Недействующий

ЗАКОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 февраля 2004 года N 10-оз

Об утверждении областной целевой программы "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы"

Принят Рязанской областной Думой 18 февраля 2004 года

<Акт утратил силу: Закон Рязанской области N 165-ОЗ от 15.12.20066 г. нгр:RU62000200600366>

<Изменения:

Закон Рязанской области N 59-ОЗ от 29.07.20044 г. нгр:RU62000200400146;

Закон Рязанской области N 156-ОЗ от 29.12.20044 г. нгр:RU62000200400337;

Закон Рязанской области N 8-ОЗ от 02.02.20055 г. нгр:RU62000200500014;

Закон Рязанской области N 76-ОЗ от 20.07.20066 г. нгр:RU62000200600165>

Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Вице-губернатор области Н.В. Мужихов

26 февраля 2004 года

N 10-ОЗ

Приложение

к Закону Рязанской области

"Об

 утверждении областной

целевой программы

"Основные направления

реформирования и модернизация

жилищно-коммунального комплекса

Рязанской области на 2004-2010 годы"

Областная целевая программа "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы" ПАСПОРТ областной целевой программы "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы"

<Паспорт в редакции Закона Рязанской области N 8-ОЗ от 02.02.20055 г. нгр:RU62000200500014>


Наименование программы

областная целевая программа "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы" (далее по тексту - программа)

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы

постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 (в редакции от 14.02.2002 N 104) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы"

Государственный заказчик программы

Правительство Рязанской области

Основные разработчики программы

управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области

Исполнители мероприятий программы

управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области; предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики

Основные мероприятия программы

1.Проведение инвентаризации и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса. 2.Обеспечение стабильности и полного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг. 3.Обеспечение социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг. 4.Совершенствование ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере. 5.Внедрение рыночных механизмов в жилищно-коммунальной сфере. 6.Обеспечение эффективного целевого использования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию жилищно-коммунального комплекса. 7.Создание механизмов привлечения внебюджетных средств в жилищно-коммунальную сферу. 8.Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры населенных пунктов

Сроки реализации программы

2004-2010 годы

Общий объем средств на финансирование мероприятий программы

Общий объем средств, необходимых для реализации всего комплекса мероприятий программы, составляет 2929,08 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации мероприятий программы обеспечивается надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, повышается эффективность и качество жилищно-коммунального обслуживания, комфортность и безопасность условий проживания

Организация контроля за исполнением программы

Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляет вице-губернатор Рязанской области, управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, органы местного самоуправления, иные участники



1. Введение

<Раздел 1 в редакции Закона Рязанской области N 156-ОЗ от 29.12.20044 г. нгр:RU62000200400337>

Настоящая программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания населения.

Программа предусматривает строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры капитальный ремонт (восстановление) и улучшение технического состояния жилищного фонда, решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий для обеспечения надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

Целью решения этих задач является повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективности и надежности работы жилищно-коммунального комплекса Рязанской области.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами


Содержание проблемы, предлагаемой для программного решения, вытекает из анализа финансово-экономического состояния отрасли, технического состояния инженерных сетей и сооружений, обеспеченности населения области теплом, электричеством, водой, а также возможности обеспечения населения энергоресурсами на перспективу до 2010 года.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, недостаточным уровнем развития конкурентной среды, и, как следствие, - высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание жилищно-коммунального хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

Сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов.

Проблема усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, несвоевременностью оплаты услуг населением. Объем кредиторской задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве области на 1.09.2003г составил 1,4 млрд. руб.

В начале экономических реформ предполагалось в течение достаточно короткого периода завершить переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и по состоянию на 1.09.2003 года население области фактически оплачивало менее 70% стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние 10-12 лет, напрямую и далеко не в лучшую сторону отразились на состоянии основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, объектах инженерной инфраструктуры.

Если раньше в стране развитие населенных пунктов в большинстве своем шло за счет градообразующих предприятий и объектов, то сегодня ситуация коренным образом изменилась.

За последние 10 лет на баланс муниципальных образований ведомствами было передано около 10 млн. м2 жилья и большое количество объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры.

