Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 1998 года N 650


О федеральной целевой программе "Развитие медицинской промышленности
в 1998-2000 годах и на период до 2005 года"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 9 сентября 2004 года N 464

____________________________________________________________________

В целях реализации государственной политики в области развития медицинской промышленности и эффективного использования научно-технического и производственного потенциала отрасли, позволяющего значительно увеличить степень удовлетворения потребности лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и населения в современной медицинской продукции, Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года" (далее именуется - Программа).

2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство экономики Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации.

3. Финансирование Программы в 1998 году осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству экономики Российской Федерации на развитие медицинской промышленности.

4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на 1999 год включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджетных средств.

5. Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию оказывать содействие в освещении в средствах массовой информации хода реализации Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко


 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июня 1998 года N 650

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие медицинской
промышленности в 1998-2000 годах
и на период до 2005 года"

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Федеральная целевая программа "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года" (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", определяет основные направления, цели и приоритеты развития медицинской промышленности и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном и региональных уровнях и финансироваться как за счет средств федерального бюджета, так и прочих источников (из региональных бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, долгосрочных кредитов коммерческих банков, сторонних инвесторов и иностранных кредитов).

Программа является составной частью мер по закреплению и развитию наметившихся в медицинской промышленности положительных тенденций. Она базируется на следующих основных положениях Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации":

проведение государственной политики в области обеспечения населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения в необходимом ассортименте, объеме и по доступным ценам;

проведение государственной политики в области поддержки отечественных производителей лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения;

совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;

совершенствование системы закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

широкое использование финансового лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием и учреждений здравоохранения - медицинским оборудованием.

Медицинская промышленность России - одна из важнейших социально значимых отраслей народного хозяйства страны - включает в себя производство:

фармацевтических субстанций, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, лекарственного растительного сырья и изделий медицинского назначения;

медицинской техники (медицинских приборов и аппаратов, оборудования, инструментов).

Динамика развития промышленного комплекса отрасли в последние годы определялась сохранением спроса на медицинскую продукцию на внутреннем рынке, опережающим ростом издержек производства, конкуренцией со стороны зарубежных производителей. При этом уровень удовлетворения потребности здравоохранения в медицинской продукции отечественного производства снизился с 70-75 процентов в 1990 году до 30 процентов в 1997 году. Доля импортной продукции на российском рынке составляет около 70 процентов.

Важной составной частью медицинской промышленности является производство субстанций лекарственных средств. В 1992-1997 годах производство субстанций сократилось на 70 процентов. Номенклатура основных выпускаемых субстанций уменьшилась в два с лишним раза, коэффициент использования мощностей по выпуску субстанций синтетических лекарственных средств снизился до 20 процентов.

Медицинская промышленность является наукоемкой отраслью. Продолжительность разработки оригинального лекарственного препарата составляет 8-10 лет при стоимости инновационного цикла около 250 млн. долларов США.

В области разработки и производства медицинской техники по новым наукоемким технологиям, особенно в группах топической диагностики и жизнеобеспечения, имеется существенное отставание от зарубежных аналогов.

Медицинская техника, выпускаемая отечественной промышленностью, не позволяет реализовать все современные методики, необходимые для диагностики заболеваний.

Уровень оснащенности лечебно-профилактических учреждений медицинскими техническими средствами существенно отстает от мирового по количеству имеющихся в эксплуатации приборов и оборудования и по числу моделей, их надежности, качеству, метрологическим показателям.

Неблагоприятные тенденции, обусловленные нарастающим недофинансированием отрасли, сохраняются в инвестиционной политике, формирующей будущую структуру медицинской промышленности. Имеющиеся объемы капитальных вложений недостаточны для обеспечения расширенного воспроизводства.

Сложность, многопрофильность и специфичность выпускаемой фармацевтической продукции, медицинской техники и технологического оборудования требуют систематической государственной поддержки и совершенствования механизма внедрения научно-технических достижений.

Решение вопросов развития медицинской промышленности неразрывно связано с проблемами формирования эффективной системы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений и населения, поэтому важными проблемами являются оптимизация системы распределения медицинской продукции и создание современной инфраструктуры сбытовой сети.

В сфере оптовой торговли медицинской продукцией отмечается высокий для России уровень развития рыночных отношений. В настоящее время на фармацевтическом рынке работают более 3500 различных оптовых компаний, большинство которых являются частными.

Несовершенная система ценообразования в оптовой и розничной торговле медицинской продукцией ставит в неравные условия отечественных и иностранных производителей лекарственных средств.

Существуют большие различия в ценах на лекарства на региональном уровне. В результате большого количества этапов прохождения препаратов через систему распределения розничная цена часто является неоправданно высокой. Это приводит к дополнительному расходованию бюджетных средств, поскольку 70 процентов обращающихся на рынке лекарственных средств оплачивается за счет бюджетов всех уровней и фондов обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения единого подхода при формировании цен на импортную и отечественную медицинскую продукцию необходимо внести соответствующие изменения в действующий порядок ценообразования.

Решение указанных проблем возможно только при усилении государственного участия в разработке и реализации задач развития медицинской промышленности.

