РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ТРЕТИЙ СОЗЫВ

Четырнадцатое заседание

РЕШЕНИЕ

от 29 января 2002 г. N 14/1

О ВЫПОЛНЕНИИ В 2001 ГОДУ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА НА
2000-2004 ГОДЫ" И УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА 2002 ГОД

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 04.08.2000 N 107-ФЗ), Законом Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ), Федеральной программой развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.01 г. N 628-ПП "Об утверждении Областной государственной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области на 2002 год", Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.12.01 г. N 99/1 "Об утверждении Программы "Развитие системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2004 годы", руководствуясь статьей 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:

1. Отчет Управления образования администрации г. Екатеринбурга "О выполнении в 2001 году Программы "Развитие системы образования города Екатеринбурга на 2000-2004 годы" утвердить (Приложение 1).

2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы "Развитие системы образования города Екатеринбурга на 2000-2004 годы" на 2002 год (Приложение 2).

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".

5. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Москвина Е.А.).

Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ





Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 29 января 2002 г. N 14/1

ОТЧЕТ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2003 ГОДЫ" В 2001 ГОДУ

Социальная значимость образования в современном мире неизменно растет. Поэтому сфера образования была и остается сегодня одним из важнейших приоритетов в деятельности администрации города. В 2000 году Управление образования города в соответствии с требованиями Федеральной программы развития системы образования РФ на период до 2005 года и предложениями педагогической общественности разработало Программу "Развитие системы образования Екатеринбурга на 2000-2004 годы", которая была утверждена Постановлением Главы города от 26.07.2000 г. N 777 и Решением Екатеринбургской городской Думы от 19 декабря 2000 года N 99/1.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА В ИНТЕРЕСАХ ЕГО ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

Программа определила последовательность реализации государственной политики в сфере образования на обозначенный период и комплекс мер, гарантирующих права граждан на качественное образование и обеспечивающих основания для духовного развития, социальной компетентности и жизненной успешности жителей Екатеринбурга XXI века. Реализация большинства мероприятий Программы проходит в рамках текущего финансирования и не предусматривает выделения дополнительных средств из городского бюджета.

Финансирование сферы "Образование" в основном осуществляется за счет средств городского бюджета, в котором бюджет сферы "Образование" в 2001 году составил 31,4%, что свидетельствует о постоянном внимании к образовательному комплексу города со стороны администрации (в 1998 году на нужды системы образования было выделено 22,4% бюджета города). 87,3% бюджета сферы "Образование" уходит на заработную плату, коммунальные расходы и питание. Таким образом, на текущие расходы и развитие образовательных учреждений остается менее 13%.

В то же время важным источником финансирования в последнее время становятся средства международных фондов, выделяемые на поддержку и развитие общего образования в Екатеринбурге. В 2001 году продолжалась работа по реализации:

- грантов Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) "Обеспечение открытого доступа в Интернет на базе городского компьютерного центра и Екатеринбургского Дома Учителя" и "Центр подготовки руководителей" (общая стоимость проектов, ведущихся с 1999 года, составляет 38000 долларов);

- гранта в две тысячи долларов американской некоммерческой организации "Проект Гармония" по предпрофессиональной подготовке воспитанников детских домов на базе городского компьютерного центра по специальности "Компьютерная верстка и дизайн".

В 2001 году получен новый грант фонда Сороса в размере десяти тысяч долларов на поддержку деятельности школьных библиотек.

Определенную ресурсную поддержку системе общего образования оказывают и высшие учебные заведения (УрГУ, УрГПУ, УрГППУ) при проведении научно - практических конференций, круглых столов и обучающих семинаров для педагогических работников.

В последние годы заметен вклад в пополнение бюджета за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг. В 2001 году оказание таких услуг было пролицензировано 81 общеобразовательным учреждением города. Причем, если доходы школ от этого вида деятельности в 1998 году составляли 10 млн. руб., то в 2001 году они выросли в 2 раза и составили 22,4 млн. рублей. Нужно отметить, что разработанное Управлением Положение "Об оказании платных дополнительных образовательных услуг" (ПДОУ) позволило выстроить систему оказания ПДОУ в городе Екатеринбурге, а впоследствии, с выходом в 2001 году Федерального положения об оказании платных образовательных услуг, уточнить и конкретизировать последнее. Разработка Положения поддержана на уровне Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Еще одним важным источником пополнения бюджета сферы образования являются спонсорские средства. Как и в прошлые годы, спонсоры и родители оказали большую помощь в обновлении школьного оборудования и технических средств обучения. В этом году на внебюджетные средства в школах города приобретено:

видео-, аудиотехника - более 40 единиц,

школьная мебель - 30 класс - комплектов (этой мебели хватило бы на укомплектование одной школы - новостройки),

торгово - технологическое оборудование - 5 единиц,

мебель для столовой в 3 школах,

классные доски - более 40 штук,

бытовая мебель - более 50 единиц,

компьютерная техника - 10 единиц.

