Одиннадцатое заседание
РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2001 г. N 11/7
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
НА 2001-2004 ГОДЫ
В соответствии с Законом РСФСР от 09.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в редакции Федерального закона от 10.07.01 г. N 93-ФЗ), в целях совершенствования системы экологического образования, формирования мировоззрения, развития экологической культуры и личной ответственности жителей города за состояние окружающей среды, руководствуясь статьями 7 и 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:
1. Утвердить целевую Программу экологического просвещения и образования жителей г. Екатеринбурга на 2001-2004 годы" (Приложение 1).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".
4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Москвина Е.А.).
Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ
Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 11 декабря 2001 г. N 11/7
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2001-2004 гг.
Паспорт Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Обоснование для разработки Программы . . . . . . . . . . .
2. Состояние экологического образования в г. Екатеринбурге. .
3. Обоснование необходимости выполнения Программы . . . . . .
4. Цели, задачи и направления реализации Программы . . . . .
5. Финансовое обеспечение Программы . . . . . . . . . . . . .
6. Механизм реализации Программы .. . . . . . . . . . . . . .
7. Социально - эколого - экономический эффект реализации
Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. Система программных мероприятий . . . . . . . . . . . . .
8.1. Экологическое образование в период детства, в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования . . . . . . . .
8.2. Экологическое образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального экологического образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.3. Дополнительное экологическое образование . . . . . .
8.4. Экологическое просвещение населения . . . . . . . . .
+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Программа экологического просвещения ¦
¦Программы ¦и образования жителей г. Екатеринбурга ¦
¦ ¦на 2001-2004 гг. ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Заказчик - ¦Администрация г. Екатеринбурга ¦
¦координатор ¦ ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Исполнители ¦Подразделения Администрации города и районов ¦
¦ ¦(Комитет по экологии и природопользованию, ¦
¦ ¦Управление образования, Управление по делам ¦
¦ ¦молодежи, Комитет по связям с общественностью ¦
¦ ¦и СМИ), Координационный совет по экологическому ¦
¦ ¦образованию и просвещению, учреждения общего ¦
¦ ¦и профессионального образования, организации, ¦
¦ ¦предприятия и отдельные граждане ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Цель Программы¦Формирование экологического мировоззрения, ¦
¦ ¦совершенствование системы экологического ¦
¦ ¦образования, развитие экологической культуры ¦
¦ ¦и личной ответственности жителей города ¦
¦ ¦за состояние окружающей среды ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Основные ¦- Экологическое просвещение, пропаганда, ¦
¦направления ¦ информирование населения и связь ¦
¦ ¦ с общественностью ¦
¦ ¦- Экологическое образование в период детства, ¦
¦ ¦ основного общего и среднего (полного) общего ¦
¦ ¦ и дополнительного образования ¦
¦ ¦- Экологическое образование в учреждениях ¦
¦ ¦ начального, среднего и высшего ¦
¦ ¦ профессионального образования ¦
¦ ¦- Дополнительное профессиональное экологическое ¦
¦ ¦ образование (переподготовка, повышение ¦
¦ ¦ квалификации и аттестация руководящих ¦
¦ ¦ работников и специалистов предприятий, ¦
¦ ¦ учреждений и органов управления) ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Задачи ¦- Совершенствование системы просвещения ¦
¦ ¦ и пропаганды экологических знаний среди ¦
¦ ¦ населения города ¦
¦ ¦- Формирование единого информационного ¦
¦ ¦ пространства в области экологического ¦
¦ ¦ просвещения и образования ¦
¦ ¦- Определение приоритетных направлений развития ¦
¦ ¦ системы экологического образования ¦
¦ ¦ в изменяющихся социально - экономических ¦
¦ ¦ условиях и Стратегии развития города ¦
¦ ¦ Екатеринбурга ¦
¦ ¦- Формирование нормативно - правовой, ¦
¦ ¦ методологической, научно - методической ¦
¦ ¦ и материально - технической базы экологического¦
¦ ¦ образования и просвещения ¦
¦ ¦- Планирование и координация взаимодействия ¦
¦ ¦ основных уровней и направлений системы ¦
¦ ¦ экологического просвещения и образования ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Сроки ¦2001-2004 гг. ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Объемы ¦Городской бюджет, средства городского целевого ¦
