____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 16.04.2018 N 109.
____________________________________________________________________
Руководствуясь нормативными документами: Указом Президента Российской Федерации от 02.11.93 N 1815 "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества", постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.10.93 N 1003 "О домах ночного пребывания", от 05.11.95 N 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятий", от 08.06.96 N 670 "Об утверждении Примерного положения об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий", приказом Министерства социальной защиты Российской Федерации от 06.05.94 N 66 "О мерах по совершенствованию организации социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий" и в связи со сложной криминальной обстановкой в Республике Алтай Правительство Республики Алтай
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую комплексную целевую программу "Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание на 2002-2005 годы" (далее именуется - Программа).
2. Образовать Межведомственную комиссию по социальной и трудовой реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание и утвердить ее состав согласно приложению N 1.
3. Определить государственными заказчиками Программы Министерство труда и социального развития Республики Алтай и Отдел исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай.
4. Министерству экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай (Чекурашев Г.Б.), Министерству финансов Республики Алтай (Альпимов У.А.) :
- включить Программу в перечень республиканских программ, подлежащих финансированию в 2003 году за счет средств республиканского бюджета;
- предусматривать в проектах бюджета на 2003 и последующие годы необходимые финансовые средства на реализацию Программы.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Торбокова В.С.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И. Лапшин
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание на 2002 - 2005 годы"
г. Горно-Алтайск
2002 год
ПАСПОРТ
Республиканской комплексной целевой программы "Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание на 2002 - 2005 годы"
1. Наименование Программы | - Республиканская комплексная целевая программа "Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий, и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание на 2002-2005 годы" |
2. Основание для разработки Программы | - Указ Президента Российской Федерации от 02.11.93 N 1815 "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества"; постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.93 N 1003 "О домах ночного пребывания", от 05.11.95 N 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятий", от 08.06.96 N 670 "Об утверждении Примерного положения об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий""; приказ Министерства социальной защиты Российской Федерации от 06.05.94 N 66 "О мерах по совершенствованию организации социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий" |
3. Разработчики Программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Отдел исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай |
4. Цель Программы | - реализация гражданских, социальных и других прав бездомных и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание; развитие сети учреждений социозащитной направленности; формирование нормативной базы для решения вопросов социальной защиты лиц без определенного места жительства и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание |
5. Основные задачи Программы | - реализация прав граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, на медицинское обслуживание, труд, социальное обеспечение, социальную адаптацию; профилактика бродяжничества и попрошайничества |
6. Сроки реализации Программы | - 2002 - 2005 годы |
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - социальная реабилитация бездомных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание; уменьшение количества лиц без определенного места жительства и занятий; открытие учреждений социальной помощи для граждан без определенного места жительства и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание; медицинское обслуживание, трудоустройство, их социальное обеспечение; учет лиц без определенного места жительства и занятий; формирование нормативно-правовой базы по социальной защите лиц без определенного места жительства и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание; снижение преступности, предупреждение повторной судимости, оздоровление общества через социальную реабилитацию лиц без определенного места жительства и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание. |
8. Объемы и источники финансирования | федеральный бюджет - 2023 |
9. Система организации контроля за исполнением Программы | - Межведомственная комиссия Правительства Республики Алтай по социальной и трудовой реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание |
10. Исполнители Программы | - Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Отдел исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, Министерство внутренних дел Республики Алтай, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Алтай, Министерство здравоохранения Республики Алтай, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Республике Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Министерство образования и науки Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай, Региональное отделение федерального Фонда социального страхования по Республике Алтай, Комитет по туризму Республики Алтай, администрации районов и города |
В условиях реформирования экономики и структурной перестройки общественного производства, роста преступности обострились многие социальные проблемы, связанные с бездомными и гражданами, освобожденными из мест лишения свободы.
Известно, какое негативное влияние на состояние правопорядка в республике оказывают ранее судимые граждане. Одной из причин их социальной дезадаптации является высокий уровень социальной незащищенности: состояние здоровья (туберкулез, алкоголизм), утрата родственных связей, безработица, отсутствие жилья, негативное отношение со стороны общества.