Таким образом, в 2001 году фактические расходы на укрепление материально - технической базы учреждений образования в целом по городу с учетом привлеченных родительских и спонсорских средств составили 60,0 млн. руб., причем расходы бюджета составили 35,0 млн. руб.).

Все это позволило не только сохранить, но и в определенной мере способствовать укреплению материально - технической базы сферы образования города.

В рамках реализации Программы "Развитие системы образования города Екатеринбурга на 2000-2004 годы" в 2001 году продолжалась работа по выполнению городской программы "Реконструкция ветхих и капитальный ремонт аварийных школ города на 2001 год". На ее реализацию из бюджета города было дополнительно выделено 56,5 млн. руб., из которых освоено по итогам 11 месяцев 54,0 млн. руб., что позволило ввести в эксплуатацию:

школу N 46 Орджоникидзевского района;

пристрой к лицею N 88 Кировского района;

школу N 64 Ленинского района;

спортивный зал школы N 15 Октябрьского района;

первую очередь МЦ "Холис" Управления образования;

капитально отремонтировать школу N 25 Верх - Исетского района.

Продолжатся работы по капитальному ремонту школы N 25 Верх Исетского, школы - интерната N 16 Железнодорожного, школ N 67 и 77 Орджоникидзевского, строительство пристроя к лицею N 135 Чкаловского районов, бани - прачечной в детском доме "Малый Исток" Управления образования. Финансовые итоги исполнения бюджета сферы "Образование" и План выполнения мероприятий Программы "Развитие системы образования города Екатеринбурга на 2000-2004 годы" за 2001 год (итоги за 2001 год) представлены в Приложении к отчету Управления образования. Бюджет сферы образования города исполнен практически на 100%, остаток ассигнований составляет 14 млн. руб. В то же время в декабре только на выплату заработной платы потребуется более 60 млн. руб. и почти 10 млн. руб. на питание в дошкольных образовательных учреждениях, школах и детских домах. Кроме того, долг учреждений образования города за коммунальные платежи составляет на сегодня 38,5 млн. руб.

В городе Екатеринбурге в настоящее время проживает более 165 тысяч детей и подростков, для полного обеспечения потребностей которых в городе создан ряд образовательно - воспитательных систем. Это:

- система, включающая в себя основной контингент детей и подростков, учитывающая возрастные, психологические, физиологические и социальные нормы массового детского контингента города. К ней относятся общеобразовательные школы, многие дошкольные учреждения и большинство учреждений дополнительного образования. Всего в городе 217 муниципальных и 93 ведомственных дошкольных учреждений, 213 дневных общеобразовательных школ, 8 вечерних школ;

- система для детей, имеющих повышенную образовательную мотивацию. В нее входят гимназии и лицеи, которых в 2001 году в Екатеринбурге работает 35, в том числе 23 гимназии (в 2000 году их было 20); 11 лицеев (в прошлом году - 9), развивающие центры и службы разного уровня. В 2001 году начала работу прогимназия "Монтессори". В рамках проекта "Одаренный ребенок" Программы "Развитие системы образования города Екатеринбурга на 2000-2004 годы" была открыта консультативная служба для детей этой категории с целью создания необходимых условий для их дальнейшего развития по индивидуальным программам;

- особого подхода требуют дети, имеющие проблемы в умственном и физическом развитии. Созданная для них система обеспечивает одновременно обучение, лечение и медико - психологическую поддержку. В городе работают специализированные дошкольные и школьные учреждения, 12 специализированных школ - интернатов и некоторые учреждения профессионального образования, 10 психолого медико - педагогических комиссий, 6 центров психолого - медико педагогической поддержки и реабилитации. Не может не вызывать тревогу, что общее число детей в специальных (коррекционных) классах в 2001 году составило 7101 человек, что на 1431 больше, чем в 2000 году. Это свидетельствует о необходимости объединения усилий органов здравоохранения, социальной защиты, других заинтересованных ведомств для преодоления этих негативных тенденций, тем более, что демографическое положение в городе в силу известных социально - экономических причин девяностых годов остается сложным;

- система для детей и подростков с девиантным поведением. Управлением образования в 2001 году на базе школы - интерната N 124 были созданы условия для открытия группы для девочек, совершивших социально опасные деяния.

Основой для функционирования и развития всех названных систем непрерывного общего образования сегодня являются дошкольное образование и воспитание.

