(с изменениями на 15 июня 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Алтай от 15 июня 2006 года N 122
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Республики Алтай от 15 июня 2006 года N 112.
____________________________________________________________________
В целях решения проблемы обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, Правительство Республики Алтай
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Алтай", входящую в состав региональной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать муниципальные программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.Лапшин
ПОДПРОГРАММА
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Алтай", входящей в состав региональной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы
(с изменениями на 15 июня 2006 года)
Наименование Подпрограммы | - "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Алтай" региональной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы |
Основание для разработки Подпрограммы | - постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", постановление Правительства Республики Алтай от 22.05.2002 N 138 "О региональной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" |
Государственный заказчик | - Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай |
Основные разработчики | - Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай |
Цели и задачи Подпрограммы | - Основными целями Подпрограммы являются: |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы | - 2003-2010 годы: |
Перечень основных мероприятий | 1. Формирование нормативной базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания. |
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы | - Органы исполнительной власти Республики Алтай; органы местного самоуправления; предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе |
Объемы и источники финансирования | - Общий объем финансирования - 1887,77 млн.руб., из них 30% составляют средства федерального бюджета, 70% средства республиканского бюджета Республики Алтай, средства местных бюджетов, внебюджетные источники |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы | - Переселение до 2010 года 2770 семей, результаты: ликвидация 100,03 тыс.кв.м жилищного фонда, непригодного для проживания, строительство и приобретение на вторичном рынке 189,05 тыс.кв. м жилья |
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы | - Государственный заказчик осуществляет общее руководство реализацией Подпрограммы, распределяет средства, выделяемые из федерального бюджета и бюджета Республики Алтай по муниципальным образованиям на основании Подпрограммы, представляет ежеквартально Госстрою России отчеты о ходе реализации Подпрограммы; муниципальные образования представляют ежеквартальные отчеты о реализации Подпрограммы государственному заказчику |
Подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Алтай" региональной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее именуется - Подпрограмма) разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и постановления Правительства Республики Алтай от 22 мая 2002 года N 138 "О региональной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы".
Эта Подпрограмма является продолжением государственной политики по обеспечению населения качественным жильем. Основная задача Подпрограммы - обеспечить выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда позволит снять социальную напряженность, вызванную неудовлетворительными социально-бытовыми условиями, снизить уровень общей заболеваемости жителей Республики Алтай.
Более 7,5 тысяч человек (около 3,5% населения Республики Алтай) на 1 января 2000 года проживало в ветхих и аварийных жилых домах, непригодных для проживания.
Жилищный фонд Республики Алтай, ставший в настоящее время ветхим и аварийным, создавался в основном в пятидесятые, шестидесятые годы. Наибольшую долю ветхого и аварийного жилищного фонда составляет малоэтажное жилье (до 3 этажей).
Значительную часть ветхого и аварийного жилья занимает жилищный фонд в районах республики (сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда на 1 января 2000 года приведены в приложении). Всего на 1 января 2000 года в республике насчитывалось 100,03 тыс.кв.м. ветхого и аварийного жилищного фонда, это составляет 3,36% от всего жилищного фонда республики. Аварийный жилищный фонд - 14,081 тыс.кв.м или 10,81% от всего ветхого и аварийного жилфонда, в том числе 3,56 тыс.кв.м - жилищный фонд поселка Толгоек Чемальского района.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Алтай, в целом необходимо 1887,77 млн.рублей.
Подпрограмма предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечением внебюджетных ресурсов.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации, граждане, проживающие в ветхих и аварийных жилых домах, в основном, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает облик населенных пунктов, сдерживает развитие инфраструктуры.
Реализацию конструктивных мероприятий на территории республики сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд. Поэтому реализация данной проблемы может быть решена только программными методами.
Основными целями Подпрограммы являются:
- обеспечение жильем граждан, проживающих в жилищном фонде, непригодном для постоянного проживания;
- ликвидация до 2010 года включительно 100,03 тысяч квадратных метров ветхого и аварийного жилищного фонда, неподлежащего восстановлению.
В Подпрограмме решаются следующие основные задачи:
- подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;
- снятие социальной напряженности, вызванной неудовлетворительными социально-бытовыми условиями проживания граждан республики;
- исключение вероятности гибели и потери здоровья граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье;
- обеспечение в соответствии с нормативами развития необходимых мощностей объектов жизнеобеспечения, инженерной инфраструктуры населенных пунктов республики.
Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых начата в 2002 году. Мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2003-2010 годов.
Реализация Подпрограммы делится на 2 этапа:
- 1 этап: 2003 год - составление реестров ветхого и аварийного жилищного фонда муниципальных образований; формирование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда; разработка и утверждение муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда; проектирование жилых домов в объемах, необходимых каждому муниципальному образованию для ликвидации существующего ветхого и аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания и неподлежащего восстановлению; покупка на вторичном рынке жилья для переселения 60 человек за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Алтай, определенных на 2003 год Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2003 год" и Законом Республики Алтай "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2003 год" на реализацию Подпрограммы.
- 2 этап: 2004-2010 годы - строительство жилья для переселения 7825 человек (2770 семей), ликвидация 100,03 тысяч квадратных метров ветхого и аварийного жилья, непригодного для проживания и неподлежащего восстановлению; подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа для привлечения инвестиций в жилищное строительство для реализации других подпрограмм программы "Жилище".
В соответствии с действующим законодательством в рамках реализации Подпрограммы и формирования муниципальных программ составляется Реестр аварийных жилых строений (домов), уточняется объем такого жилья и численность проживающего в нем населения.
Реестр ветхих и аварийных строений утверждается приказом Министра промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай.
На основании показателей Реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, который утверждается приказом Министра промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай, устанавливаются сроки сноса объектов, выбирается наиболее экономически целесообразный механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан и определяются объемы финансирования мероприятий по переселению.
Указанный перечень используется при заключении государственных договоров на финансирование за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Алтай на приобретение или строительство жилья для переселения граждан по Подпрограмме.
Реализация Подпрограммы включает в себя формирование в Республике Алтай нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. При этом документы в соответствии с Подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" должны предусматривать следующие положения:
- порядок и процедуру отнесения жилищного фонда к категориям ветхого и аварийного;
- порядок, условия и очередность ликвидации (сноса, реконструкции) жилищного фонда, признанного в установленном порядке ветхим и аварийным;
- порядок предоставления жилья гражданам, имеющем ветхое и аварийное жилье в собственности (приватизированное);
- очередность и порядок предоставления жилья на возмездной и безвозмездной основе гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- положение о маневренном фонде;
- положение об организации конкурса продажи земельных участков, высвобождаемых в связи со сносом ветхого и аварийного жилищного фонда;
- граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном и государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования (социальная норма жилья);
- граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья, имеющего аналогичную общую площадь с последующим правом на приватизацию при условии добровольной передачи занимаемого жилья в муниципальную собственность;
- при желании граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
- очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, определяется муниципальной программой, а именно очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
в) жильем, построенным в качестве муниципального социального жилья.
Главным критерием должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
При этом следует отметить, что: