ЗАКОН
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 января 2004 года N 417-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ
Принят Магаданской областной Думой 29 декабря 2003 года
{Изменен: Законом Магаданской области от 25.10.2005 N 622-ОЗ}
{Утратил силу: Законом магаданской области от 17.11.2006 N 763-ОЗ}
Губернатор
Магаданской области
Н.Н. Дудов
Законом Магаданской области
"Об областной целевой программе
"Переселение граждан Российской
Федерации из ветхого и аварийного
жилищного фонда в Магаданской
области" на 2003-2010 годы"
от 14.01.2004 N 417-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ Магадан 2003 ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ
Наименование программы | - областная целевая программа "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда в Магаданской области" на 2003-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, Распоряжение губернатора Магаданской области N 411-р от 7 июля 2003 года |
Заказчик Программы | - администрация Магаданской области |
Основной разра ботчик Программы | - департамент топливно-энергетического комплекса, автомобильного транспорта и жилищно-коммунальногохозяйства администрации Магаданской области |
Основные цели Программы | - обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания; - ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2001 году |
Основные задачи Программы | - подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания; - реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда; - оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2003-2010 годы: 1-й этап - 2003-2004 годы; 2-й этап - 2005-2010 годы |
Исполнители Программы | - органы исполнительной власти Магаданской области; органы местного самоуправления; предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе |
млн. руб. (в ценах 2002 г.) | |
Объем и источники финансирования | - Общий объем финансирования3055,0 в том числе: Средства федерального бюджета1081,48 Средства областного бюджета341,94 Средства бюджетов муниципальных образований1222,02 Внебюджетные средства409,56 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - переселение до 2010 года из ветхого и аварийного жилищного фонда около 20 тысяч граждан приведет к улучшению качества жизни населения области, выполнению государственныхобязательствпо переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, и сокращению затрат на содержание ветхого и аварийного жилищного фонда |
Контроль за исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляеткомитетэкономики администрации Магаданской области. |
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Программа разработана во исполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Основная задача Программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
На начало 2002 года жилищный фонд Магаданской области составил 4679,8 тыс. кв. м и снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,1 процента. Более половины всего жилого фонда области - 52,7 процента - приходится на г. Магадан.
Недостаток финансовых ресурсов на поддержание жилищного фонда ведет к его обветшанию и износу. Физическое выбытие жилищного фонда составило 74,9 тыс. кв. м или 1,6 процента от общего объема. Выбытие в основном обусловлено сносом ветхого и аварийного жилья (54 процента). Основная часть жилищного фонда (52 процента) была построена с 1971 по 1995 годы, 44 процента - в период с 1946 по 1970 годы. Физический износ от 31 до 65 процентов имеют 64 процента зданий, 21 процент зданий имеют износ до 30 процентов.
На начало 2002 года ветхий и аварийный жилищный фонд насчитывал 1624 зданий, площадь квартир в которых составила 418,5 тыс. кв. м (приложение N 1).
В общем объеме жилищного фонда области удельный вес ветхого и аварийного жилья составил 8,9 процента. В 2001 году этот показатель был 8 процентов, что в 4,4 раза выше, чем в среднем по России (1,8 процента).
Более 20,5 тысяч человек (около 10 процентов населения области) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах (приложение N 2), не приспособленных для постоянного проживания. Для сравнения: в среднем по стране этот показатель составляет 1,5 процента.
Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 88,1 процента, аварийный - 11,9 процента. Аварийный жилищный фонд составляет 50,0 тыс. кв. м.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по ценам Госстроя России на 2 квартал 2002 года для Магаданской области (7,3 тысяч рублей за 1 кв. м), в целом только на воспроизводство выбывающего жилья необходимо 3,06 млрд. рублей.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов (приложения N N 3, 4).
Однако из-за отсутствия спроса организовать рынок земельных участков, как предлагается федеральной программой, освобождающихся после сноса ветхого жилья, невозможно. В колымских районах максимальное количество ветхого и аварийного жилья расположено в закрывающихся поселках. В областном центре не ведется активного жилищного строительства. Так, в 2000 году введено 6,23 тыс. кв. м жилья, в 2001 - 7,0 тыс. кв. м, в основном за счет бюджетных средств.
Поступающие доходы от повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения органы местного самоуправления вынуждены направлять на погашение задолженности по зарплате работникам жилищно-коммунального хозяйства и проведение неотложных работ по ремонту коммунальных объектов, связанных с жизнеобеспечением городов и поселков области. Собираемая плата за найм позволит построить около 180 кв. м жилья в год (3 квартиры), что также не может являться решением проблемы.
В связи с этим, использовать указанные средства как источник финансирования, рекомендуемый соответствующей федеральной программой, также не представляется возможным.
Наличие около 46 тысяч жителей, имеющих право на жилищные субсидии для выезжающих из районов Крайнего Севера и не имеющих возможности его реализовать из-за мизерного поступления средств на эти цели, так же осложняют проблему. Поскольку часть освобождаемого жилья (ветхого и аварийного) могла бы быть снесена, в связи с выездом граждан в ЦРС, часть (пригодная для проживания и соответствующая социальным и санитарным нормам) могла бы быть направлена для повторного заселения.
Таким образом, проблема переселения из ветхого и аварийного жилья почти полностью возлагается на бюджеты муниципальных образований.
Выходом из сложившегося положения может послужить выделение для Магаданской области более высокого процента финансирования (до 40 процентов) за счет федеральных средств, по сравнению с предусмотренным Программой.
По мере улучшения социально-экономической ситуации предусматривается увеличение объемов финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного (ставшего таковым после 1 января 2000 года) жилищного фонда.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основными целями Программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2001 году.
В Программе рассматриваются направления для решения следующих основных задач:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;
формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях;
взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья (Федеральный Закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года N 1523, Закон Магаданской области от 7 июля 2003 года N 373-ОЗ "О Программе содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы" и др.).
Настоящая Программа предусматривает разработку и утверждение программ муниципальных образований (далее - муниципальные программы). Муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, а также средства всех источников финансирования Программы.
3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 8 лет и реализуется в два этапа.
На первом этапе (2003-2004 годы) создаются необходимые методологические, организационные и правовые условия для реализации следующих основных задач Программы:
а) упорядочение методологических основ оценки и проведение оценки объемов ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
б) формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
в) установление очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям), а также переселения граждан;
г) привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации программы;
д) реализация обязательств собственников ветхого и аварийного жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения.
Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 году и в последующие годы первого этапа будет осуществляться путем переселения в имеющийся жилищный фонд в пределах Магаданской области, а также финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
Второй этап Программы (2005-2010 годы) предусматривает реализации следующих задач:
а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
б) переселение жильцов и снос ветхого и аварийного жилищного фонда;
в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и при возможности их продажа на конкурсной основе.
4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (ответственность возлагается на управление по архитектуре и градостроительству администрации Магаданской области);
б) финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье (в соответствии с областным законом о бюджете на соответствующий год ответственность возлагается на финансовое управление администрации Магаданской области);
в) разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда (подготавливается главами муниципальных образований до начала финансового года, передается заказчику Программы и адресно утверждается в пределах выделенных средств на Совете территории).
4.1. ПРАВОВОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области совместно с правовым управлением администрации Магаданской области разрабатывает и утверждает в месячный срок после принятия настоящей Программы временную методику оценки непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания при отсутствии на момент принятия Программы федеральных нормативных документов.
Программой предусматривается выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения в базовых населенных пунктах, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;