Сильные стороны | Возможности |
Один из самых политически стабильных регионов России с высоким доверием населения Президенту Чувашской Республики и Кабинету Министров Чувашской Республики. Высокое качество административного управления, инновационный характер экономической политики | Благоприятные условия для активного проведения социально-экономических преобразований и привлечения инвестиций. Осуществление комплексного реформирования экономики и социальной сферы |
Удобное географическое положение в центре европейской части России, стратегическое пересечение важнейших железнодорожных, водных и автомобильных магистралей | Условия для развития бизнеса, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности республики |
Низкий уровень накопленного долга, хорошая кредитная история, наличие адекватной долговой стратегии, высокая диверсификация собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики | Использование бюджета в качестве инструмента экономического роста |
Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет | Дополнительный приток долгосрочных инвестиционных ресурсов, создание условий для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и стабильного повышения уровня жизни населения |
Значительные масштабы накопленных основных производственных фондов в промышленном и строительном комплексах (свыше 30 млрд. рублей), наличие промышленных центров с развитой производственной инфраструктурой | Основа для роста валового регионального продукта и налогового потенциала республики, освоения конкурентоспособных видов продукции |
Сравнительно квалифицированная и дешевая рабочая сила | Развитие трудоемких производств, конкурентоспособность по стоимости выпускаемой продукции |
Агропромышленный комплекс имеет возможность полностью обеспечивать потребности населения Чувашской Республики в основных продуктах питания, основной регион по производству хмеля в России (80 % валового сбора хмеля в России) | Стимулирование внутреннего спроса, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, рост конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий пищевой промышленности |
Проведение политики информационной открытости. Ускоренное развитие республиканской информационно-аналитической системы, пилотный регион по реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия: 2002-2004 годы" | Развитие рынка современных услуг связи, обеспечение доступа населения к информационным ресурсам, условия для расширения деловых связей |
Благоприятные природно-климатические условия для отдыха и оздоровления жителей и гостей республики (наличие уникальных рекреационных ресурсов), стабильная экологическая обстановка | Развитие туристической отрасли, сохранение условий для здоровья населения |
Слабые стороны | Внутренние угрозы |
Дотационность республики, зависимость от финансовой поддержки из федерального бюджета, низкая бюджетная обеспеченность | Недостаточный уровень финансовой самостоятельности в решении проблем социально-экономического развития республики |
Высокий уровень бедности и имущественной дифференциации населения | Слабый платежеспособный спрос на региональном рынке |
Ограниченность минерально-сырьевых ресурсов республики, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых | Сужение возможностей привлечения инвестиций |
Значительный износ основных фондов в ведущих отраслях экономики | Усиление отставания в техническом развитии производства, снижение его эффективности, реальная угроза техногенных и экологических катастроф |
Недостаточно развитая научная и инновационная база | Сдерживание возможностей инновационного роста экономики, недостаточно интенсивное внедрение передовых технологий |
Изношенность инженерной инфраструктуры | Неустойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение уровня обеспеченности населения жилищно-коммунальными услугами, ухудшение экологического состояния Чебоксарского водохранилища, подтопление прибрежных территорий, активизация оползневых процессов, ухудшение качества питьевой воды |
Неразвитость инвестопроводящих структур | Низкий уровень развития механизмов кредитования реального сектора экономики, невозможность привлечения ресурсов для обновления основных фондов |
Значительные различия в социально-экономическом развитии районов, городов республики и необходимость высоких инфраструктурных расходов | Отставание в экономическом развитии, снижение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, увеличение неравного доступа населения к основным социально-экономическим благам и услугам |
Потенциальные внешние угрозы для развития Чувашской Республики | |
Недостаточная развитость экономики Чувашии, ее высокая зависимость от общероссийской экономической конъюнктуры, тарифной политики естественных монополий | |
Возможность ослабления конкурентных позиций производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции республики при вступлении России в ВТО и интеграции в мировую экономику | |
Изменение налоговых взаимоотношений не всегда в интересах субъектов Российской Федерации может привести к сокращению поступлений средств из федерального бюджета и уменьшению собственной доходной базы республики | |
Непринятие решения на уровне Правительства Российской Федерации по завершению строительства объектов инженерной защиты и повышению уровня заполнения водохранилища Чебоксарской ГЭС до оптимальной отметки может привести к негативным последствиям: разрушениям в зоне влияния водохранилища, снижению эффективности работы Чебоксарской ГЭС, недостаточной глубине для судового хода. |
Стратегические цели и задачи настоящей Программы определены исходя из Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), Президентской программы основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, необходимости дальнейшего развития наметившихся положительных тенденций и сосредоточения интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов Чувашской Республики на решении ключевых проблем функционирования экономики и социальной сферы.
Основными целями Программы являются:
1. Повышение качества жизни населения темпами выше среднероссийских, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
2. Формирование модели экономики республики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения.
Для достижения поставленных целей в период до 2010 года необходимо обеспечить решение следующих приоритетных задач: