Фармацевтическая промышленность - одна из социально значимых отраслей промышленности - включает в себя производство фармацевтических субстанций, готовых лекарственных средств и иммунобиологических препаратов. Развитие фармацевтической промышленности находится в прямой зависимости от состояния экономики страны, прежде всего от динамики инвестиционных процессов.
В начале 90-х годов 85 процентов предприятий было акционировано и перешло в частную собственность, соответственно была ослаблена роль государства, инвестиции в промышленное строительство за период 1992 - 1997 годов сократились вдвое. В результате такой политики произошел переход российского рынка медикаментов уже в 1994 году более чем на 60 процентов в руки зарубежных фирм, а использование мощностей отечественных предприятий снизилось и составляло менее 30 процентов.
Для улучшения ситуации в отрасли постановлениями Правительства Российской Федерации были отменены ограничения по рентабельности, налоги на добавленную стоимость на лекарства и медицинскую технику, предоставлены льготы по налогу на прибыль для предприятий, выпускающих жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Серьезным импульсом в развитии отечественной фармацевтической промышленности стал дефолт 1998 года. Импорт к началу 1999 года сократился вдвое, что расширило возможности для собственного внутреннего производства. Однако устаревшее оборудование (износ выше 50 процентов) и чрезвычайно высокая конкуренция на фармацевтическом рынке требуют крупных инвестиций на модернизацию и развитие производства. Высокие темпы роста цен на электроэнергию привели к тому, что цены на отечественные фармацевтические субстанции существенно превысили импортные и отечественные субстанции, стали неконкурентоспособными.
Для изменения существующего положения в фармацевтической промышленности необходима единая государственная политика в области производства лекарственных препаратов, ассортимент которых приспособлен к структуре заболеваемости населения области, и стратегия реформирования и развития отрасли на ближайшую перспективу (до 2005 года).
Программа развития фармацевтической промышленности области на данный период должна базироваться на передовом отечественном и зарубежном опыте, содержать разработку основ реформирования производственной базы и ее технического перевооружения, установление путей повышения технического уровня выпускаемой продукции и приоритетов ее обновления, определение государственной политики в развитии отрасли.
Учитывая исключительную важность данной проблемы для социально-экономического развития Свердловской области, Правительство области приняло решение о разработке Программы развития фармацевтической промышленности на период до 2005 года.
Ведущий разработчик Программы - федеральное государственное унитарное предприятие "Уральский научно-исследовательский институт технологии медицинских препаратов".
В разработке Программы приняли участие: Отдел химической промышленности Министерства промышленности Свердловской области, Союз предприятий и организаций химической промышленности Свердловской области, Институт органического синтеза Уральского отделения Российской академии наук, открытое акционерное общество "Ирбитский химико-фармацевтический завод", открытое акционерное общество "Уралбиофарм", государственное унитарное предприятие "Екатеринбургское государственное предприятие по производству бактерийных препаратов", открытое акционерное общество "Уральский завод химических реактивов", государственное унитарное предприятие "Фармакор", открытое акционерное общество Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов". Центр военно-технических проблем биологической защиты научно-исследовательского института микробиологии Министерства обороны Российской Федерации, открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат" "Коксохимпроизводство" НТМК, общество с ограниченной ответственностью "Химтэк", закрытое акционерное общество "Химический завод" город Реж, государственное унитарное предприятие "Красноуральский химический завод", Ассоциация "Медицинские технологии", общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбургская фармацевтическая компания", общество с ограниченной ответственностью "Глобус-Урал", Уральская Государственная медицинская академия - кафедра фармакологии, общество с ограниченной ответственностью "АС-Бюро" (закрытое акционерное общество "Березовский фармацевтический завод"), закрытое акционерное общество "МФ-Урал", муниципальное образование город Лесной, Техноцентр "Лазерная диагностика и чистые технологии" государственное унитарное дочернее предприятие научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники, город Заречный Свердловской области.
Основания для разработки Программы:
- Постановление Правительства Свердловской области от 21.12.99 N 1443-ПП "О программе действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э. Росселя на 2000 - 2003 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 12-1, ст. 1392);
- Постановление Правительства Свердловской области от 29.06.2000 N 540-ПП "Об областном заказе на научно-исследовательские работы на 2000 год" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 6, ст. 612);
- "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации";
- Федеральная целевая программа "Развитие медицинской промышленности в 1998 - 2000 годах и на период до 2005 года", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 N 650;
- Областной закон "О лекарственном обеспечении граждан на территории Свердловской области" от 21 апреля 1997 года N 24-ОЗ (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 4, ст. 866).