ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 19 декабря 2006 года N 768-ЗТО


О референдуме Тульской области

(с изменениями на 1 июня 2020 года)

(в ред. Законов Тульской области от 16.09.2008 N 1086-ЗТО, от 07.10.2009 N 1341-ЗТО, от 05.07.2010 N 1452-ЗТО, от 03.12.2010 N 1504-ЗТО, от 03.03.2011 N 1546-ЗТО, от 20.07.2011 N 1607-ЗТО, от 30.09.2011 N 1642-ЗТО, от 03.12.2012 N 1845-ЗТО, от 01.04.2013 N 1894-ЗТО, от 15.07.2013 N 1974-ЗТО, от 03.03.2014 N 2063-ЗТО, от 01.04.2014 N 2099-ЗТО, от 28.05.2015 N 2304-ЗТО, от 25.09.2015 N 2359-ЗТО, от 28.01.2016 N 4-ЗТО, от 26.02.2016 N 12-ЗТО, от 01.06.2020 N 42-ЗТО)




Принят
Тульской областной Думой
7 декабря 2006 года
Постановление N 40/1701



Референдум Тульской области наряду со свободными и периодическими выборами, проводимыми на территории Тульской области, является высшим непосредственным выражением власти народа. Органы государственной власти Тульской области гарантируют свободное волеизъявление граждан Российской Федерации, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Закона, а также защиту демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме Тульской области.



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Основные принципы подготовки и проведения референдума Тульской области


1. Референдум Тульской области (далее - референдум) - голосование, проводимое среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Тульской области (далее - область), в целях решения наиболее важных вопросов государственного значения.


2. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.



Статья 2. Законодательство о референдуме, основные понятия и термины


1. Законодательство о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы (далее - законодательство Российской Федерации), Устав (Основной Закон) Тульской области (далее - Устав области), настоящий Закон, другие законы области и иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.


Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" установлены особенности подготовки и проведения референдума по соответствующему вопросу.


2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах.



Статья 3. Округ референдума


Округ референдума включает в себя всю территорию области.



Статья 4. Право на участие в референдуме


1. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, место жительства которого расположено на территории области, имеет право голосовать на референдуме, выступать с инициативой проведения референдума, образовывать или входить в инициативную группу по проведению референдума, в иные группы участников референдума, участвовать в агитации по вопросам референдума, наблюдении за проведением голосования, работой комиссий референдума, включая установление итогов голосования и определение результатов референдума, а также в осуществлении других действий по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Уставом области, настоящим Законом, иными законами области.


2. Гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям части 1 настоящей статьи, имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


3. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.



Статья 5. Вопросы (вопрос) референдума


1. На референдум могут быть вынесены только вопросы (вопрос), находящиеся (находящийся) в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы (указанный вопрос не урегулирован) Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.


2. Вопросы (вопрос) референдума (далее - вопросы референдума, вопрос референдума) не должны (не должен) ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.


3. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Федеральным законом, Уставом области или законом области могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум области.


В соответствии с законодательством Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдум, если область является одним из заинтересованных субъектов Российской Федерации.


4. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.


5. В соответствии с законодательством Российской Федерации на референдум не могут быть вынесены вопросы:


1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в Тульскую областную Думу (далее - областная Дума) либо об отсрочке указанных выборов;


2) о персональном составе органов государственной власти области;


3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;


4) о принятии или об изменении бюджета области, исполнении и изменении финансовых обязательств области;


5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.


6. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и перечисленных в настоящей статье, не допускается.



Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума


1. В соответствии с законодательством Российской Федерации референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории области или на ее части, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.


2. Областная Дума вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума законодательства Российской Федерации, Устава области, настоящего Закона, других законов области и иных нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.


3. Референдум не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса.



Статья 7. Подготовка и проведение референдума комиссиями референдума


1. Подготовка и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты прав граждан на участие в референдуме и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на комиссии референдума в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области.


2. Комиссии референдума в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан не допускается.


3. Решения и иные акты избирательной комиссии Тульской области (далее - избирательная комиссия области), а также решения иных комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, общественных объединений, организаций, должностных лиц и участников референдума. Решения и иные акты комиссий референдума не подлежат государственной регистрации.



Статья 8. Право на агитацию по вопросам референдума


1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе проводить агитацию по вопросам референдума в допускаемых законодательством Российской Федерации и настоящим Законом формах и законными методами.


2. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления и комиссии референдума в пределах своей компетенции обеспечивают гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области.


3. Инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума в случае их образования, общественным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения агитации по вопросам референдума, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.



Статья 9. Финансирование референдума


1. Расходы на подготовку и проведение референдума осуществляются за счет средств, выделенных из бюджета области.


2. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.


3. Иные группы участников референдума, в случае их образования, вправе создавать собственный фонд для финансирования своей деятельности, в том числе для агитации против проведения референдума, против участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум. На указанные фонды распространяются правила, установленные для фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.



Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА И ПОРЯДОК ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА



Статья 10. Инициатива проведения референдума


1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.


2. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума в количестве не менее 20 человек. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.


3. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, на уровне области или на уровне Российской Федерации не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума (далее - общественное объединение). В этом случае руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.



Статья 11. Порядок выдвижения инициативы проведения референдума


1. Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о ее регистрации в избирательную комиссию области.


2. В соответствии с законодательством Российской Федерации в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, каждого члена инициативной группы по проведению референдума, а также каждого из уполномоченных представителей. Инициативная группа по проведению референдума вправе назначить не более 30 уполномоченных представителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»