ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
от 08 декабря 2003 года N 62-З
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2003-2007 ГОДЫ
Принят
Государственным Собранием
Республики Мордовия
26 ноября 2003 года
Настоящий Закон принят в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 9 Закона Республики Мордовия "О правовых актах Республики Мордовия" и статьей 3 Закона Республики Мордовия "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Мордовия". Программа социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 гг. является организационной основой государственной политики Республики Мордовия в области экономики и социальной сферы.
Статья 1. Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 гг. (прилагается).
Статья 2. Правительству Республики Мордовия предусматривать средства для реализации Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 гг. при разработке проектов законов Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующие годы.
Статья 3. Правительство Республики Мордовия в течение первого квартала следующего за отчетным года направляет в Государственное Собрание Республики Мордовия информацию о ходе выполнения Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 гг. за соответствующий год.
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Глава Республики
Мордовия
Н.И.МЕРКУШКИН
г. Саранск
8 декабря 2003 года
N 62-З
Законом Республики Мордовия
"Об утверждении Программы
социально-экономического развития
Республики Мордовия
на 2003 - 2007 годы"
от 8 декабря 2003 г. N 62-З
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2003 - 2007 ГОДЫ
Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в прошедшие пять лет (1998 - 2002 годы) характеризовалось переломом негативных тенденций, политической и экономической стабилизацией, становлением устойчивых отношений с федеральным центром. Сформировалась и продолжает укрепляться положительная динамика в отраслях реального сектора экономики.
Проводимая в республике социально-экономическая политика направлена на создание условий устойчивого экономического роста, комплексного развития территорий и на этой основе повышения уровня и качества жизни населения.
Стимулируется развитие и повышение эффективности промышленного и сельскохозяйственного производства путем предоставления налоговых льгот, содействия в финансировании перспективных проектов предприятий, выплаты дотаций и субсидий.
Постоянно совершенствуется и успешно реализуется механизм межбюджетных отношений, способствующий увеличению и наиболее эффективному использованию производственного и финансового потенциала на местах. Проводится активная инвестиционная политика, обеспечивающая привлечение в экономику инвестиций за счет собственных средств предприятий, кредитных банковских ресурсов, прямых иностранных инвестиций, средств населения, бюджетных средств, в том числе из федерального бюджета в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой и Федеральной целевой программой "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)".
В целях решения неотложных социальных проблем в республике реализуется ряд важнейших социальных программ, касающихся улучшения демографических процессов, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и т.д.
Проводимая политика создания благоприятных условий для республиканских производителей и поддержки предприятий, выпускающих конкурентоспособные товары-лидеры, себя оправдала и дала определенные положительные результаты.
За 1998 - 2002 годы валовой региональный продукт в республике увеличился на 24,8%, объем промышленного производства - в 1,7 раза, инвестиции в основной капитал - более чем в 1,6 раза (приложение N 1). Доля инвестиций в основной капитал в общем объеме ВРП возросла с 15,7% в 1997 году до 20,7% в 2002 году.
При всех издержках проведения рыночных реформ республиканские предприятия в определенной мере адаптировались к рыночным условиям.
Многие крупные бюджетообразующие предприятия существенно превысили объемы производства дореформенного периода.
Особенно успешными для экономики республики были последние три года (2000 - 2002 годы). Этот период можно отметить, как период стабильного развития большинства отраслей и сфер экономики. Наблюдался ежегодный прирост валового регионального продукта, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал. Высокими темпами росли реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения, постепенно стабилизировалась ситуация на потребительском рынке и рынке труда.
За 2000 - 2002 годы валовой региональный продукт в республике увеличился на 28 процентов. По объему валового регионального продукта в расчете на душу населения республика опередила такие регионы, как Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Пензенская, Кировская, Ульяновская и Саратовская области.
Последовательно проводимая в последние годы экономическая политика способствовала сохранению и приумножению положительных тенденций в развитии практически всех отраслей промышленности.
В промышленности за период с 2000 по 2002 год прирост объемов производства составил 44 процента, что более чем в 2,3 раза превысило среднероссийский показатель и обеспечило республике лидирующие позиции как среди регионов, входящих в Ассоциацию "Большая Волга", так и среди регионов Приволжского федерального округа (прирост в Чувашской Республике составил 23%, Пензенской и Нижегородской областях - 11%, в Республике Марий Эл - 9%, Ульяновской области - 6%). Среди регионов Российской Федерации по этому показателю республика занимает 12-е место.