Существующая сеть дошкольного образования позволяет обеспечить местами 56% детей от 1 года до 7 лет, в том числе 70% детей с трехлетнего возраста. В среднем по России эта цифра составляет 53%. В настоящее время в городе функционируют 217 муниципальных (в 2000 году - 222), 93 ведомственных (в 2000 году - 148) и пять дошкольных отделений при школах (в 2000 году - 3). Резкое снижение количества ведомственных детских садов связано со сменой методики их подсчета (с 2001 года учитываются только действующие детские сады).

В 2001 году удалось не только сохранить, но и несколько увеличить сеть специализированных дошкольных учреждений.

Детские сады компенсирующего вида:

2000 год - 37 (в них детей - 2770);

2001 год - 40 (в них детей - 2956)

Детские сады комбинированного вида:

2000 год - 59 (в них детей - 8560)

2001 год - 63 (в них детей - 8934)

В городе создан ряд комплексов "Детский сад - школа" и поддерживается сеть детских садов повышенной комфортности (за счет введения в штатное расписание дополнительных ставок психологов, преподавателей ИЗО, хореографии, плавания, социальных педагогов, врачей, оснащения компьютерных, физиотерапевтических кабинетов, соляных шахт, саун), садов с широким спектром образовательных и оздоровительных услуг (ДОУ N 152 "Аистенок" Верх - Исетского, N 389, 547, 113 Кировского и др.). Норматив затрат на содержание ребенка в ДОУ, утвержденный Постановлением Главы города, в первом полугодии 2001 года составил 900 рублей, в том числе родительская плата - 180 рублей, причем для многодетных семей она составила 90 рублей. Во втором полугодии норматив затрат составил 1100 рублей, в том числе родительская плата - 220 и 110 рублей соответственно.

Наряду с перечисленными выше позитивными результатами деятельности системы дошкольного образования необходимо отметить и проблемы:

Впервые за многие годы возникли очереди для устройства детей в дошкольные образовательные учреждения практически во всех районах города.

20% дошкольных учреждений нуждаются в проведении капитального ремонта, для реализации программ нового поколения необходимо существенное обновление материально - технической базы.

Если в дошкольных учреждениях наметилась устойчивая тенденция к росту контингента, то в общеобразовательных школах налицо сокращение контингента учащихся. Так, в этом году учащихся в школах города стало меньше на 7,5 тысяч, что привело при сохранении сети общеобразовательных учреждений к некоторому сокращению наполняемости классов и снижению коэффициента сменности. В среднем наполняемость снизилась с 28 в 1998 году до 25, а коэффициент сменности уменьшился за этот же период с 2,2 до 1,4. В ближайшее время по прогнозам статистиков нас ждет продолжение сокращения контингента учащихся, связанное с падением рождаемости в 90-х годах, а это, в случае сохранения существующей сети образовательных учреждений, несомненно, позволит обеспечить должное качество общего образования в городе.

Сегодня можно с уверенностью говорить о качественном развитии системы в целом. В этой связи необходимо отметить:

- постоянное увеличение количества выпускников, удостоенных медалями "За особые успехи в учении". В этом году выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении", в городе 768 (в 2000 - 660), золота удостоен 251 выпускник (в 2000 году - 202), серебра - 517 (в 2000 году - 459);

- рост качества образования, о чем свидетельствуют и результаты фестиваля "Юные интеллектуалы Екатеринбурга". Растет число его участников; если в 1999 году в нем приняли участие 12% школьников, в 2000 году - 22,8%, то в 2001 году - уже 35%. Итоги фестивальных мероприятий подтверждают тенденцию повышения качества екатеринбургского образования. 50% победителей областных мероприятий - это учащиеся Екатеринбурга. 23 школьника стали победителями Всероссийских олимпиад. Всего на проведение городского фестиваля из городского бюджета было выделено 200 тыс. рублей;

- увеличение на 20% числа выпускников 9 классов, обучающихся без троек в сравнении с прошлым годом;

- 94% выпускников продолжают обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, причем число учащихся, рекомендованных к зачислению по итогам совмещенных экзаменов, достигло в 2001 году 70% (в 1999 - 56%);

- число учащихся, закончивших 11 класс со справкой, т. е. не прошедших итоговую аттестацию, сократилось со 150 человек в 1999 г. и 104 человек в 2000 г., до 91 ученика в 2001 году;

- общее количество детей, оставленных на второй год, - 1223 (менее 1% от общего количества детей и подростков), что на 59 человек меньше, чем в 2000 году.

Но в то же время количество детей, оставленных на повторное обучение в 9 классе, составило в 2001 году 187 учащихся, что на 43 человека больше, чем в 2000 году. Этой острой проблеме мы будем уделять самое пристальное внимание и в последующие годы.

