ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 26 февраля 2004 года N 10-оз
Об утверждении областной целевой программы "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы"
Принят Рязанской областной Думой 18 февраля 2004 года
<Акт утратил силу: Закон Рязанской области N 165-ОЗ от 15.12.20066 г. нгр:RU62000200600366>
<Изменения:
Закон Рязанской области N 59-ОЗ от 29.07.20044 г. нгр:RU62000200400146;
Закон Рязанской области N 156-ОЗ от 29.12.20044 г. нгр:RU62000200400337;
Закон Рязанской области N 8-ОЗ от 02.02.20055 г. нгр:RU62000200500014;
Закон Рязанской области N 76-ОЗ от 20.07.20066 г. нгр:RU62000200600165>
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор области Н.В. Мужихов
26 февраля 2004 года
N 10-ОЗ
к Закону Рязанской области
"Об
утверждении областной
целевой программы
"Основные направления
реформирования и модернизация
жилищно-коммунального комплекса
Рязанской области на 2004-2010 годы"
Областная целевая программа "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы" ПАСПОРТ областной целевой программы "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы"
<Паспорт в редакции Закона Рязанской области N 8-ОЗ от 02.02.20055 г. нгр:RU62000200500014>
Наименование программы | областная целевая программа "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы" (далее по тексту - программа) |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы | постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 (в редакции от 14.02.2002 N 104) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" |
Государственный заказчик программы | Правительство Рязанской области |
Основные разработчики программы | управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области |
Исполнители мероприятий программы | управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области; предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики |
Основные мероприятия программы | 1.Проведение инвентаризации и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса. 2.Обеспечение стабильности и полного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг. 3.Обеспечение социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг. 4.Совершенствование ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере. 5.Внедрение рыночных механизмов в жилищно-коммунальной сфере. 6.Обеспечение эффективного целевого использования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию жилищно-коммунального комплекса. 7.Создание механизмов привлечения внебюджетных средств в жилищно-коммунальную сферу. 8.Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры населенных пунктов |
Сроки реализации программы | 2004-2010 годы |
Общий объем средств на финансирование мероприятий программы | Общий объем средств, необходимых для реализации всего комплекса мероприятий программы, составляет 2929,08 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации мероприятий программы обеспечивается надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, повышается эффективность и качество жилищно-коммунального обслуживания, комфортность и безопасность условий проживания |
Организация контроля за исполнением программы | Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляет вице-губернатор Рязанской области, управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, органы местного самоуправления, иные участники |
1. Введение
<Раздел 1 в редакции Закона Рязанской области N 156-ОЗ от 29.12.20044 г. нгр:RU62000200400337>
Настоящая программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания населения.
Программа предусматривает строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры капитальный ремонт (восстановление) и улучшение технического состояния жилищного фонда, решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий для обеспечения надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Целью решения этих задач является повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективности и надежности работы жилищно-коммунального комплекса Рязанской области.
Содержание проблемы, предлагаемой для программного решения, вытекает из анализа финансово-экономического состояния отрасли, технического состояния инженерных сетей и сооружений, обеспеченности населения области теплом, электричеством, водой, а также возможности обеспечения населения энергоресурсами на перспективу до 2010 года.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, недостаточным уровнем развития конкурентной среды, и, как следствие, - высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание жилищно-коммунального хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
Сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов.
Проблема усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, несвоевременностью оплаты услуг населением. Объем кредиторской задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве области на 1.09.2003г составил 1,4 млрд. руб.
В начале экономических реформ предполагалось в течение достаточно короткого периода завершить переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и по состоянию на 1.09.2003 года население области фактически оплачивало менее 70% стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние 10-12 лет, напрямую и далеко не в лучшую сторону отразились на состоянии основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, объектах инженерной инфраструктуры.
Если раньше в стране развитие населенных пунктов в большинстве своем шло за счет градообразующих предприятий и объектов, то сегодня ситуация коренным образом изменилась.
За последние 10 лет на баланс муниципальных образований ведомствами было передано около 10 млн. м2 жилья и большое количество объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры.
