ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 декабря 2002 года N 296-зс
Об утверждении программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы
Принят
Законодательным Собранием
10 декабря 2002 года
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Областной закон от 16.06.2003 N 7-ЗС, НГР:ru61000200300139;
Областной закон от 31.12.2003 N 79-ЗС, НГР:ru61000200300336;
Областной закон от 22.10.2004 N 181-ЗС, НГР:ru61000200400254;
Областной закон от 08.06.2005 N 336-ЗС, НГР:ru61000200500131;
Областной закон от 07.10.2005 N 365-ЗС, НГР:ru61000200500213:
Областной закон от 21.12.2005 N 418-ЗС, НГР:ru61000200500310).
Статья 1. Утвердить прилагаемую программу развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы.
Статья 2. Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации (Губернатор)
Ростовской области
В.Чуб
г.Ростов-на-Дону
27 декабря 2002 года
N 296-ЗС
Приложение
к Областному закону
"Об утверждении программы
развития малого предпринимательства
в Ростовской области
на 2003-2005 годы"
Наименование Программы | Программа развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы (далее - Программа) |
Наименование документов, регламентирующих разработку Программы | Областной закон "О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области\" от 16.06.1997 N 40-ЗС. Решение коллегии Адм инистрации области от 17 июня 2002 года. |
Государственный заказчик Программы | Администрация Ростовской области |
Заказчик работ по выполнению Программы | Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области |
Разработчик проекта и ответственный исполнитель Программы | Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (управление развития малого предпринимательства и международных связей) |
Цель Программы | - рост числа субъектов малого бизнеса с одновременным увеличением количества рабочих мест, организацией предпринимательской деятельности незанятым населением, увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и доли в выпуске продукции (работ, услуг). - выравнивание потенциала и условий для развития малого предпринимательства в различных территориях области. |
Задачи Программы | - разработка мер по адресной поддержке предпринимателей и малых предприятий; |
Контингент охвата Программой | I. По организационной форме: Малые предприятия Предприниматели без образования юридического лица Крестьянские (фермерские) хозяйства II. По уровню развития предпринимательской деятельности: Начинающие предприниматели. Развивающиеся предприниматели. Успешно действующие предприниматели. |
Период реализации Программы | 2003-2005 годы |
Перечень основных разделов Программы | Совершенствование действующего законодательства; |
Объем и источники финансирования мероприятий Программы | ВСЕГО: 9867928,74 тыс.руб., (в редакции Областных законов от 22.10.2004 N 181-ЗС , НГР:ru61000200400254 ; |
Приоритеты в оказании поддержки | Инновационная сфера Производство продукции широкого потребления и промышленного назначения Сельхозпроизводство и сельхозпереработка Развитие художественных промыслов и народных ремесел ЖКХ Здравоохранение Сохранение и защита экологии Реализация инвестиционных проектов, создающих новые и дополнительные рабочие места. |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Обеспечение ежегодного прироста количества субъектов малого предпринимательства на 1,5-3%. Обеспечение ежегодного прироста доли малых предприятий в выпуске продукции, работ, услуг в размере 1,5-2%; |
Органы, координирующие и контролирующие исполнение Программы | Координация деятельности исполнителей по реализации Программы: Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей (управление развития малого предпринимательства и межрегиональных связей). Контроль исполнения Программы: Администрация Ростовской области, Законодательное Собрание Ростовской области. |
(в редакции Областных законов от 16.06.2003 N 7-ЗС, НГР:ru61000200300139; от 31.12.2003 N 79-ЗС, НГР:ru61000200300336).
В Ростовской области малое предпринимательство развивается с положительной динамикой, что позволяет нашему региону стабильно входить в десятку лучших по количеству малых предприятий и числу занятых на них.
Однако для области характерны те же проблемы, что и для России в целом. Это:
несовершенство законодательства в части несоответствия действующих нормативно-правовых актов вновь принимаемым;
нестабильная налоговая политика,
административные барьеры при регистрации и ведении предпринимательской деятельности,
недостаточная заинтересованность органов власти в решении проблем малого предпринимательства, незначительные объемы бюджетного финансирования малого бизнеса,
ограниченный спектр финансовой поддержки предпринимателей (т.к. не разработан механизм предоставления льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, не развита система гарантирования и страхования кредитов);
дефицит консультационной и маркетинговой поддержки бизнеса (действующая сеть инфраструктуры поддержки не охватывает все территории области, что негативно сказывается на развитии предпринимательства, особенно в сельских районах);
ограниченное бюджетное финансирование, отсутствие разработанных и законодательно утвержденных нормативов отчисления бюджетных средств на поддержку и развитие малого бизнеса;
отсутствие достаточного информационного обеспечения.