Именно на эту категорию бывших осужденных приходится значительная доля повторно совершаемых преступлений, о чем свидетельствуют оперативные сводки.
За 2000 год из мест лишения свободы по Республике Алтай по разным основаниям освобождено 963 человека, в том числе 328 человек освобождено из учреждения ИР-91/1, 540 человек составляют граждане Республики Алтай, за 2001 г. освобождено 635 человек, в том числе 249 человек - жители г. Горно-Алтайска, 386 человек - жители районов Республики. 85 % освобожденных - в возрасте от 30 до 40 лет.
Действующая система и сложившаяся практика правового регулирования социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание, не обеспечивают в полной мере реализацию прав и законных интересов этих граждан.
Вследствие этого, в республике, обострились проблемы, сдерживающие решение вопросов по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание, освободившихся из мест заключения.
К этим проблемам относятся:
- низкоэффективная работа по предупреждению рецидивной преступности;
- отсутствие достаточного финансирования по оказанию материальной помощи лицам без определенного места жительства и лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, в целях их бытового устройства;
- выделение для этих граждан квотируемых рабочих мест на производстве;
- отсутствие стационарного социального учреждения для временного размещения лиц без определенного места жительства и лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, не имеющих жилья;
- отсутствие действенной системы оказания медицинской помощи лицам без определенного места жительства и лицам, отбывшим уголовное наказание.
Вышеперечисленные проблемы, усугубленные неадекватностью поведения лиц без определенного места жительства и лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, являются основной причиной возникновения повторного рецидива преступлений.
В связи с чем, необходима подготовка осужденных к жизни на свободе: через создание реабилитационных условий в учреждениях, исполняющих наказание, перед освобождением, которые позволят им с меньшими психологическими потерями адаптироваться в обществе.
Для этого необходимо в учреждениях, исполняющих наказание, создать реабилитационные отряды, оборудовать бытовые помещения.
Администрации отдела исполнения наказаний необходимо знать информацию о рынке труда, профессиональное обучения проводить с учетом спроса на рынке труда.
В работе, по подготовке осужденных к освобождению и их дальнейшей социальной адаптации, особую ценность приобретают общеобразовательное и профессиональное обучение.
Помочь осужденному получить образование, профессию - это важная социальная задача, способствующая лучшей адаптации его на свободе. Кроме того, человеку, находящемуся в местах лишения свободы, необходимо дать возможность заработать, чтобы, выйдя на свободу, он не встал вновь на преступный путь. Этому может способствовать размещение на предприятиях учреждений системы ОИН социальных государственных заказов на изготовление той или иной продукции.
Для упорядочения этой работы необходима координация усилий учреждений, исполняющих наказание, правоохранительных органов, органов труда и социального развития, занятости, образования, здравоохранения, психологической службы, органов исполнительной власти.
В 2000 году в гор(рай)отделы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось 68 человек, освобожденных из мест лишения свободы, из них 23 человека (35,9%) трудоустроены на постоянные и временные рабочие места, направлено на профессиональное обучение 7 человек (10,9%). В 2001 году в службу занятости республики обратились за содействием в трудоутройстве 74 гражданина, освобожденных из мест лишения свободы, из них 22 человека (29,7%) - трудустроены, в том числе 8 человек трудоустроены по рабочим специальностям в организации жилищно-коммунального, лесного, сельского хозяйства, как слабозащищенная категория граждан. Из обратившихся в службу занятости 62 человека (83,8 %) получили профориентационные услуги, 3 человека направлены на профобучение. На 31.12.01 14 человек имеют статус безработного и получают пособие.
Как правило, данная категория граждан имеет низкий образовательный и профессиональный уровень. В связи с чем, в качестве рабочей силы, они остаются невостребованными.
Из прибывших из мест лишения свободы в 2000 году органами здравоохранения республики взято на учет 48 человек, в 2001 году - 42 человека с активной формой туберкулеза.
