Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ"

Таблица 7

Объем доходов и расходов консолидированного бюджета Тульской области, (млн. руб.)


В структуре доходов консолидированного бюджета области за период 2003-2005 годы наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (94-95 процентов). В их составе около 90 процентов приходится на 4 доходных источника: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налоги на имущество. Влияние на рост доходов бюджета неналоговых доходов крайне незначительно, в общей сумме доходов бюджета области на их долю приходится не более 5-6 процентов.

Основным источником формирования доходов консолидированного бюджета области на протяжении последних лет остается налог на доходы физических лиц. Доля поступлений данного налога в общем объеме доходов консолидированного бюджета не опускается ниже 30 процентов. Среднегодовые темпы прироста поступлений данного налога составляют около 20 процентов. В этой связи объем поступлений налога вырос с 3411,6 млн. рублей в 2003 году до 4994,2 млн. рублей в 2005 году.

Удельный вес поступлений налога на прибыль в общем объеме доходов консолидированного бюджета в течение 2003-2005 годов неуклонно повышался. Если еще в 2003 году доходная часть консолидированного бюджета области формировалась за счет поступления налога на прибыль только на 17,3 процента, то уже в 2005 году доля этого налога на прибыль составила 27,6 процента. В абсолютном выражении ежегодные поступления налога на прибыль выросли с 1,6 млрд. рублей в год до 4,4 млрд. рублей, или в 2,8 раза. Это в первую очередь связано с ростом объемов промышленного производства в химической и перерабатывающих отраслях.

На долю акцизов в консолидированном бюджете области приходится порядка 12-15 процентов доходов. Формирование их за счет поступления акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории области, проходит крайне неравномерно. Общий объем ежегодных поступлений по данному налогу вырос с 1160,0 млн. рублей в 2003 году до 2121,4 млн. рублей в 2005 году. Суммы акцизов, формирующие доходную часть консолидированного бюджета, в основном складываются за счет продажи спирта, алкогольной продукции и пива.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от оказания платных услуг, продажи материальных и нематериальных активов и прочие неналоговые доходы в консолидированном бюджете области ежегодно составляют порядка 5-6 процентов, в частности, в 2003 году - 5,7 процента, в 2004 году - 5,3 процента, а в 2005 году - 6,3 процента. Так, в 2003 году поступило в консолидированный бюджет 518,7 млн. рублей, в 2004 году - 673,7 млн. рублей, в 2005 году - 998,9 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в данных доходах от 48 до 58 процентов занимают доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В суммарном выражении данные доходы консолидированного бюджета составляли в 2003 году - 295,9 млн. рублей, в 2004 году - 391,0 млн. рублей, в 2005 году - 474,0 млн. рублей.

Наиболее острой проблемой в финансово-бюджетной политике области является несбалансированность доходов и расходных обязательств бюджета области, которая возникла в результате недостаточно четкого разграничения предметов ведения между уровнями государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" значительно увеличились расходные полномочия области, что потребовало выделения дополнительных средств из бюджета области. В 2005 году за счет средств бюджета области было обеспечено финансирование предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, повышение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования, переданных области с федерального уровня.

Выводы

Область обладает достаточным экономическим потенциалом для развития. Существенными проблемами, сдерживающими ее социально-экономическое развитие, являются: старение населения и сокращения трудоспособного и экономически активного населения, снижение уровня качества жизни населения. Это происходит, несмотря на все усилия, которые прикладывают органы государственной власти области. Таким образом, область подошла к тому рубежу, когда требуется изменить подходы к государственному управлению и скорректировать систему управления финансами области.

Рациональным шагом в этом направлении представляется проведение комплексной и системной реформы системы управления финансами области, которая позволит путем внедрения новых подходов к организации управления в органах государственной власти изменить подходы к целеполаганию и взаимодействию с населением и хозяйствующими субъектами, расположенными на территории области.