Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2013 ГОДА" (с изменениями на: 12.04.2013)

Таблица 1.2.8


 Сравнительные показатели по областям Центрально-Черноземного региона

 N

 п/п

 Наименование областей

 Территория,

 тыс. га   

 Численность

 населения на

 01.01.2003,

 тыс. чел. <*>

 Сельские населенные пункты <**>

 всего   

 не

 соединенных

 дорогами с

 твердым

 покрытием   

 процент

несоединенных

 населенных

 пунктов    

1    

Белгородская           

 27,1

 1 499

 1 592

 400

 25

2    

Воронежская            

 52,4

 2 393

 1 795

 313

 17

3    

Курская                

 29,8

 1 269

 2 788

 1 358

 49

4    

Липецкая               

 24,1

 1 220

 1 585

 591

 37

5    

Тамбовская             

 34,3

 1 224

 1 716

 673

 39

     ________________

<*> Оценка без учета данных итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.

<**> По данным Министерства транспорта РФ на 01.01.2004.

1.3. Основные проблемы развития сельских территорий.

В целом по России удельный вес населенных пунктов, не соединенных дорогами с твердым покрытием, составляет 33 процента от их общего числа.

Отсутствие подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам негативно отражается на развитии инфраструктуры села. Проселочные дороги местного значения практически непроходимы в осенне-весенний период для специального обслуживающего транспорта. Возникают дополнительные трудности с обеспечением медицинской и противопожарной помощи, организацией постоянного транспортного сообщения и, как следствие, доставки жителям сел товаров повседневного спроса.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть еще не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому сдерживает интеграционные процессы и тормозит формирование в аграрном секторе рыночных механизмов. Увеличиваются затраты на перевозку сельскохозяйственной продукции, возрастают потери урожая. Кроме того, отсутствие нормальных автомобильных дорог увеличивает потери времени пребывания пассажиров в пути.

Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры является неотъемлемой частью комплекса мер, направленных на возрождение села. Нормальное состояние и наличие разветвленной сети автодорог общего пользования позволит создать сельскому населению достойные условия жизнедеятельности, обеспечит стабилизацию и дальнейшее социально-экономическое развитие сельских территорий.

Необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы социального развития села обусловлена социально-политической остротой проблемы.

Ввиду многообразия функций, выполняемых селом, проблемы сегодняшнего села носят общегосударственный характер.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного комплекса, выполнения селом демографической, трудоресурсной, природоохранной, культурной функций необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, процессов самоуправления в сельской местности, расширения рынка труда с целью активизации человеческого потенциала;

- межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзных организаций АПК и общественных объединений.

Особенности существующего сельского расселения (мелкодисперсность и удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров) предопределяют их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного (интегрированного) подхода к развитию сельских муниципальных образований.

В основе комплексного подхода к проблеме сельского обустройства лежит принцип дифференциации решения с учетом количества и возрастной структуры проживающего в нем населения, наличия транспортной инфраструктуры и т.д. Определение ресурсных потребностей осуществляется органами местного самоуправления путем объективной оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований.

Для решения масштабных межотраслевых и межведомственных проблем должны быть разработаны на долгосрочную перспективу комплексные программные мероприятия, согласованные на стадии разработки по срокам их реализации и объемам ресурсного обеспечения;

- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Учитывая, что сельскохозяйственные районы за единичными исключениями дотационные, без государственной поддержки они не в состоянии эффективно участвовать в проведении социально-экономических реформ и обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения за счет собственных ресурсов.

Областная целевая программа Воронежской области "Социальное развитие села до 2013 года" позволит конкретизировать задачи социально-экономической политики Воронежской области применительно к сельским муниципальным образованиям и будет содействовать их эффективной реализации.

(в ред. постановления Воронежской областной Думы от 22.12.2011 N 865-V-ОД)

Проведенный выше анализ состояния социальной сферы села позволяет сделать вывод, что наиболее острыми проблемами, препятствующими формированию социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий, являются следующие:

- неблагоприятная демографическая ситуация, старение населения, "вымирание" малой деревни, отсутствие системы жизнеобеспечения отдаленных и малонаселенных сельских территорий;

- дефицит кадров специалистов сельскохозяйственного производства и сельской интеллигенции;

- низкий уровень благоустройства сельского жилого фонда;

- жилищная проблема;