Главные беды у заключенного начинаются, когда он перестал быть заключенным и освободился. Общество встречает вышедших из тюрем и колоний настороженно, а иногда проявляет враждебность. Освободившиеся не рассчитывают на поблажку, но вправе надеяться на обычное человеческое участие.
Ярлык "преступника" и, особенно, не единожды побывавшего в тюрьме, не только прочно прирастает к человеку, но и разрастается до таких размеров, что часто мешает разглядеть за ним личность во всем многообразии ее проявления.
Наткнувшись на отчужденность, недоверие бывшие преступники ожесточаются, замыкаются среди себе подобных и с большей легкостью оказываются снова там, куда зарекались, вполне искренне - больше не попадать.
В 2000 году 107 человек, в 2001 году - 98 человек, пробыв на свободе менее одного года, вновь осуждены за совершение преступления.
Оказание социальной помощи этой категории граждан не только дает им возможность вернуться к нормальному образу жизни, но и является своеобразной защитой от их возможных посягательств на имущество и здоровье населения со стороны бывших заключенных, улучшить в целом криминогенную обстановку.
Люди, отбывшие наказание, не должны быть изгнанниками и вправе рассчитывать на помощь со стороны общества и государства в обеспечении элементарных условий существования.
Для упорядочения этой работы необходима координация усилий правоохранительных органов, органов социальной защиты, занятости, здравоохранения, органов исполнительной власти, общественных организаций.
Назрела острейшая необходимость открытия центров социальной адаптации и помощи лицам, освобождаемым из учреждений, исполняющих наказание, разработки комплекса мер по содействию трудовой занятости, профессиональному обучению, в решении медицинских проблем, социально-бытового устройства, психологической помощи, помещения в социальные учреждения. Необходимо открытие учреждений временного размещения лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание. До принятия Государственной Думой Закона "О социальной защите лиц, отбывших уголовное наказание, и контроле за их поведением" следует начать практическую работу по формированию в Республике Алтай специальной системы комплексной социальной реабилитации и адаптации лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказание, которая должна реализовываться через комплексную республиканскую целевую программу .
Республиканская комплексная целевая программа "Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание на 2002-2005 годы" призвана создать необходимые условия для соблюдения конституционных прав и свобод лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание, законодательства Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации по совершенствованию организации социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий и лицам, отбывшим наказание, и предупреждения бродяжничества и попрошайничества.
Для достижения поставленной цели предусматривается принятие комплекса мер, способствующих получению лицами без определенного места жительства и занятий и лицами отбывшими наказание, социальных гарантий по медицинскому обслуживанию, трудоустройству, социальному обеспечению и реализации прав и свобод человека и гражданина.
В рамках исполнения Программы предусматривается открытие учреждений социозащитной направленности: Центра социальной адаптации, отделения учета лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание.
В целях социальной защиты лиц без определенного места жительства и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание, предусматривается их учет, разработка и принятие необходимых нормативных актов и документов.
Программой также предусмотрен ряд мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества.
Программа предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
1. Создание Центра социальной адаптации с отделением для малолетних.
2. Создание при комплексном Центре обслуживания населения отделения учета лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание.
3. Разработка нормативных актов и документов, регулирующих решение данной проблемы:
- положение о Центре социальной адаптации с отделением для малолетних;
- положение о городском отделении учета;
4. Оказание социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий и лицам, отбывшим наказание в учреждениях, исполняющих наказание, по следующим направлениям:
- организация профессионального обучения на базе ПУ на территории колонии по профессиям, востребованным на рынке труда, создание реабилитационных отрядов в учреждениях ОИН;
- социальная реабилитация, установление инвалидности, помещение в социальные учреждения осуществляется через органы труда и социального развития и подведомственные им учреждения;
- пенсионное обеспечение осуществляется через Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Алтай;
- трудоустройство, постановка на учет в качестве безработных, назначение и выплата пособий по безработице, привлечение к общественным работам и создание дополнительных рабочих мест, организация помощи в трудоустройстве на селе осуществляется через Департамент федеральной государственной службы занятости населения Республики Алтай;