ЗАКОН
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
от 29 января 2003 года N 130-ОЗ
О внесении изменений и дополнений в Устав Еврейской автономной области
Статья 1. Внести в закон ЕАО от 08.10.97 N 40-ОЗ "Устав Еврейской автономной области" (с изменениями и дополнениями от 11.01.2000 N 154-ОЗ, от 31.05.2000 N 183-ОЗ, от 15.12.2000 N 225-ОЗ, от 26.10.2001 N 305-ОЗ) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Законодательное Собрание Еврейской автономной области:
руководствуясь Конституцией Российской Федерации;
признавая права и свободы человека и гражданина;
исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, единства и неделимости государства Россия;
стремясь к укреплению социального и межнационального согласия, доверия и взаимопонимания между всеми жителями Еврейской автономной области;
исходя из необходимости закрепления статуса Еврейской автономной области и создания правовой основы для ее всестороннего развития;
учитывая приграничное расположение Еврейской автономной области;
высоко ценя ее природные богатства, необходимость их рационального использования в интересах ныне живущих и будущих поколений;
уважая вклад предшествующих поколений в развитие Еврейской автономной области, основываясь на исторических и культурных традициях ее населения,
принимает УСТАВ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ.
Устав Еврейской автономной области (далее - Устав) обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Еврейской автономной области, имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на территории области.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Еврейская автономная область (далее - область) является равноправным субъектом Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
3. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
4. По представлению Законодательного Собрания Еврейской автономной области (далее - Законодательное Собрание области) и губернатора Еврейской автономной области (далее - губернатор области) может быть принят федеральный закон об области.
1. Территория области является частью территории Российской Федерации.
2. Территория области составляет 36,3 тысячи квадратных километров. Описание административной границы, содержащее картографические материалы и определяющее границу области, по представлению губернатора области устанавливается законом области.
3. Граница области с другими субъектами Российской Федерации может быть изменена только с их взаимного согласия.
7 мая 1934 года, дату принятия Постановления ВЦИК СССР о преобразовании Биробиджанского района Дальневосточного края в Еврейскую автономную область, считать днем образования области.
1. В составе области находятся следующие административно-территориальные единицы: город Биробиджан, Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский, Смидовичский районы.
2. Административным центром области является город Биробиджан. Статус административного центра области определяется законом области.
3. Вопросы административно-территориального устройства области, порядок его изменения решаются областью самостоятельно в соответствии с законом области.
1. Русский язык на территории области в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет статус государственного языка.
2. В области создаются условия для сохранения, изучения и развития языков еврейского народа и других народов, проживающих на территории области.
3. Порядок использования языков народов, проживающих на территории области, определяется федеральным законодательством и законодательством области.
1. Область имеет герб и флаг.
2. Описание и порядок использования герба и флага области определяются законодательством области.
1. В области гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации.
2. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области область обладает всей полнотой государственной власти.
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и области издаются законы и иные нормативные правовые акты области в соответствии с федеральным законодательством.
2. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения область вправе осуществлять по ним собственное правовое регулирование. При принятии федеральных законов по этим предметам нормативные правовые акты области приводятся в соответствие с федеральными законами.
3. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и области область в лице органов государственной власти осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов области и иных нормативных правовых актов.
4. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным органом государственной власти области в соответствии с частью 3 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт области.
1. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления области.
2. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.
Система органов государственной власти области устанавливается областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
1. Государственная власть в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется на основе:
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;
разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
разграничения компетенции и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
2. Законодательную власть в области осуществляет Законодательное Собрание области.
3. Исполнительную власть в области осуществляют губернатор области, возглавляемое им правительство области и иные органы исполнительной власти области, формируемые правительством области в соответствии с настоящим Уставом и законом области.
4. Судебную власть в области осуществляют федеральные суды, уставный суд области и мировые судьи области.
5. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
6. Для непосредственного исполнения полномочий государственных органов настоящим Уставом устанавливаются государственные должности категории "А", которые замещают лица, назначаемые или избираемые на должность в соответствии с настоящим Уставом.
7. К государственным должностям категории "А" относятся: депутаты Законодательного Собрания области, губернатор области, вице-губернатор области, члены правительства области, мировые судьи области, судьи уставного суда области, председатель Контрольно-счетной палаты области и его заместитель, председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии области, председатель территориальной избирательной комиссии города Биробиджана.
1. Выборы в органы государственной власти области и органы местного самоуправления в области проводятся в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Организацию выборов в области обеспечивают избирательная комиссия Еврейской автономной области (далее - избирательная комиссия области) и другие избирательные комиссии, формируемые в соответствии с федеральным и областным законодательством.
3. Избирательная комиссия области является государственным органом, ее статус, полномочия и порядок деятельности определяются федеральным законодательством и законодательством области.
4. Избирательная комиссия области состоит из 12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области избираются в порядке, определенном федеральным законодательством.
1. Население области вправе участвовать в решении вопросов областного и местного значения непосредственно путем референдума.
2. Решение, принятое на референдуме, является обязательным для органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории области, их должностных лиц, а также для населения области.
3. Порядок организации и проведения областного и местных референдумов устанавливается федеральными законами и законами области, уставами муниципальных образований.
1. Законодательное Собрание области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
2. Законодательное Собрание области состоит из 15 депутатов, избираемых сроком на 5 лет в порядке и на условиях, установленных федеральными и областными законами, и является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
3. Законодательное Собрание области обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.
4. Законодательное Собрание области самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
5. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания области утверждаются Законодательным Собранием области в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год.
1. Депутатом Законодательного Собрания области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года, обладающий пассивным избирательным правом.
2. Статус депутата Законодательного Собрания области, срок его полномочий регулируются федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
1. Законодательное Собрание области осуществляет следующие полномочия:
1) принимает настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты области, вносит в них изменения и дополнения;
2) осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством;