МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
(в редакции постановлений Воронежской областной Думы от 18.02.2010 N 2114-IV-ОД, от 22.12.2011 N 865-V-ОД)
Методика оценки эффективности областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" разработана в целях совершенствования метода программно-целевого планирования как внутрипрограммного инструментария учета денежных притоков и оттоков в определенной сфере госрегулирования, а также их социальных результатов.
(в ред. постановления Воронежской областной Думы от 22.12.2011 N 865-V-ОД)
В основу настоящей Методики положены Методические рекомендации по оценке эффективности целевых программ Воронежской области, утвержденные приказом Главного управления экономического развития Воронежской области от 28 марта 2007 года N 46-О.
Бюджетная эффективность целевой программы - изменения финансовых поступлений в бюджеты всех уровней вследствие реализации программы. За весь период реализации программы бюджетный эффект (по областному бюджету) составит 182,76 млн. рублей.
Социальную эффективность реализации программы предлагается оценивать следующими показателями:
- сохранение на объектах социальной сферы, инженерной инфраструктуры и строительных подрядных организациях рабочих мест (9832);
(в ред. постановления Воронежской областной Думы от 22.12.2011 N 865-V-ОД)
- создание новых рабочих мест (495).
Основой оценки эффективности программы являются следующие принципы, применяемые независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или территориальных особенностей:
- рассмотрение программы на протяжении всего цикла (расчетного периода) - от разработки до выполнения;
- учет фактора времени. Должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров программы и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции, оказанием услуг или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);
- учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе ее реализации затраты и поступления. Ранее созданные ресурсы, используемые в программе, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных доходов в перспективе (невозвратные затраты), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;
- сопоставление ситуаций не "до программы" и "после программы", а "без программы" и "с программой";
- учет всех наиболее существенных последствий программы. Должны учитываться все последствия, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;
- учет наличия разных участников программы, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;
- многоэтапность оценки. На различных этапах разработки и осуществления программы эффективность определяется заново с различной глубиной проработки;
- учет влияния на эффективность потребности в текущих затратах, необходимых для функционирования создаваемых в ходе реализации программы социальных и экономических институтов;
- учет влияния инфляции;
- учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию программы.