Более 60% принимаемых объектов не были обеспечены должным финансовым и материальным сопровождением и изначально требовали комплексного капитального ремонта и реконструкции.

Сегодня техническое состояние инженерных объектов и коммуникаций характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.

Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Многие города, районные центры, иные населенные пункты области испытывают постоянный дефицит питьевой воды, особенно усиливающийся в часы максимального водопотребления. Дефицит воды и ее несоответствие санитарным требованиям в городах Рязань, Касимов, Михайлов, Спасск-Рязанский, Кораблино, Ряжск, Рыбное, рабочих поселках Пителино, Сараи, Сапожок, Александро-Невский, Ухолово, селе Захарово ухудшают санитарно-бытовые условия проживания населения, приводят к возникновению вспышек инфекционных заболеваний (г. Скопин, Кораблинский, Рыбновский районы), порождают большое количество жалоб.

В настоящее время в 11 городах, районных центрах, иных крупных населенных пунктах области отсутствуют очистные сооружения канализации. В городах Рязань, Шацк, Спасск-Рязанский сточные воды поступают на рельеф местности, создавая недопустимую экологическую ситуацию.

Во многих городах и особенно в сельских населенных пунктах эксплуатируется значительное количество энергоемких котельных, мощности которых в полном объеме не используются. Для отопления применяются дорогостоящие топлива, что приводит к увеличению затрат на выработку тепла. Недостаточно внимания уделяется вопросам экономии энергоресурсов, что ведет к значительным издержкам при производстве услуг.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

В полной мере не удалось воспользоваться преимуществом конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования муниципального заказа невозможно добиться полноценных договорных отношений.

Невыполнение бюджетных обязательств, отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования тарифов обуславливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций, в результате этого невозможно кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли, межотраслевом характере существующих проблем, необходимости модернизации жилищно-коммунального хозяйства, строительстве и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения эффективности и надежности работы систем теплоэнергоснабжения, водоснабжения, канализации.

Для решения этих задач необходимо использование программно-целевого метода.

3. Основные цели программы


Основные цели программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Для достижения этих целей необходимо:

осуществить модернизацию жилищно-коммунального комплекса с привлечением средств бюджетов всех уровней, заемных средств и средств внебюджетных источников;

обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;

обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;

обеспечить государственную поддержку процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям;

создать условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

4. Ресурсное обеспечение программы

<Раздел 4 в редакции Закона Рязанской области N 76-ОЗ от 20.07.20066 г. нгр:RU62000200600165>

Затраты на реализацию мероприятий программы складываются из затрат, связанных с модернизацией жилищно-коммунального комплекса, затрат на энергосбережение, эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, предоставление льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам.

Затраты по модернизации в основном направлены на выполнение мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту систем жизнеобеспечения населенных пунктов.

Реализация мероприятий программы по модернизации жилищно-коммунального комплекса, энергосбережению и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов будет осуществляться за счет следующих источников финансирования:

средств областного бюджета;

средств федерального бюджета;

средств местных бюджетов;

иных источников.

Объемы финансирования мероприятий программы по модернизации жилищно-коммунального комплекса

(млн. руб.)


Источники финансирования

Годы

Всего

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Федеральный бюджет

33,04

37,65

42,01

44,31

45,61

47,65

49,73

300,0

Областной бюджет

66,26

75,30

84,03

88,62

91,23

95,10

99,46

600,0

Местные бюджеты

109,10

125,25

138,0

148,0

153,15

159,9

166,6

1000,0

Иные источники в том числе средства предприятий (организаций)

113,32 66,26

128,98 75,30

143,55 84,03

151,59 88,62

157,15 91,23

162,93 95,10

171,56 99,46

1029,08 600,0

Всего

321,72

367,18

407,59

432,52

447,14

465,58

487,35

2929,08



Объемы финансирования на модернизацию, предусмотренные программой, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджетов всех уровней и утверждении комплекса мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства на соответствующий год.

Предложения об объемах финансирования программы на соответствующий год за счет средств областного бюджета вносятся вместе с проектом закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»