В этой связи разработка программных мероприятий в области развития медицинской промышленности приобретает исключительно важное значение и позволяет обеспечить упорядочение организационных, структурных, финансово-экономических принципов функционирования медицинской промышленности на федеральном и региональном уровнях.

Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:

развитие отечественного производства медицинской продукции при тесном взаимодействии научно-исследовательских учреждений, проектных организаций, предприятий, торговых и аптечных организаций;

гарантированное обеспечение населения лекарственными, диагностическими и профилактическими средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой в рамках единого лечебно-диагностического процесса на основе разрабатываемых стандартов диагностики и лечения заболеваний, табелей оснащения лечебно-профилактических учреждений. Указанные меры позволят обеспечить экономически эффективное и рациональное использование лекарственных средств и медицинской техники;

разработка и внедрение оптимальных моделей закупок лекарственных средств для льготного и бесплатного обеспечения отдельных групп населения доступными, безопасными и эффективными лекарствами на основе перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемого Министерством здравоохранения Российской Федерации;

обеспечение контроля за рациональным использованием финансовых средств, выделяемых на закупку лекарств, изделий медицинского назначения и медицинской техники из бюджетных источников разного уровня и фондов обязательного медицинского страхования;

совершенствование системы налогового и таможенного регулирования импорта лекарственных средств, медицинской техники и комплектующих к ней, изделий медицинского назначения;

обеспечение контроля за ценами на лекарственные и диагностические средства, стоимость которых возмещается из государственного или местного бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования;

совершенствование системы государственной регистрации, обеспечивающей поступление на рынок эффективных и безопасных лекарственных средств, на основе организации государственной системы контроля безопасности и изучения побочных эффектов лекарственных средств и совершенствования системы государственного контроля качества и сертификации лекарственных средств;

введение государственного контроля за рекламой лекарственных средств;

совершенствование системы информирования врачей и потребителей продукции медицинского назначения, повышение профессионального уровня персонала, занятого в сфере здравоохранения, производства, поставок и розничной торговли продукцией медицинского назначения;

повышение требований к лицензированию фармацевтической деятельности и производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники с целью повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции медицинского назначения;

ведение ежегодного баланса спроса и предложения жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

создание системы информационного обеспечения в части выпускаемой и используемой в здравоохранении медицинской техники (организация системы мониторинга медицинской техники).

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основная цель Программы - развитие научно-технического и производственного потенциала медицинской промышленности с целью удовлетворения не менее чем на 70 процентов потребностей здравоохранения и населения за счет отечественных диагностических и лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники надлежащего качества.

Основными задачами Программы являются:

обеспечение в первоочередном порядке выпуска медицинской продукции для диагностики, профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний: сердечно-сосудистых, онкологических, психических, инфекционных (включая СПИД, гепатиты, туберкулез, краснуху и др.), сахарного диабета, а также для охраны здоровья матери и ребенка;

формирование эффективной системы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений и населения;

разработка эффективного механизма привлечения финансовых средств коммерческих банков и других внебюджетных источников на развитие медицинской промышленности;

обеспечение развития малых предприятий в медицинской промышленности;

совершенствование системы мер по привлечению инвестиций в развитие медицинской промышленности;

стимулирование лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием и приборами;

гармонизация нормативно-правовой документации в области производства и реализации медицинской продукции с аналогичной документацией стран - членов Европейского союза;

реформирование и реструктуризация предприятий, научных и проектно-конструкторских организаций в медицинской промышленности;

осуществление мер          государственной           поддержки научно-исследовательских    и    опытно-конструкторских   работ   в медицинской   промышленности,    включая    поддержку    питомников лабораторных животных;

создание современной системы организационно-экономического и информационно-аналитического обеспечения в сфере производства и реализации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, а также в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

техническое перевооружение, реконструкция, расширение и новое строительство предприятий на базе прогрессивных технологий за счет всех источников финансирования;

производство импортозамещающей продукции;

развитие экспортного потенциала;

развитие производства субстанций лекарственных средств;

развитие инфраструктуры на действующих предприятиях медицинской промышленности, направленной на охрану окружающей среды;

создание дополнительных рабочих мест за счет обеспечения ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей;

перепрофилирование ряда устаревших производств на выпуск новых, более эффективных видов медицинской продукции, внедрение новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования и средств автоматизации;

концентрация усилий на приоритетных направлениях и повышение эффективности научных исследований по разработке и освоению производства современных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, новых видов сырья и материалов, новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования и средств автоматизации;

разработка нормативно-правового и метрологического обеспечения медицинской промышленности.

Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия финансовых средств Программа определяет тактические (на 1998-2000 годы) и стратегические (на 2001-2005 годы) цели, которые достигаются поэтапно.

На первом этапе (1998-2000 годы) предполагается осуществить мероприятия, направленные на стабилизацию положения в медицинской промышленности, преодоление последствий финансового кризиса, в том числе путем поэтапного уменьшения кредиторско-дебиторской задолженности предприятий, реформирование и реструктуризацию предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, подготовку нормативно-правовой документации в области разработки, производства и реализации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения в целях гармонизации её с аналогичной документацией стран - членов Европейского союза, разработку эффективного механизма привлечения инвестиций в медицинскую промышленность, разработку мер государственной поддержки отраслевой науки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»