Сравнительные показатели по областям Центрально-Черноземного региона
N п/п | Наименование областей | Территория, тыс. га | Численность населения на 01.01.2003, тыс. чел. <*> | Сельские населенные пункты <**> | ||
всего | не соединенных дорогами с твердым покрытием | процент несоединенных населенных пунктов | ||||
1 | Белгородская | 27,1 | 1 499 | 1 592 | 400 | 25 |
2 | Воронежская | 52,4 | 2 393 | 1 795 | 313 | 17 |
3 | Курская | 29,8 | 1 269 | 2 788 | 1 358 | 49 |
4 | Липецкая | 24,1 | 1 220 | 1 585 | 591 | 37 |
5 | Тамбовская | 34,3 | 1 224 | 1 716 | 673 | 39 |
________________
<*> Оценка без учета данных итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.
<**> По данным Министерства транспорта РФ на 01.01.2004.
1.3. Основные проблемы развития сельских территорий.
В целом по России удельный вес населенных пунктов, не соединенных дорогами с твердым покрытием, составляет 33 процента от их общего числа.
Отсутствие подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам негативно отражается на развитии инфраструктуры села. Проселочные дороги местного значения практически непроходимы в осенне-весенний период для специального обслуживающего транспорта. Возникают дополнительные трудности с обеспечением медицинской и противопожарной помощи, организацией постоянного транспортного сообщения и, как следствие, доставки жителям сел товаров повседневного спроса.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть еще не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому сдерживает интеграционные процессы и тормозит формирование в аграрном секторе рыночных механизмов. Увеличиваются затраты на перевозку сельскохозяйственной продукции, возрастают потери урожая. Кроме того, отсутствие нормальных автомобильных дорог увеличивает потери времени пребывания пассажиров в пути.
Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры является неотъемлемой частью комплекса мер, направленных на возрождение села. Нормальное состояние и наличие разветвленной сети автодорог общего пользования позволит создать сельскому населению достойные условия жизнедеятельности, обеспечит стабилизацию и дальнейшее социально-экономическое развитие сельских территорий.
Необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы социального развития села обусловлена социально-политической остротой проблемы.
Ввиду многообразия функций, выполняемых селом, проблемы сегодняшнего села носят общегосударственный характер.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного комплекса, выполнения селом демографической, трудоресурсной, природоохранной, культурной функций необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, процессов самоуправления в сельской местности, расширения рынка труда с целью активизации человеческого потенциала;
- межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзных организаций АПК и общественных объединений.
Особенности существующего сельского расселения (мелкодисперсность и удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров) предопределяют их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного (интегрированного) подхода к развитию сельских муниципальных образований.
В основе комплексного подхода к проблеме сельского обустройства лежит принцип дифференциации решения с учетом количества и возрастной структуры проживающего в нем населения, наличия транспортной инфраструктуры и т.д. Определение ресурсных потребностей осуществляется органами местного самоуправления путем объективной оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований.
Для решения масштабных межотраслевых и межведомственных проблем должны быть разработаны на долгосрочную перспективу комплексные программные мероприятия, согласованные на стадии разработки по срокам их реализации и объемам ресурсного обеспечения;
- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Учитывая, что сельскохозяйственные районы за единичными исключениями дотационные, без государственной поддержки они не в состоянии эффективно участвовать в проведении социально-экономических реформ и обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения за счет собственных ресурсов.
Областная целевая программа Воронежской области "Социальное развитие села до 2013 года" позволит конкретизировать задачи социально-экономической политики Воронежской области применительно к сельским муниципальным образованиям и будет содействовать их эффективной реализации.
(в ред. постановления Воронежской областной Думы от 22.12.2011 N 865-V-ОД)
Проведенный выше анализ состояния социальной сферы села позволяет сделать вывод, что наиболее острыми проблемами, препятствующими формированию социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий, являются следующие:
- неблагоприятная демографическая ситуация, старение населения, "вымирание" малой деревни, отсутствие системы жизнеобеспечения отдаленных и малонаселенных сельских территорий;
- дефицит кадров специалистов сельскохозяйственного производства и сельской интеллигенции;
- низкий уровень благоустройства сельского жилого фонда;
- жилищная проблема;