге получило наилучшее соотношение цена/качество оплачиваемых им услуг.

Переход к эффективному бюджетному процессу активно содействует тому, чтобы бюджетный сектор так же, как и производственный, преследовал единую конечную цель - увеличение совокупного капитала (человеческого, природного и физического).

2.1. Краткое описание социально-экономического положения Республики Коми


Экономическая ситуация в январе-июне 2004 года характеризовалась положительной динамикой во всех секторах экономики. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечен рост промышленного производства, инвестиций в основной капитал, объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда, перевозок грузов и услуг связи; увеличились ввод в действие жилых домов, показатели потребительского рынка.

Таблица 1

     

ЭКОНОМИКА
Республики Коми в январе-июне 2004 года

Основные социально-экономические показатели

Январь - июнь 2004 года

В процентах к январю - июню

Июнь 2004 года в процентах к

2003 года 1)

июню 2003 года 1)

маю 2004 года 1)

Объем промышленной продукции, млн.рублей

39171

104,2

103,3

99,1

Продукция сельского хозяйства, млн.рублей

1070

99,5

100,5

108,2

Перевезено грузов транспортом, млн.т

75

105,5

102,0

104,0

Объем услуг связи, млн.рублей

1530

129

115,0

99,9

Инвестиции в основной капитал, млн.рублей

13106,3

122

95,0

58,0

Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, млн.рублей

6908

121

102,0

101,4

Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м

29

110

104,0

72,0

Оборот розничной торговли, млн.рублей

25685

111,7

112,0

98,0

Объем платных услуг населению, млн.рублей

6507

107,7

107,0

103,0

Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника за январь - май 2004 года

номинальная, рублей

9131

123,4

125

106

реальная

107

110

106

Численность зарегистрированных безработных на конец периода, тыс.человек

14,3

108,0

93,0

Индекс цен производителей промышленной продукции

102,8 2)

136,2

100,5

Индекс потребительских цен

106,9 2)

113,8

100,1

1) В сопоставимых ценах 2) Июнь 2004 года в процентах к декабрю 2003 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»