В два раза снизилось количество детей, уклоняющихся от учебы. В этом году таких учащихся было выявлено 155, что составляет менее 0,1% от общего числа обучающихся, в то время как в 2000 году количество таких детей и подростков достигало 314 человек. Этому способствовала большая работа по реализации Программы "Развитие системы образования города Екатеринбурга на 2000-2004 годы", где обеспечению обязательности основного общего образования отведено особое место. Необходимо отметить, что на постоянной основе ведется работа по возвращению в образовательные учреждения несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы. Только в период с 01.09.01 удалось вернуть в школу 93 учащихся, тогда как в 2000 году - 63 человека.

Профилактическая работа с учащимися "группы риска" строится на комплексной основе. При этом особое внимание уделяется проблемам социально дезадаптированных детей и подростков. В городе 2 раза в год проводится рейд "Безнадзорные дети", в ходе которого органами социальной защиты оказывается помощь детям, не посещающим образовательные учреждения, выявленным в ходе рейдов. Большое внимание в 2001 году было уделено проведению межведомственной операции "Подросток", в ходе которой было выявлено 46 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Всем им была оказана конкретная помощь. Во всех образовательных учреждениях имеются банки данных на учащихся, требующих повышенного педагогического внимания. Анализ причин непосещения образовательных учреждений учащимися в 2001 году показал, что у 49,2% учащихся это связано с отсутствием контроля со стороны родителей, у 39% - с нежеланием продолжать учебу. Нужно отметить, что из-за тяжелого материального положения семей работает 1,4% детей и подростков этой категории, а в 1,4% случаев родители препятствуют посещению школы детьми. 9% выявленных во время рейдов детей не приступили к занятиям в связи со сменой места жительства. К этой категории в основном относятся дети из семей мигрантов, которые прибыли в Екатеринбург из стран СНГ и не владеют русским языком, что создает дополнительные проблемы с их обучением.

Управление образования города, органы управления образования осуществляют постоянный контроль за выполнением требований Закона "Об образовании" в части обязательности получения основного общего образования. С 1 сентября 2001 года в 7 общеобразовательных учреждениях нашего города (ОУ N 63 Верх - Исетского, N 73 Железнодорожного, Центр творчества Кировского, ОУ N 109 Ленинского, N 96 Октябрьского, N 27 Орджоникидзевского, N 197 Чкаловского районов) проводится эксперимент по введению должности инспектора по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по месту их обучения за счет средств областного бюджета, направленных на финансирование милиции общественной безопасности.

Много внимания уделяется Управлением образования профилактике зависимостей у детей и подростков. Если в 1999-2000 году в городе употребляли наркотические средства около 2000 детей и подростков, то в 2001 году их число снизилось до 813, из них употребляют наркотические средства 431 человек, у 382 - диагноз наркомания. Таким образом, наблюдается тенденция стабильного снижения числа подростков, употребляющих наркотики и состоящих на учете в наркологическом диспансере, что связано в первую очередь с организацией комплексной первичной профилактики в образовательных учреждениях. В рамках этой деятельности более 4500 педагогов, классных руководителей прошли подготовку по программе "Ресурсы здоровья", призванной обеспечить эффективную систему работы по пропаганде здорового образа жизни у несовершеннолетних. В 2001-2002 учебном году созданы два базовых кабинета и оборудованы уголки профилактики зависимостей у несовершеннолетних во всех школах города, где можно получить исчерпывающую информацию по данной проблеме взрослым и учащимся (всего на это направление программы израсходовано 415 тыс. руб.). Во всех образовательных учреждениях созданы условия по организации комплексной профилактики вредных привычек (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм). Таким образом, общими усилиями мы сумели повлиять на изменение уровня подростковой преступности: за 9 месяцев этого года он снизился на 22,9%, удельный вес подростковой преступности в расчете на 10 тысяч человек населения составил 5,1 (в области этот показатель выше в два раза - 10,7), отмечается и снижение количества учащихся, употребляющих наркотики.

Постоянно в поле зрения Управления образования в 2001 году находились вопросы:

- организация образовательного процесса на основе здоровьесберегающих педагогических технологий, что самым тесным образом связано с проблемами качества образования, профилактики зависимостей у детей и подростков;

- изучение в рамках мониторинга состояния качества физической подготовленности учащихся 9 классов. К сожалению, установлено, что у 27% учащихся слабо сформированы основные двигательные качества. Это потребовало разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса:

впервые были разработаны и переданы в образовательные учреждения города методические материалы и учебные пособия по данному направлению;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»