Недействующий

ЗАКОН

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 января 2003 года N 99-ЗКО

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ"

Принят Костромской областной Думой 23 января 2003 года

Утратил силу:
Законом Костромской области N 192-4-ЗКО от 16.07.2007 года
В редакции:

Закона Костромской области N 298-ЗКО от 19.07.2005 года

Закона Костромской области N 104-4-ЗКО от 25.12.2006 года

Настоящий закон принят в целях улучшения качества жизни и здоровья детей, решения проблем детской безнадзорности и беспризорности, социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей - инвалидов и формирования системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Статья 1.


Утвердить областную целевую программу "Дети Костромской области" на 2003 - 2006 годы" (далее - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего закона.

Статья 2.


Установить, что показатели Программы уточняются при ежегодном утверждении прогноза социально - экономического развития Костромской области и областного бюджета на очередной финансовый год.

Статья 3.


Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год, иных внебюджетных источников.

Статья 4.


Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований разработать и утвердить аналогичные муниципальные программы, включать в бюджеты муниципальных образований расходы на реализацию их мероприятий.

Статья 5.


Установить, что правоотношения, возникающие в ходе реализации Программы между учреждениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления области, осуществляются с применением норм гражданского законодательства.

Статья 6.


Установить, что администрация Костромской области совместно с заинтересованными организациями участвует в формировании предложений по финансированию программных мероприятий из федерального бюджета на очередной финансовый год.

Статья 7.


Губернатору Костромской области привести свои действующие нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом.

Статья 8.


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Костромской области В.А.ШЕРШУНОВ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003 - 2006 ГГ. ПАСПОРТ областной целевой программы "Дети Костромской области" на 2003 - 2006 годы"


Наименование Программы

областная целевая программа "Дети Костромской области" на 2003 - 2006 годы

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21 декабря1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Федеральный закон от 24 ноября1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральный закон от 16 апреля 2001 года N 44 ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
- закон Костромской области от 11 ноября 1998 года N 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области";
- закон Костромской области от 11 ноября 1998 года N 30 "Об организации работы по опеке и попечительству в Костромской области";
- постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы" и другие.

Областной заказчик - координатор Программы

- департамент социальной защиты населения администрации области

Основные разработчики Программы

- департамент социальной защиты населения администрации области;
- департамент образования и науки администрации области;
- департамент здравоохранения администрации области;
- департамент культуры и туризма администрации области;
- управление внутренних дел по Костромской области;
- комитет по делам молодежи администрации области;
- Комитет по физической культуре и спорту администрации области

Исполнители Программы

- департамент социальной защиты населения администрации области;
- департамент образования и науки админис трации области;
- департамент здравоохранения администрации области;
- департамент культуры и туризма администрации области;
- управление внутренних дел по Костромской области;
- комитет по делам молодежи администрации области;
- Комитет по физической культуре и спорту администрации области.

Перечень подпрограмм

- "Здоровый ребенок" - координатор подпрограммы департамент здравоохранения администрации области, исполнители подпрограммы: департамент здравоохранения администрации области, департамент социальной защиты населения администрации области, департамент образования и науки администрации области. - "Одаренные дети" - координатор подпрограммы - департамент образования и науки администрации области, исполнители подпрограммы: департамент образования и науки администрации области, департамент культуры и туризма администрации области, комитет по физической культуре и спорту администрации области. - "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - координатор подпрограммы - департамент социальной защиты населения администрации области, исполнители: департамент социальной защиты населения администрации области, департамент образования и науки администрации области, управление внутренних дел по Костромской области, департамент здравоохранения администрации области;
комитет по делам молодежи администрации области, комитет по физической культуре и спорту администрации области - "Дети - сироты" - координатор подпрограммы - департамент образования и науки администрации области, исполнители: департамент образования и науки администрации области, департамент социальной защиты населения администрации области, департамент здравоохранения администрации области - "Дети - инвалиды" - координатор подпрограммы - департамент социальной защиты населения администрации области, исполнители: департамент социальной защиты населения администрации области, департамент здравоохранения администрации области, департамент образования и науки администрации области, департамент культуры и туризма администрации области, комитет по делам молодежи администрации области.

Цель Программы:

- улучшение качества жизни и здоровья детей;
- решение проблем детской безнадзорности и беспризорности;
- социальная поддержка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и также детей - инвалидов;
- формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- обеспечение условий для рождения здоровых детей.

