к Закону Волгоградской области
"Об областном бюджете на 2004 год"
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 ГОД
Настоящая Методика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на текущий финансовый год.
1. Объем средств бюджета Волгоградской области
и критерии распределения их в рамках
межбюджетных отношений
Объем средств, распределяемых в рамках межбюджетных отношений, определяется согласно требованиям Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" в части доходных источников по видам налоговых и неналоговых поступлений от потенциального контингента плательщиков в бюджеты разных уровней, а также доходов областного бюджета, передаваемых в виде дотаций и субвенций.
Доходы местных бюджетов и областного бюджета рассчитываются на основании показателей прогноза социально-экономического развития Волгоградской области в разрезе городов и районов, отраслей народного хозяйства, доходных источников по видам налоговых и неналоговых поступлений.
Расчеты поступления доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области на текущий финансовый год производятся с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исчисление доходов от потенциального контингента плательщиков в разрезе муниципальных образований корректируется на прогнозируемый уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов.
В основу расчета доходов бюджетов муниципальных образований берется налоговый потенциал территории с учетом уровня и структуры развития ее экономики, в связи с чем доходы муниципальных образований делятся на минимально гарантированные бюджетным законодательством и на регулирующие - определенные на региональном уровне. Расходная часть бюджетов муниципальных образований рассчитывается на основе финансовых нормативов с применением коэффициентов-дефляторов.
Расчет расходов при прогнозировании бюджетов муниципальных образований производился с учетом полного обеспечения минимального уровня социально значимых бюджетных услуг, оказываемых населению.
При расчете проектных показателей бюджетов муниципальных образований предусматриваются расходы на обязательное медицинское страхование, а также на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.
Межбюджетные отношения построены через отчисления от федеральных регулирующих налогов не ниже уровня, установленного Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В результате доведенного минимально гарантированного норматива отчисления от регулирующих налогов определяется сумма превышения расходов над доходами, или финансовый разрыв по каждой территории. В целях сокращения денежных потоков между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований через нормативное регулирование территориям передаются увеличенные нормативы по регулирующим и другим налогам. В случае недостатка доходов для финансирования минимального набора бюджетных услуг недостающие средства для финансирования текущих расходов выделяются территориям из областного бюджета в виде финансовой помощи (дотации).
Приоритетным направлением при финансировании муниципальных образований в счет дотации по-прежнему будет являться заработная плата работникам бюджетных учреждений с учетом обязательных отчислений. Выделение дотации для финансирования указанных расходов будет производиться в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 января 1996 г. N 66 "О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат" только на бюджетный счет с отличительным признаком "7" в четырнадцатом разряде.
Одним из приоритетных направлений будет являться и финансирование расходов на оплату энергоресурсов.
Одним из направлений совершенствования межбюджетных отношений в 2004 году будет являться приведение в соответствие с областным законодательством нормативных правовых актов муниципальных образований, регулирующих бюджетный процесс. Таким образом, на глав администраций муниципальных образований, согласовавших положение о территориальном управлении Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области, будет возложена обязанность в течение 2004 года привести положение о бюджетном процессе соответствующего муниципального образования и иные нормативные правовые акты в соответствие с Законом Волгоградской области от 13 июля 2001 г. N 566-ОД "О бюджетном процессе в Волгоградской области".
2. Оценка налогового потенциала муниципальных
образований Волгоградской области на 2004 год
Оценка налогового потенциала муниципальных образований Волгоградской области на 2004 год строится исходя из показателей прогноза социально-экономического развития Волгоградской области и основных направлений налоговой и бюджетной реформы Российской Федерации на 2004 год.
Расчет доходной части бюджетов муниципальных образований производится с учетом следующих факторов:
1) снижение основной ставки НДС с 20 до 18 процентов при сохранении пониженной ставки (10 процентов) по социально значимым товарам и услугам, принятие к зачету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиками - поставщиками товаров (работ, услуг) при осуществлении капитальных вложений до окончания срока ввода объектов в эксплуатацию, а также отмена налога с продаж. Указанные изменения, скорее всего, приведут не к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке, а к увеличению финансовых ресурсов у налогоплательщиков и, соответственно, к увеличению объемов производства и повышению уровня оплаты труда работников. Поэтому одним из следствий этой меры может стать некоторое увеличение прибыли организаций и фонда оплаты труда. Таким образом, следствием данных изменений станет увеличение поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц;
2) компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов, вызванных отменой налога с продаж, предполагается осуществить за счет повышения фискальной значимости налога на имущество организаций (увеличение ставки налога до 2,2 процента), отказа от зачисления в федеральный бюджет налоговых поступлений при использовании специальных режимов налогообложения малого бизнеса - налогов на совокупный доход, а также передачи в региональные бюджеты одного процента налога на прибыль организаций;
3) сокращение количества региональных и местных налогов и сборов. Планируется отмена сбора на нужды образовательных учреждений, целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта и некоторых других. Кроме этого, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" уже принято решение об отмене с 1 января 2004 года сбора за уборку территорий населенных пунктов. В результате предлагаемых мер в составе региональных налогов останутся налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. В составе местных налогов - налог на имущество физических лиц, земельный налог и налог на рекламу;
4) реформирование системы имущественных налогов. Предусматривается исключить запасы, затраты и нематериальные активы из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, существенно сократить налоговые льготы, устанавливаемые на федеральном уровне, увеличить ставку налога до 2,2 процента. Налог на наследование и дарение предполагается установить в качестве федерального налога, предусмотрев заметное снижение налоговых ставок, с зачислением сумм от его взимания в местные бюджеты;
5) реформирование платежей, связанных с использованием природных ресурсов. В 2003 году предполагается принятие глав Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих уплату водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, что приведет к некоторому снижению поступлений по данным налогам. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду планируется распределять между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 20 и 80 процентов соответственно. Средства от платежей за пользование лесным фондом Российской Федерации планируется распределять между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 80 и 20 процентов соответственно;