Только за 2002 год промышленными предприятиями республики произведено продукции на сумму свыше 21 млрд. рублей с приростом к предыдущему году на 9,9%, что превышает достигнутый уровень в промышленном комплексе России более чем в 2,5 раза. Высокими темпами росли объемы производства на предприятиях отраслей машиностроения и металлообработки - 114%, промышленности стройматериалов - 115%, пищевой промышленности - 109 процентов.
Рост объемов промышленного производства за последние годы напрямую связан с динамичными инновационными процессами в реальном секторе экономики. Успешно реализуются задачи технического перевооружения базовых бюджетообразующих предприятий - акционерных обществ "Лисма", "Рузхиммаш", "Сарансккабель", "Электровыпрямитель", "Ардатовский светотехнический завод", "Лес-экспорт" и многих других.
Вместе с тем в промышленном комплексе накопился ряд проблем, требующих решения: замедление темпов развития отраслей с высокой добавленной стоимостью; увеличение разрыва между объемами производства и продаж продукции; низкая эффективность управления в сферах финансового менеджмента и маркетинга; низкий уровень развития информационных технологий и использования телекоммуникационных ресурсов; затратный механизм формирования издержек производства; высокая энерго- и материалоемкость производства; высокая степень износа основных фондов; низкие показатели платежеспособности предприятий, конкурентоспособности производства, выпуска инновационной продукции, уровня заработной платы; старение и отток квалифицированных кадров.
Устойчивый рост объемов производства целого ряда отраслей промышленности на протяжении последних трех лет не сопровождался увеличением темпов роста в электроэнергетической отрасли (индекс роста электроэнергетики в 2002 году в республике составил 100,8%). Данную тенденцию можно рассматривать как положительную, имея в виду, что это является, в первую очередь, результатом снижения энергозатратности производства (рост масштабов производства и снижение энергозатрат на единицу выпускаемой продукции, внедрение современных технологий и энергосберегающего оборудования, реализация комплекса мероприятий по энергосбережению на конкретных предприятиях, а также энергосберегающей политики в рамках утвержденной республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001 - 2005 годы").
Острой остается проблема неплатежей за потребленные энергоресурсы.
Важная роль в обеспечении эффективного функционирования отраслей экономики принадлежит транспортному комплексу.
Особая роль в удовлетворении спроса на транспортные услуги, оказываемые населению и экономике, принадлежит автомобильному транспорту. В 2002 году грузовым автопарком перевезено 2,2 млн. тонн грузов, или 94,1% к уровню 2001 года, грузооборот составил 101 млн. ткм, или 103 процента.
Автомобильный транспорт общего пользования в основном обеспечивает потребности рынка малодоходных массовых перевозок строительных и сельскохозяйственных грузов, доля которых в общем объеме грузоперевозок составляет 21,6 процента. Низкая рентабельность этих перевозок затрудняет автопредприятиям изыскание средств на обновление подвижного состава, что мешает обеспечивать высокое качество транспортного обслуживания и не обеспечивает возможности выхода на более выгодные рынки перевозок.
Необходимость обновления грузового парка транспортных средств тесно связана и с его несоответствием потребительскому спросу, сложившемуся к настоящему времени на рынке транспортных услуг.
Перевозчики продолжают эксплуатировать устаревший подвижной состав, неся финансовые потери от увеличивающихся затрат на ремонт и обслуживание автомобилей.
Несмотря на это, грузовой парк автотранспортных предприятий работает прибыльно.
В условиях конкуренции на рынке автотранспортных услуг тарифы на перевозки грузов возросли на 7,8% при росте тарифов в целом по России на 18,3 процента.
Динамично развивается отрасль связи. На территории республики функционируют около 400 АТС общей мощностью более 110 тыс. номеров с программным управлением. За прошедшие годы внедрены современные поколения телефонной сети, электронные АТС, цифровые системы передачи информации, увеличивается число пользователей сети Интернет. В 2002 году все городские и сельские школы республики были обеспечены компьютерами.
С 2002 года реализуется республиканская программа "Развитие средств телефонной связи в сельской местности Республики Мордовия в 2002 - 2006 годах", направленная на увеличение плотности телефонной сети на селе до 16 телефонов на 100 человек, повышение качества связи и расширение номенклатуры предоставляемых услуг. За 2002 год реконструированы и модернизированы сельские станции в 11 районах республики общей емкостью 4,6 тысячи номеров. Введены в эксплуатацию 8 районных электронных станций.