Задачи Программы

- профилактика детской заболеваемости и инвалидности;
- развитие комплексной системы социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, интеграции их с обществом;
- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- создание условий для развития форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей(приемные семьи, опека, патронаж, усыновление, семейные воспитательные группы);
- поддержка семей, принявших на воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение детей - инвалидов современными индивидуальными техническими средствами, облегчающими им самообслуживание;
- поддержка одаренных детей

Срок реализации Программы

2003 - 2006 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- социальная поддержка материнства и детства;
- совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
- создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;
- улучшение социального обслуживания детей - инвалидов, их социальная интеграция и профессионально - трудовая реабилитация;
- развитие сети и укрепление материально - технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, оказывающих всестороннюю помощь и поддержку детям, в том числе строительство и реконструкция таких учреждений;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
- интеграция детей - сирот с обществом, создание для детей - сирот условий воспитания и развития, максимально приближенных к семейным;
- создание и внедрение электронной и информационной системы выявления и учета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей;
- социально-бытовая, профессиональная и трудовая реабилитация детей - инвалидов;
- спортивно - оздоровительная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- совершенствование системы опеки и попечительства;
- мониторинг соблюдения прав детей - сирот, развитие и жизнеустройство воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей - сирот.

Объем и источники финансирования Программы

Ожидаемые затраты на реализацию программы за счет всех источников финансирования - 174776 тыс. руб.;
из них за счет средств федерального бюджета - 126400 тыс. руб.;
областного бюджета - 36876тыс. руб.;
затраты муниципальных бюджетов будут определены после принятия соответствующих муниципальных программ;
внебюджетных источников - 11500 тыс. руб. в т.ч.: - подпрограмма "Здоровый ребенок" 49717 тыс. руб.;
из них: за счет средств федерального бюджета -22000 тыс. руб.;
областного бюджета- 27717 тыс. руб.;
- подпрограмма "Одаренные дети" 7525 тыс. руб.;
из них: за счет средств федерального бюджета - 4000 тыс. руб., областного бюджета - 1325 тыс. руб.;
внебюджетных источников - 2200 тыс. руб. - подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - 31049 тыс. руб.;
из них: за счет средств федерального бюджета - 27600 тыс. руб., областного бюджета - 3449 тыс. руб. - подпрограмма "Дети - инвалиды" -51610 тыс. руб. из них: за счет средств федерального бюджета -49100 тыс. руб., областного бюджета- 2510 тыс. руб. - подпрограмма "Дети - сироты" - 34875 тыс. руб. из них: за счет средств федерального бюджета - 23700 тыс. руб., областного бюджета- 1875 тыс. руб., внебюджетных источников - 9300 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшение положения детей в Костромской области, в т.ч. одаренных детей, детей - инвалидов, детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- снижение показателей материнской смертности до 30 на 100000 родившимся живыми, младенческой смертности до 13 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15 - 20%, заболеваемости женщин на 3 - 5%;
- снижение темпа роста показателя общей заболеваемости среди детей до18 лет до 1% ежегодно;
- снижение показателей инвалидности среди детей на 10%;
- развитие системы выявления и поддержки одаренных детей, оснащение и материально - техническая поддержка учреждений по работе с одаренными детьми;
- снижение численности безнадзорных детей;
- сокращение числа правонарушений несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации до 32 единиц;
- увеличение численности обслуживаемых детей - инвалидов до1500 чел. ежегодно;
- приобретение для детей - инвалидов индивидуальных технических средств;
- предупреждение социального сиротства, создание условий для воспитания детей - сирот в семьях различного типа.

Система контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется межведомственным координационным Советом и координаторами подпрограмм.

Введение


Областная целевая программа "Дети Костромской области" на 2003 - 2006 годы (далее именуется Программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы, которая включает в себя пять подпрограмм: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты" и "Дети - инвалиды".


Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет Межведомственный координационный Совет, утвержденный постановлением губернатора области, и главный координатор Программы - департамент социальной защиты населения администрации области. Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках областных целевых программ: "Дети - инвалиды", "Дети - сироты". "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Безопасное материнство" в 1997 - 2002 годах, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально - экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Анализ положения детей в Костромской области показал, что за последнее десятилетие создана новая служба социальной помощи семье и детям, формируется законодательная база, идет поиск принципиально новых механизмов по осуществлению государственной политики в отношении детей.