Более 60% принимаемых объектов не были обеспечены должным финансовым и материальным сопровождением и изначально требовали комплексного капитального ремонта и реконструкции.
Сегодня техническое состояние инженерных объектов и коммуникаций характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Многие города, районные центры, иные населенные пункты области испытывают постоянный дефицит питьевой воды, особенно усиливающийся в часы максимального водопотребления. Дефицит воды и ее несоответствие санитарным требованиям в городах Рязань, Касимов, Михайлов, Спасск-Рязанский, Кораблино, Ряжск, Рыбное, рабочих поселках Пителино, Сараи, Сапожок, Александро-Невский, Ухолово, селе Захарово ухудшают санитарно-бытовые условия проживания населения, приводят к возникновению вспышек инфекционных заболеваний (г. Скопин, Кораблинский, Рыбновский районы), порождают большое количество жалоб.
В настоящее время в 11 городах, районных центрах, иных крупных населенных пунктах области отсутствуют очистные сооружения канализации. В городах Рязань, Шацк, Спасск-Рязанский сточные воды поступают на рельеф местности, создавая недопустимую экологическую ситуацию.
Во многих городах и особенно в сельских населенных пунктах эксплуатируется значительное количество энергоемких котельных, мощности которых в полном объеме не используются. Для отопления применяются дорогостоящие топлива, что приводит к увеличению затрат на выработку тепла. Недостаточно внимания уделяется вопросам экономии энергоресурсов, что ведет к значительным издержкам при производстве услуг.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.
В полной мере не удалось воспользоваться преимуществом конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования муниципального заказа невозможно добиться полноценных договорных отношений.
Невыполнение бюджетных обязательств, отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования тарифов обуславливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций, в результате этого невозможно кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли, межотраслевом характере существующих проблем, необходимости модернизации жилищно-коммунального хозяйства, строительстве и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения эффективности и надежности работы систем теплоэнергоснабжения, водоснабжения, канализации.
Для решения этих задач необходимо использование программно-целевого метода.
Основные цели программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения этих целей необходимо:
осуществить модернизацию жилищно-коммунального комплекса с привлечением средств бюджетов всех уровней, заемных средств и средств внебюджетных источников;
обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;
обеспечить государственную поддержку процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям;
создать условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
<Раздел 4 в редакции Закона Рязанской области N 76-ОЗ от 20.07.20066 г. нгр:RU62000200600165>
Затраты на реализацию мероприятий программы складываются из затрат, связанных с модернизацией жилищно-коммунального комплекса, затрат на энергосбережение, эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, предоставление льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам.
Затраты по модернизации в основном направлены на выполнение мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту систем жизнеобеспечения населенных пунктов.
Реализация мероприятий программы по модернизации жилищно-коммунального комплекса, энергосбережению и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов будет осуществляться за счет следующих источников финансирования:
средств областного бюджета;
средств федерального бюджета;
средств местных бюджетов;
иных источников.
(млн. руб.)
Источники финансирования | Годы | Всего | |||||||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||||||
Федеральный бюджет | 33,04 | 37,65 | 42,01 | 44,31 | 45,61 | 47,65 | 49,73 | 300,0 | |||||||
Областной бюджет | 66,26 | 75,30 | 84,03 | 88,62 | 91,23 | 95,10 | 99,46 | 600,0 | |||||||
Местные бюджеты | 109,10 | 125,25 | 138,0 | 148,0 | 153,15 | 159,9 | 166,6 | 1000,0 | |||||||
Иные источники в том числе средства предприятий (организаций) | 113,32 66,26 | 128,98 75,30 | 143,55 84,03 | 151,59 88,62 | 157,15 91,23 | 162,93 95,10 | 171,56 99,46 | 1029,08 600,0 | |||||||
Всего | 321,72 | 367,18 | 407,59 | 432,52 | 447,14 | 465,58 | 487,35 | 2929,08 |
Объемы финансирования на модернизацию, предусмотренные программой, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджетов всех уровней и утверждении комплекса мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства на соответствующий год.
Предложения об объемах финансирования программы на соответствующий год за счет средств областного бюджета вносятся вместе с проектом закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год.