Завершено строительство оптико-волоконной линии связи Саранск - Большое Игнатово. Сейчас уровень цифровизации внутризоновой сети составляет 80%, а с вводом в эксплуатацию в 2003 году еще одной оптико-волоконной линии Ельники - Зубова Поляна этот показатель приблизится к 90 процентам.
Вместе с тем часть сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или находится в условиях информационной изоляции: в пятой части сельских поселений телефонная связь отсутствует.
К 2000 году удалось переломить негативные тенденции в инвестиционной сфере, вследствие чего сложилась положительная динамика капитальных вложений. В 2001 году объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 1,3 раза. В 2002 году, по предварительным данным, темп роста капитальных вложений составил 105%. За эти два года в экономику республики вложено более 11 млрд. рублей. Большую часть из них составили вложения в капитальное строительство, приобретение машин и оборудования. Увеличивается удельный вес затрат на приобретение технологического оборудования, машин и специализированного инвентаря (около 40% от общего объема инвестиций в основной капитал). В 2002 году более чем в 2 раза увеличились затраты на приобретение импортного оборудования, их доля составила более 11% от общего объема.
Наиболее привлекательными для инвестиций являются машиностроение (11% от общего объема инвестиций в основной капитал), пищевая промышленность (7,2%), сельское хозяйство (10,7%). На отрасли, производящие промышленные и потребительские товары, приходится около 40% всех капитальных вложений. В последние годы возрастает значение отраслей, которые занимаются оказанием различных услуг: транспорт - 22,1%, жилищно-коммунальное хозяйство - 12,4%, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение - 5,8%, образование - 4,2%.
По-прежнему большая часть инвестиций в основной капитал осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций (36% общего объема) и бюджетных средств.
За последние три года в республике наблюдается устойчивый рост иностранных инвестиций. В 2001 году зарубежными инвесторами в экономику Мордовии вложено 13,7 млн. долл. США, с ростом к предыдущему году почти в 1,6 раза. За 2002 год этот показатель превысил 19 млн. долл. США. В результате объем накопленных в экономике республики иностранных инвестиций составил 51 млн. долл. США. Вместе с тем вызывает опасения снижение доли прямых иностранных инвестиций. Если в 2000 году на их долю приходилось свыше 80% общего объема, то в 2002 году этот показатель составил около 30 процентов.
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", инвестиционный риск республики имеет устойчивую тенденцию к снижению: если в 2001 году Мордовия занимала 37 место среди российских регионов, то по результатам 2002 года она вышла на 27 позицию. По степени политического риска республика занимает 3 место в Российской Федерации, а по оценке криминогенной ситуации входит в десятку самых благополучных регионов России.
В настоящее время величина инвестиций в основной капитал не соответствует реальным потребностям обновления и модернизации экономики. Возникает необходимость в расширении финансовых источников капитальных вложений прежде всего за счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора, привлечения сбережений населения на инвестиционные цели, а также создания благоприятных условий для привлечения прямых иностранных и российских инвестиций.
В строительной отрасли республики, где функционируют свыше 60 крупных и средних строительно-монтажных организаций, около 20 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, более 10 проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций, продолжается активный процесс интеграции. Совершенствуется структура управления отраслью, внедряется новая сметно-нормативная база ценообразования, создаются новые рабочие места.
Общий объем подрядных работ за последние 5 лет возрос в 1,8 раза. Построено более 850 тыс. кв. метров жилья, школ на 6,6 тыс. ученических мест, лечебных учреждений на 564 койки и на 1400 посещений в смену. Газовых сетей было введено значительно больше, чем в соседних регионах, что позволило повысить обеспеченность газовыми сетями в сельской местности с 29 до 83 процентов. Освоены крупные вложения федеральных и республиканских средств на строительстве автомобильных дорог, ввод их составил 420 км. С 2002 года начата реализация Программы обеспечения сельского населения питьевой водой, сданы в эксплуатацию первые 8 км водопровода.
Осуществлялась модернизация предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов, в результате производство цемента, шифера, асбоцементных труб, минеральной ваты и изделий из нее увеличилось более чем в 2 раза.
Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции, по-прежнему ощущается острая нехватка качественных, экологически чистых и конкурентоспособных стеновых материалов, включая кирпич, железобетонные изделия и конструкции, изделия деревообработки, отделочные материалы. Вся потребность в облицовочном кирпиче покрывается за счет ввоза из соседних регионов. Дальнейший рост объемов выпускаемой продукции и подрядных работ сдерживается слабой материально-технической базой предприятий и организаций, где износ основных фондов составляет около 60 процентов. В строительстве велики энерго- и ресурсозатраты, низкой остается рентабельность производства, не хватает квалифицированных кадров.
Для обеспечения программы работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в республике действует около 10 крупных подрядных организаций, которые имеют свои филиалы в районах. Основными из них являются ГП "Мордовавтодор", ОАО "Мордовагровод", ОАО "Мордовагропромдорстрой", ООО "Мордовдорстрой", ОАО "Мордовспецстрой" и другие. За последние 3 года дорожно-строительным организациям республики удалось не только увеличить объемы дорожных работ и улучшить финансово-экономические показатели, но и повысить качество выполняемых работ за счет внедрения в производство современных технологий, использования новой дорожной техники, местных строительных материалов. В городах Саранске и Краснослободске введены в эксплуатацию асфальтобетонные заводы с программной системой дозирования. Закуплены современные скреперы, автогрейдеры различной мощности, высокопроизводительные комплексы по укладке асфальтобетонных покрытий и другая дорожная техника. Внедрен новый метод по восстановлению несущей способности дорожной одежды с использованием специальной импортной техники и технологий, что позволило значительно улучшить эксплуатационные характеристики дорожного покрытия, продлить срок службы и использовать в больших объемах собственный низкопробный щебень.
В то же время техническое состояние ряда участков дорог все еще не отвечает транспортно-эксплуатационным требованиям. Имеется недостаточный коэффициент сцепления покрытия, низок уровень инженерного обустройства. Около 20% автодорог требуют реконструкции с переустройством параметров плана и продольного профиля, около 30% - усиления дорожной одежды, более 1000 км автомобильных дорог не имеют твердого покрытия. Не менее сложной и серьезной проблемой является транспортно-эксплуатационное состояние автодорожных мостов и путепроводов, часть которых находится в аварийном состоянии.
В последние годы более уверенно развивается агропромышленный комплекс республики. Выделение его в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия позволило достичь положительных результатов в данном секторе экономики.
Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась за 2000 - 2002 годы на 14,5 процента. Вклад отрасли в валовой региональный продукт составил более 20 процентов. Стабильно росло производство зерна, в 2002 году его собрано 1 млн. тонн при урожайности 23 ц/га, или 1,1 тонны на каждого жителя, проживающего в республике. Производство мяса возросло на 13%, молока - на 10 процентов. Многие сельхозпредприятия укрепили свое финансовое состояние, обеспечили рост заработной платы и своевременность ее выплаты. Средняя зарплата за два последних года повысилась на селе в 2,3 раза и является самой высокой среди соседних регионов.
Значительный вклад в развитие отрасли вносят личные подсобные хозяйства населения, занимающие важное место в производстве и продаже сельскохозяйственной продукции.
Мордовия занимает 1 место в Приволжском федеральном округе по производству молока и мяса в расчете на душу населения, в целом по России в 2002 году по этим показателям она занимала соответственно 2 и 5 места.
Проведены техническое перевооружение и модернизация производства большой группы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, что позволило увеличить физические объемы производства в 2002 году по отношению к 1998 году в мясной отрасли в 2,5 раза, маслосыродельной и молочной - в 1,4 раза, сахарной - в 1,6 раза, кондитерской - в 1,4 раза.
Вместе с тем темпы развития агропромышленного комплекса с учетом все более нарастающей в стране конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки явно недостаточны. На предприятиях комплекса остается много нерешенных проблем: формирование эффективного собственника; регулирование земельных отношений; внедрение и освоение передовых технологий производства; обеспечение предприятий необходимыми техническими средствами и высококвалифицированными кадрами; энерго- и ресурсосбережение; ликвидация убыточности; недостаточный уровень развития социальной и производственной инфраструктуры.
В целях решения этих проблем Правительством Республики Мордовия разработаны республиканские целевые программы "Социальное развитие села до 2010 года", "Развитие племенного животноводства в Республике Мордовия на 2002 - 2010 годы", в стадии разработки находятся "Программа развития агропромышленного комплекса Республики Мордовия на период до 2010 года", "Развитие свиноводства Республики Мордовия на 2003 - 2007 годы" и другие.