В предыдущие годы достигнуты позитивные результаты для реализации областных целевых программ по улучшению положения детей в области, и получена поддержка из федерального бюджета в рамках Федеральной программы "Дети России". Однако сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на региональном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей - инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В последние годы, благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям, социальной поддержки женщин в связи с рождением детей, реализации мероприятий областных и федеральных целевых программ, удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства. Повысилась рождаемость с 7,9 в 2000 году до 8,5 в 2001 году на 1000 населения, ожидаемый прогноз на 2002 год 9,0 на 1000 населения, стабилизировался показатель младенческой смертности на уровне 13,8 на 1000 родившихся живыми. Однако продолжает оставаться высоким процент осложненных родов (48,5%), анемия беременных (45,4%). Доля здоровых детей в области менее 25%. В структуре заболеваемости детей преобладают болезни органов дыхания (68,1%), инфекционные заболевания (8,1%), болезни органов пищеварения (2,6%).

Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потребления наркотических средств и асоциальному поведению.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

Выявление и развитие способностей детей в Костромской области в последние годы стало одним из приоритетных направлений в системе образования. В области функционирует система дополнительного образования, которая включает в себя 79 учреждений, с количеством занимающихся в них детей более 43,5 тыс. чел. Это составляет 47,1% от общего количества школьников (средний показатель по России - 39,5%). В целях поддержки одаренных школьников в области с 2000 года работает центр дополнительного образования, который координирует деятельность по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.

Более 2500 учащихся ежегодно принимают участие в областных и Всероссийских олимпиадах школьников.

В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала области необходимо решать проблему поддержки одаренных детей программными методами в рамках целевой подпрограммы "Одаренные дети", привлекая наибольшее количество особо одаренных детей из сельской местности.

По-прежнему остается высоким число родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей и состоящих по этой причине на учете в подразделениях внутренних дел по делам несовершеннолетних и учреждениях социальной защиты населения.

Профилактическую работу с безнадзорными детьми и их родителями проводят 56 социозащитных учреждений, в т.ч. 24 специализированных учреждения для несовершеннолетних на 560 мест, 3 центра социальной помощи семье и детям и 29 отделений по делам семьи, женщин и детей при центрах социального обслуживания населения. В системе образования, комитете по делам молодежи и управлении внутренних дел профилактику социально - педагогической дезадаптации осуществляют 78 учреждений.

Развитию сети учреждений системы профилактики и укреплению их материальной базы способствовали федеральная и областная целевые программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В 2001 - 2002гг. на реализацию мероприятий этих программ израсходовано 8,0 млн. рублей, основная часть которых из федерального бюджета. Все эти меры позволили снизить количество преступлений среди несовершеннолетних на 35% в 2001 году.

Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует продолжить работу в данном направлении в 2003 - 2006 годах.

Особое внимание необходимо уделить проблемам детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Назрела необходимость реформирования системы опеки и попечительства, создания региональной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей - сирот. На первый план выдвигается проблема их воспитания в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.

Активизации развития семейных форм воспитания в области должна способствовать подпрограмма "Дети - сироты".

В Костромской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается рост числа детей - инвалидов. В 2002 году их насчитывается 3225 чел.

В системе образования создана сеть специализированных школ - интернатов, детских садов для обучения и воспитания детей с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и вспомогательных школ для умственно отсталых детей.

В системе здравоохранения функционирует специализированный Дом ребенка на 180 мест. В августе 1998 года открыто муниципальное учреждение здравоохранения г. Костромы - "Центр восстановительного лечения" для детей.

В системе социальной защиты населения работают: областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Лесная сказка" 100 мест, реабилитационный центр, спортивно - оздоровительный клуб "Надежда", Первомайский детский дом для умственно отсталых детей на 120 мест. В детских реабилитационных центрах внедряются новые технологии и методики. Центры обеспечены автотранспортом, реабилитационным, медицинским и развивающим оборудованием, во многом благодаря реализации областной и федеральной программ "Дети - инвалиды". Ежегодно социальную поддержку получают более 1000 детей - инвалидов. Необходимо продолжить поиск путей по решению проблем детей - инвалидов в создании для них безбарьерной среды, доступности реабилитационных центров, учреждений культуры, здравоохранения.

Решающее значение в становлении и развитии системы профилактической и реабилитационной работы с детьми - инвалидами и их семьями должна иметь подпрограмма "Дети - инвалиды" на 2003 - 2006 годы.

2. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации


Целями Программы являются улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции с обществом детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей - инвалидов, формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

Целью подпрограммы "Здоровый ребенок" является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

- совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;

- укрепление материально - технической базы лечебно - профилактических учреждений родовспоможения и детства;

- внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения современных медицинских, образовательных и психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;

- профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Целью подпрограммы "Одаренные дети" является создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Задачами подпрограммы являются:

- создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями;

- развитие центров работы с одаренными детьми;

- создание на областном уровне системы научного, методического и информационного обеспечения работы с одаренными детьми.

Цель подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»