Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ"

1.3. Проблемы системы финансов области и необходимость ее реформирования


Оценка текущего состояния системы управления финансами области показывает, что в ней есть ряд существенных проблем, которые требуют решения. Переход на управление по результатам является ключевым направлением проводимых реформ, что требует определения ключевых целей и задач, которые необходимо решить области, чтобы повысить качество управления финансами области и создать необходимую базу для перехода на бюджетирование, ориентированное на результат.

При проведении мероприятий по реформированию финансов области необходимо сконцентрироваться на следующих направлениях:

1) Система целеполагания и постановки задач, для решения которых расходуются бюджетные средства.

Одним из основных принципов финансирования в настоящее время является поддержание функционирования сложившейся сети бюджетных учреждений и органов государственной власти, так называемое сметное финансирование. Сегодня отсутствует четкая взаимосвязь между следующими показателями: направлениями расходов, определенными законом области о бюджете области на очередной год, приоритетными задачами, которые поставлены перед органами государственной власти области, и итогами непосредственной деятельности органов исполнительной власти области и бюджетных учреждений;

2) Система стимулирования субъектов бюджетного процесса, ориентированная на результат.

Субъекты бюджетного процесса не заинтересованы и не в состоянии планировать собственную деятельность на среднесрочную перспективу и повышать эффективность своего функционирования, поскольку существующие в области принципы бюджетного финансирования подразумевают только факт освоения выделенных средств, а не финансирование исходя из степени достижения поставленных результатов.

Таким образом, существующее устройство бюджетного процесса оказывает недостаточное мотивирующее воздействие на его субъекты;

3) Оценка потребностей и предпочтений получателей государственных услуг физическим и юридическим лицам.

{Слова "бюджетных услуг" заменены словами "государственных услуг физическим и юридическим лицам": Закон Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402}

Сегодня государственные услуги физическим и юридическим лицам предоставляются так, как это сложилось в предшествующие годы существования системы без учета их реальных потребностей. При этом отсутствуют инструменты анализа потребностей государственных услуг физическими и юридическими лицами и степени их удовлетворенности, которые применялись бы на постоянной основе.

{Абзац в новой редакции: Закон Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402}

Даже при сохранении существующего объема финансирования можно было бы добиться более высокой степени удовлетворенности потребителей и результативности бюджетных расходов;

4) Контроль качества предоставляемых государственных услуг физическим и юридическим лицам.

{Слова "бюджетных услуг" заменены словами "государственных услуг физическим и юридическим лицам": Закон Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402}

В отраслях социальной направленности (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, молодежная политика и аналогичные) нечетко определены механизмы и инструменты контроля качества предоставляемых потребителям государственных услуг. Это ведет к тому, что на фоне отсутствия механизма прогнозирования спроса на государственные услуги становится невозможным оценить качество их предоставления. В свою очередь, это ведет к невозможности оценить эффективность расходования бюджетных средств, а в последующем - делает невозможным переход на бюджетирование, ориентированное на результат.

{Абзац в новой редакции Закона Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402}

Таким образом, существующая система предоставления социальных услуг населению требует кардинального совершенствования по следующим направлениям: формирование перечня бюджетных услуг и установление стандартов качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам.

{Слова "бюджетных услуг" заменены словами "государственных услуг физическим и юридическим лицам": Закон Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402}

5) Система размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд.

Система размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд сегодня носит децентрализованный характер: осуществление закупок производится самостоятельно государственными заказчиками, представляющими интересы отраслевых департаментов. Систематической инвентаризации бюджетных расходов с целью их возможной реализации на конкурсной основе до настоящего времени не проводилось. Областной заказ формируется с учетом необходимости приобретения больших объемов одноименных товаров и услуг для государственных нужд по достаточно узкой номенклатуре. Методология формирования областного заказа сверх нормативных положений федерального уровня целенаправленно не разрабатывалась.

Таким образом, в сфере размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд:

- отсутствует связь между потребностями в закупках и планируемыми объемами государственных услуг физическим и юридическим лицам, что не позволяет оптимизировать расходы бюджета области и объективно оценивать потребность в товарах, работах и услугах органов исполнительной власти и подведомственных им бюджетных учреждений;

{Слова "бюджетных услуг" заменены словами "государственных услуг физическим и юридическим лицам": Закон Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402}

- отсутствует комплексная система оценки потребности в заказе и координация размещения заказов для областных нужд на уровне определенного органа исполнительной власти области, что, с одной стороны, создает определенную неупорядоченность в реализации процедур размещения заказов, а с другой, не позволяет оптимизировать расходы бюджета области через консолидацию информации о нуждах субъектов бюджетного планирования и последующего размещения консолидированных заказов на более выгодных условиях за счет увеличения объемов лотов;

6) Реализация инвестиционных проектов в объекты социальной инфраструктуры за счет средств бюджета области.

Сегодня в области за счет средств бюджета области реализуются преимущественно инвестиционные проекты по развитию социальной и инженерной инфраструктуры (далее - социальные и инфраструктурные проекты). Сложившаяся система отбора инвестиционных проектов для их реализации, а также последующего контроля имеет следующие недостатки:

- отсутствуют формализованные на уровне области механизмы оценки бюджетной (для инфраструктурных проектов) и социальной (для социальных проектов) эффективности, что не позволяет рассчитать и оценить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на их реализацию;

- отсутствуют инструменты отбора инвестиционных проектов, основанные на сценарном анализе и результатах оценки потребности населения в государственных услугах физическим и юридическим лицам;