Всё это ведёт к сокращению числа малых предприятий и количества занятых на них, уходу в \"тень\" малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, нарушению положений Трудового Кодекса РФ по отношению к наемным работникам, занижению уровня официальной заработной платы.
Отсутствие должной инвестиционной поддержки (особенно в части долгосрочных инвестиций) сказывается на распределении малых предприятий по отраслям экономики: основная их часть (более 50%) традиционно относится к торговле и общепиту, значительная часть - к промышленности (более 16%) и строительству (более 14%). А такие отрасли, как наука и научное обслуживание, образование, здравоохранение, и другие из непроизводственной сферы остаются практически неохваченными.
Индивидуальные предприниматели в основном занимаются торговлей и бытовым обслуживанием населения (более 80%), остальные (менее 20%) - производством промышленной продукции, перевозкой грузов и пассажиров, оказанием медицинских, ветеринарных, юридических, образовательных услуг.
Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) специализируются на выращивании сельхозпродукции.
На момент разработки новой программы развития малого предпринимательства в малом бизнесе Ростовской области сложилась следующая ситуация. Впервые за последние четыре года после экономического кризиса увеличилось число малых предприятий и достигло 25219 единиц. На малых предприятиях занято более 180 тыс.человек, из которых 17 тыс.человек привлекаются на условиях вторичной занятости.
Доля малых предприятий в выпуске товаров и рыночных услуг по всем предприятиям области составляет: в торговле и общественном питании 68,6%, в промышленности 8%, в строительстве 42,3%.
По последним отчетным данным малые предприятия области обеспечивают 17% выпуска продукции, работ и услуг, что составляет 12,3 млрд.руб., 30% объемов грузовых и пассажирских перевозок, около 40% объема подрядных работ, более 70% оборота оптовой торговли и 37% оборота розничной торговли. Но самое главное - рост производства на малых предприятиях практически во всех отраслях экономики выше, чем на крупных и средних предприятиях области.
Продолжает расти инвестиционная активность малых предприятий: в 2001 году объем инвестиций в основной капитал составил в целом по малым предприятиям 1780,6 млн.руб., что в фактических ценах выше уровня соответствующего периода 2000 года на 38,9%.
По оценке наибольший объем инвестиций освоен малыми предприятиями промышленности и малыми предприятиями оптовой, розничной торговли и общественного питания. Их доля в основной капитал по малым предприятиям составила соответственно 34,5% и 35,9%. Следует отметить, что малые предприятия направляют около 60 процентов капитальных вложений на обновление машин и оборудования и около 25 процентов вкладывают в здания и сооружения, в то время как крупные предприятия направляют на эти цели 36% и 44% соответственно.
Помимо отечественных инвестиций в 2001 году на малые предприятия области поступали долларовые и рублевые инвестиции из-за рубежа. Так, на 23 малых предприятиях поступление иностранных инвестиций составило 35,7 млн.долларов, что в 1,8 раза больше уровня 2000 года. Из них 89% приходится на кредиты и 11% - прямые инвестиции в форме кредитов, полученных предприятиями от зарубежных совладельцев. Кроме долларовых инвестиций, на 15 малых предприятий поступило иностранных инвестиций на 419,8 млн.рублей (на половину меньше, чем в 2000 году). Это прямые инвестиции в качестве взносов в уставный капитал. Наибольший объем долларовых инвестиций поступил на предприятия оптовой торговли (43,7%), а рублевых - на промышленные предприятия (почти 100%).
В Ростовской области в 2001 году действовало 177 малых предприятий с участием иностранного капитала, что составило 88% от общего количества предприятий такого типа. Основные инвесторы - учредители из Германии, Кипра, США, Британии, Турции.
Зарубежными инвесторами активно поддерживается развитие предприятий малого бизнеса. Основной объем иностранной валюты поступил на текущие валютные счета малых предприятий торговли - 69,5%, промышленности - 11%, транспорта - 6%, заготовительных организаций - 7,8%.
В то же время инвестиционный потенциал малых предприятий Ростовской области используется не в полной мере.
В 2001 году несколько улучшились финансовые результаты деятельности малых предприятий. Большинство из них - 71,3 процента от общего количества малых предприятий получили прибыль в размере 5,4 млрд.руб., а 28,7 процента предприятий сработали с убытком, сумма которого составила 0,9 млрд.руб.