¦и источники ¦Муниципального фонда в составе бюджета ¦
¦финансирования¦муниципального образования "город Екатеринбург", ¦
¦Программы ¦направляемые на проведение мероприятий по охране ¦
¦ ¦окружающей природной среды, собственные средства ¦
¦ ¦исполнителей Программы и др. источники. ¦
¦ ¦Объем финансирования определяется ежегодно ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые ¦- Повышение уровня экологического сознания ¦
¦конечные ¦ и экологической культуры различных слоев ¦
¦результаты ¦ населения города ¦
¦ ¦- Развитие и совершенствование системы ¦
¦ ¦ непрерывного экологического просвещения ¦
¦ ¦ и образования населения города Екатеринбурга ¦
¦ ¦- Поддержка и участие населения города ¦
¦ ¦ в практических мероприятиях по охране ¦
¦ ¦ окружающей среды ¦
¦ ¦- Улучшение экологической обстановки ¦
¦ ¦ г. Екатеринбурга ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Система ¦- Результаты поэтапного выполнения мероприятий ¦
¦контроля ¦ Программы рассматриваются на заседаниях ¦
¦ ¦ Координационного Совета по экологическому ¦
¦ ¦ образованию и просвещению, Комитета по экологии¦
¦ ¦ и природопользованию, на Коллегиях ¦
¦ ¦ Администрации города и заседаниях городской ¦
¦ ¦ Думы ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Механизм ¦Заказчиком Программы является Администрация ¦
¦реализации ¦города. Реализация программных мероприятий ¦
¦ ¦осуществляется на основе договоров Исполнителей ¦
¦ ¦с Заказчиком. Согласованность действий всех ¦
¦ ¦заинтересованных сторон по реализации Программы ¦
¦ ¦обеспечивается деятельностью Координационного ¦
¦ ¦Совета по экологическому образованию ¦
¦ ¦и просвещению ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Разработчики ¦- Координационный Совет по экологическому ¦
¦Программы ¦ образованию и просвещению ¦
¦ ¦- Комитет по экологии и природопользованию ¦
¦ ¦ Администрации г. Екатеринбурга ¦
¦ ¦- Управление образования Администрации ¦
¦ ¦ г. Екатеринбурга ¦
+----------------------------------------------------------------+
Программа непрерывного экологического просвещения и образования г. Екатеринбурга разработана в соответствии с требованиями Закона РФ от 19.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в редакции Федерального закона от 10.07.01 г. N 93-ФЗ), Указа Президента РФ от 04.02.94 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Постановления Главы администрации Свердловской области от 14.04.95 г. N 186 "О разработке программы перехода Свердловской области на модель устойчивого развития", Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.98 г. N 1183-п "Об областной целевой программе "Совершенствование экологического образования в Свердловской области на 1999-2003 гг.", Решения Екатеринбургской городской Думы от 19.12.00 г. N 99/1 "Об утверждении программы развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2004 гг., Постановления Главы г. Екатеринбурга от 16.03.01 г. N 283 "Об утверждении сметы расходов средств городского целевого бюджетного муниципального Фонда, направляемых на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды г. Екатеринбурга в 2001 г.", Постановления Главы города Екатеринбурга от 12.02.01 г. N 150 "Об утверждении Сводной программы основных направлений деятельности администрации по социально - экономическому развитию города на 2001 год" (в редакции Постановления Главы города от 28.06.01 г. N 715).
Экологическое просвещение и образование в г. Екатеринбурге как инновационное направление и как ответная реакция на ухудшающуюся экологическую обстановку в городе появилось в середине 70-х годов.
Решающую роль в экологическом образовании обучающихся всех уровней сыграло освоение новых образовательных стандартов высшего профессионального образования, в которых экологическая составляющая была выделена как приоритетная (1995-1997 гг.). Многие учебные заведения г. Екатеринбурга использовали эту возможность для внесения в учебные планы различных курсов экологической направленности.
Наиболее значительный вклад в развитие экологического образования в г. Екатеринбурге внесли как государственные образовательные учреждения (школы N 63, 130, 32, 175, 9, 2, 35, 23, 138, 116, 3, 53, "Менталитет"), так и негосударственные ("Итальянский колледж", "Перспектива" и др.), в которых реализованы программы экологического образования школьников и созданы условия по формированию экологической культуры учащихся.
Начато внедрение комплексной системы непрерывного экологического образования школьников, начиная с первого класса, разработанной группой предприятий "Корус" совместно с МОУ "Городской учебно - методический центр экологического образования".
Определяющую роль в формировании экологической культуры юных горожан сыграла система дополнительного образования.
В ряде средних профессиональных учебных заведений города (Екатеринбургский колледж транспортного строительства, Автодорожный, государственный им. Ползунова, медицинский и педагогический городские колледжи) внедрены программы учебных экологических курсов и ведется подготовка дипломированных специалистов со средним профессиональным экологическим образованием.
Большой опыт организации экологического образования накоплен в вузах г. Екатеринбурга. В высших учебных заведениях города реализованы программы непрерывной экологической подготовки студентов всех специальностей, в ряде вузов ведется подготовка дипломированных специалистов экологической направленности. Подготовка квалифицированных специалистов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов проводится в УГЛТА, УГТУ-УПИ, УГЮА, УГГГА, УГЭУ, по инженерной защите окружающей среды - в УГЛТА, УГГГА, УрГУПС. Уральским государственным университетом и Уральским государственным педагогическим университетом ведется подготовка преподавателей экологии и учителей экологии для системы образования.
Вузами города созданы и читаются более 20 оригинальных экологических курсов (УрГУ, УГЛТА, УГТУ-УПИ, УрГПУ, УГГГА, УрГЭУ, УГАХА), разработано и издано 26 учебных пособий, более 100 методических разработок, 56 компьютерных программ. Реализуются новые технологии обучения на основе банков экологических знаний (УГТУ-УПИ, УГЛТА), АРМ "Экология" (УГТУ-УПИ), универсальных учебно - тренажерных экологических комплексов (УрГПУ).
В ряде вузов (УрГУ, УГТУ-УПИ, УГЛТА, УГГГА, УрГПУ) для реализации практического экологического образования созданы научно - учебные лаборатории, развитие которых позволит расширить в г. Екатеринбурге масштабы информационного обеспечения экологического образования, общей, прикладной и инженерной экологии.
Накоплен положительный опыт дополнительного экологического образования (переподготовка кадров, повышение квалификации, аттестация руководящих кадров производства и управления) в УГТУ-УПИ, УГЛТА, УрГУПС и др. вузах города, а также экологического просвещения населения с участием общественных организаций (Областной Совет ВООП, Уральский экологический союз (УЭС), Свердловское региональное отделение Экологической Академии Российской Федерации (СРО РЭА), Региональное Уральское отделение Академии инженерных наук Российской Федерации (РУО АИН РФ) и др.) и средств массовой информации (газеты "Ключ Земли", "Вестник УЭС", "Отчий край").
Позитивную роль в развитии экологического просвещения и образования населения города Екатеринбурга, безусловно, сыграли научные учреждения (Институт экологии растений и животных, Ботанический сад, Институт промышленной экологии УрО РАН, Институт комплексного использования и охраны водных ресурсов и др.), государственные экологические службы, музейные фонды, общественные организации и движения, средства массовой информации.
Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на неблагоприятную экологическую обстановку в городе, существенно снизилась значимость экологических проблем в общем спектре интересов населения города в связи с ухудшением экономического положения. Оценка состояния экологического просвещения и образования жителей г. Екатеринбурга свидетельствует о недостаточном уровне экологической культуры всех слоев населения. Это выражается в неудовлетворительном санитарно - гигиеническом состоянии улиц, дворов, парков, водоемов города; низком качестве городского воздуха, воды и почвы; нерациональном использовании природных ресурсов города; отсутствии постоянного эффективного общественного контроля за состоянием окружающей среды и ее разрушителями.
Назрела необходимость координации работы организаций, учреждений, государственных служб в области экологического образования и просвещения, создания целостной системы непрерывного экологического образования.
Разработка данной Программы является актуальной, город в настоящее время имеет определенные стартовые условия для создания и реализации системы непрерывного экологического образования.
Программа ориентирована в первую очередь на молодежь, обучающуюся в образовательных учреждениях города (более 300 тыс. чел.). Экологическое воспитание, просвещение и образование молодежи, несомненно, вовлечет в этот процесс большую часть взрослого населения (родственников, соседей).
Таким образом, Программа направлена на создание основ комплексной системы экологического просвещения населения и экологического образования разных уровней населения г. Екатеринбурга.
Выполнение Программы позволит: продолжить практическую реализацию Стратегии развития г. Екатеринбурга; заложить основы комплексного и систематического формирования экологического мировоззрения у молодых жителей города; повысить уровень экологической культуры городских жителей и их личную ответственность за состояние окружающей среды; продолжить формирование общественного мнения о приоритетности работы Администрации города с молодежью, важности духовной составляющей в облике жителя г. Екатеринбурга, которая, несомненно, окажет свое позитивное влияние и на экономику города.