Недействующий

ЗАКОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 31 марта 2003 года N 14-ОЗ

О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Рязанской области

<Акт утратил силу: Закон Рязанской области N 81-ОЗ от 03.08.20100 г. нгр:RU62000201000327>
Принят Рязанской областной Думой 19 марта 2003 года 111

<Изменения: Закон Рязанской области N36-ОЗ от 09.04.20088 г. нгр:RU62000200800110>

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Рязанской области устанавливает порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии по делам несовершеннолетних) на территории Рязанской области.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Комиссии по делам несовершеннолетних


Комиссии по делам несовершеннолетних являются органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создаются на областном уровне, а также в муниципальных образованиях.

Статья 2. Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних


Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Рязанской области, правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних


Деятельность комиссий основывается на следующих принципах:

1) законности;

2) гуманного обращения с несовершеннолетним;

3) уважительного отношения к несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям;

4) конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или об иных законных представителях;

5) взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов;

6) взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

7) ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Статья 4. Система комиссий по делам несовершеннолетних на территории области


На территории области образуются:

1) Рязанская областная комиссия по делам несовершеннолетних (далее - областная комиссия по делам несовершеннолетних);

2) комиссии по делам несовершеннолетних муниципального образования (далее - муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних).

Статья 5. Порядок образования областной комиссии по делам несовершеннолетних

<Статья 5 в редакции Закона Рязанской области N36-ОЗ от 09.04.20088 г. нгр:RU62000200800110>

1. Областная комиссия по делам несовершеннолетних является постоянно действующим органом в структуре Правительства Рязанской области. Положение об областной комиссии по делам несовершеннолетних утверждается постановлением губернатора Рязанской области.

Руководство деятельностью областной комиссии по делам несовершеннолетних осуществляет председатель комиссии - заместитель губернатора Рязанской области, курирующий социальную сферу.

В ее состав на постоянной штатной основе входят: освобожденный заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и ответственный секретарь, имеющие высшее образование, профессиональный опыт работы с несовершеннолетними не менее пяти лет.

В состав областной комиссии по делам несовершеннолетних по согласованию входят представители государственных органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Рязанской области, имеющие опыт работы с несовершеннолетними.

На принципах добровольности и равноправия в состав областной комиссии по делам несовершеннолетних могут входить представители иных государственных органов и учреждений, а также различных общественных организаций (объединений), занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.

Численный и персональный состав областной комиссии по делам несовершеннолетних утверждается постановлением губернатора Рязанской области.

2. Для обеспечения деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних создается и работает на постоянной основе аппарат областной комиссии по делам несовершеннолетних в составе не менее 2-х сотрудников, которые являются государственными служащими и занимают соответствующие штатные должности в Правительстве Рязанской области: освобожденный заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних (статус приравнивается к должности начальника отдела), ответственный секретарь (статус приравнивается к должности главного специалиста).

Статья 6. Порядок образования муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних


Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством является постоянно действующим органом в структуре администрации муниципального образования. Положение о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних утверждается правовым актом главы муниципального образования (главы администрации муниципального образования).

Руководство деятельностью муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних осуществляет председатель комиссии - заместитель главы администрации муниципального образования, курирующий социальную сферу.

Численный и персональный состав муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних утверждается правовым актом главы муниципального образования (главы администрации муниципального образования) с учетом численности несовершеннолетнего населения, проживающего на территории муниципального образования.

Статья 7. Основные задачи комиссий по делам несовершеннолетних


1. Областная комиссия по делам несовершеннолетних:

1) обеспечивает осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) содействует несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов;

3) выявляет и анализирует причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определяет меры по устранению указанных причин и условий;

4) организует в пределах своей компетенции контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях;

5) обобщает и распространяет положительный опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает им организационно-методическую помощь;

6) взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.

2. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних:

1) организуют работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению родителей или иных законных представителей, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;

2) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;

4) вносят предложения в органы опеки и попечительства, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

5) принимают меры по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 8. Права комиссий по делам несовершеннолетних


1. Областная комиссия по делам несовершеннолетних:

1) принимает участие в разработке программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, а также контролирует реализацию этих программ;

2) принимает участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) получает безвозмездно необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;

4) приглашает на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан.

2. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних:

1) осуществляют меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Рязанской области, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) вносят в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) вносят в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и неприятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий;

4) рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных федеральным законодательством;

5) рассматривают в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

6) направляют информацию в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, привлекавшимися к административной ответственности; несовершеннолетними, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений; несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний, а также с другими несовершеннолетними, нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) направляют материалы в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;

8) принимают решение о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних, если они достигли возраста четырнадцати лет;

9) рассматривают представление органа управления образовательного учреждения об оставлении образовательного учреждения несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет, до получения им основного общего образования с согласия родителей или иных законных представителей, а также местного органа управления образованием, либо об исключении из образовательного учреждения несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования;

10) дают разрешение на отчисление и перевод из общеобразовательного учреждения подростков, не достигших возраста 15-ти лет и не получивших основного общего образования;

11) принимают совместно с родителями или иными законными представителями, а также органом местного самоуправления либо местным органом управления образованием меры по трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательном учреждении несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и исключенного из образовательного учреждения или оставившего его до получения основного общего образования;

12) дают согласие на расторжение трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя, а также рассматривают информацию работодателя о расторжении трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по его инициативе и в случае необходимости принимают меры по трудоустройству этого несовершеннолетнего либо поступлению его в образовательное учреждение;

13) применяют меры воздействия к несовершеннолетним и их родителям или иным законным представителям в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законодательством Рязанской области;

14) готовят совместно с администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа представления в суд по вопросам, связанным с прекращением пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения срока пребывания, установленного судом, а также по вопросам, связанным с продлением срока пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях и переводом их в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

15) участвуют в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссий по делам несовершеннолетних и связанных с зашитой прав и законных интересов несовершеннолетних;

16) ходатайствуют перед судом об освобождении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, от наказания, о назначении ему более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, или условного осуждения, а также о применении к несовершеннолетнему других мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

17) участвуют в рассмотрении судом представления учреждения или органа, исполняющего наказание, об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего осужденного от отбывания наказания либо о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

18) ходатайствуют о помиловании несовершеннолетнего осужденного;

19) рассматривает в пределах своей компетенции постановления правоохранительных органов об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении правонарушений, совершенных несовершеннолетними, материалов об их самовольном уходе из дома и фактах помещения их на излечение в учреждения здравоохранения по поводу отравления алкогольными напитками и медицинскими препаратами.

Члены комиссий по делам несовершеннолетних имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать расположенные на соответствующих территориях учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних.

Статья 9. Меры, принимаемые муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних по устройству несовершеннолетних


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»