Анализируя развитие малого предпринимательства в области следует отметить, что увеличение количества малых предприятий не повлияло на изменение их распределения по территориям области. Наиболее активно малые предприятия создаются в городах (84,6%), в сельских районах их расположено только 15,4%. Более половины малых предприятий (51,9%) сосредоточено в областном центре - г.Ростове-на-Дону, 8% - в г.Таганроге, по 5% - в гг.Волгодонске и Новочеркасске. Среди сельских районов наибольшее количество зарегистрировано в Аксайском районе (9,5%), Азовском (6,0%), Мясниковсом и Зерноградском (по 5,5%), Неклиновском (4,9%), Октябрьском (4,7%), Орловском (4,4%), Волгодонском.
Этот факт говорит о том, что в данных территориях имеются наиболее благоприятные географические и экономические условия для ведения бизнеса, в остальных городах и районах области такие условия необходимо создавать.
Наряду с малыми предприятиями осуществляют свою деятельность предприниматели без образования юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства. В Ростовской области предпринимателей - более 180 тыс. чел. и КФХ - 17 тыс.единиц.
Необходимо отметить, что индивидуальными предпринимателями выполняется более 30% оборота розничной торговли по области и более 80% бытовых услуг населению. Более трети бытовых услуг населению составляют услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, 18% приходится на услуги по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, 12% - на услуги по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств.
Доля индивидуальных предпринимателей в выпуске продукции, товаров и услуг составляет около 4%, в строительстве - около 7%, на транспорте - более 4%.
Номенклатура промышленной продукции, производимой индивидуальными предпринимателями, включает около 80 наименований. В основном это потребительские товары - мебель, одежда, головные уборы, обувь, постельное белье, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, масло растительное, колбасные, макаронные, кондитерские изделия и др.
Кроме того, индивидуальные предприниматели также участвуют в решении проблем занятости населения. По последним данным индивидуальным трудом и по найму у частных предпринимателей было занято около 350 тыс.человек, что составляет примерно 19% занятых во всех секторах экономики.
Возрастает значимость крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в общем выпуске сельхозпродукции. Так, в животноводстве эти категории хозяйств занимают лидирующие позиции - в настоящее время в них содержится примерно 55% всего скота в условном исчислении. А в производстве мясо-молочной продукции лидерами являются личные подсобные хозяйства населения - ими произведено 68,7% всего мяса и 75,2% всего молока. В растениеводстве наиболее высока (75%) доля личных подсобных хозяйств в производстве овощей.
Это ещё раз указывает на необходимость создания правовых и других условий для вовлечения сельского населения, работающего в подсобных хозяйствах, в предпринимательство.
В целом предпринимательство в Ростовской области занимает достаточно прочные позиции. Однако от показателей уровня развития малого бизнеса, измеряемых по общепринятым стандартам в промышленно развитых странах, область ещё отстает и по количеству малых предприятий в расчете на душу населения, и по охвату отраслевой структуры, и по доле в валовом региональном продукте.
Для того чтобы повлиять на происходящие процессы в сфере малого предпринимательства, обеспечить ежегодный прирост малых предприятий, внести изменения в их отраслевую структуру и территориальную принадлежность, необходима всемерная поддержка развивающегося малого сектора экономики со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Основным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные программы, в которых прописана концепция такой поддержки и сформирован комплекс мероприятий по её выполнению. Такие программы разработаны в каждом городе и районе Ростовской области. На правительственном уровне разработан и рассматривается проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 годы.
Прогноз развития малого предпринимательства на 2003-2005 годы был рассчитан на основании анализа: данных комитета государственной статистики Ростовской области о развитии малого предпринимательства в 1999-2001 годах, I полугодия 2002 г., прогнозов развития малого предпринимательства, представленных экономическими службами городов и районов области, сценарных условий и индексов-дефляторов, рекомендованных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, перспектив государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области в 2003-2005 гг., одобренных коллегией Администрации Ростовской области 17.06.2002 г., и мероприятий данной программы (приложение 1).
Прогноз развития малого предпринимательства в 2003-2005 годах представлен в приложении 2.
Прогноз развития КФХ рассчитан Минсельхозпродом области и представлен в приложении 3.
Основанием для оптимистического варианта прогноза развития малого бизнеса служат меры, принимаемые на федеральном уровне, в части поддержки малого предпринимательства, а также разрабатываемые и действующие в области программы развития малого предпринимательства. При условии реализации мероприятий данных программ на областном и муниципальном уровнях в 2003-2005 гг., соблюдения единого и комплексного подхода при оказании поддержки предпринимателей в целом по области и в разрезе каждой территории, намечено создание оптимальных условий, позволяющих развиваться малому сектору экономики, решение за счет развития малого предпринимательства проблем экономического подъема территории и занятости населения.