РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ТРЕТИЙ СОЗЫВ

Одиннадцатое заседание

РЕШЕНИЕ

от 11 декабря 2001 г. N 11/7

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
НА 2001-2004 ГОДЫ

В соответствии с Законом РСФСР от 09.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в редакции Федерального закона от 10.07.01 г. N 93-ФЗ), в целях совершенствования системы экологического образования, формирования мировоззрения, развития экологической культуры и личной ответственности жителей города за состояние окружающей среды, руководствуясь статьями 7 и 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:

1. Утвердить целевую Программу экологического просвещения и образования жителей г. Екатеринбурга на 2001-2004 годы" (Приложение 1).

2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".

4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Москвина Е.А.).

Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ





Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 11 декабря 2001 г. N 11/7

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2001-2004 гг.

Екатеринбург 2001 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Паспорт Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Обоснование для разработки Программы . . . . . . . . . . .

2. Состояние экологического образования в г. Екатеринбурге. .

3. Обоснование необходимости выполнения Программы . . . . . .

4. Цели, задачи и направления реализации Программы . . . . .

5. Финансовое обеспечение Программы . . . . . . . . . . . . .

6. Механизм реализации Программы .. . . . . . . . . . . . . .  

7. Социально - эколого - экономический эффект реализации

       Программы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8. Система программных мероприятий  . . . . . . . . . . . . .

8.1. Экологическое образование в период детства, в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования  . . . . . . . .

       8.2. Экологическое образование в учреждениях начального,  среднего и высшего профессионального экологического образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

       8.3. Дополнительное экологическое образование  . . . . . .

       8.4. Экологическое просвещение населения . . . . . . . . .

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
экологического просвещения и образования жителей
г. Екатеринбурга на 2001-2004 гг.

+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование  ¦Программа экологического просвещения             ¦
¦Программы     ¦и образования жителей г. Екатеринбурга           ¦
¦              ¦на 2001-2004 гг.                                 ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Заказчик -    ¦Администрация г. Екатеринбурга                   ¦
¦координатор   ¦                                                 ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Исполнители   ¦Подразделения Администрации города и районов     ¦
¦              ¦(Комитет по экологии и природопользованию,       ¦
¦              ¦Управление образования, Управление по делам      ¦
¦              ¦молодежи, Комитет по связям с общественностью    ¦
¦              ¦и СМИ), Координационный совет по экологическому  ¦
¦              ¦образованию и просвещению, учреждения общего     ¦
¦              ¦и профессионального образования, организации,    ¦
¦              ¦предприятия и отдельные граждане                 ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Цель Программы¦Формирование экологического мировоззрения,       ¦
¦              ¦совершенствование системы экологического         ¦
¦              ¦образования, развитие экологической культуры     ¦
¦              ¦и личной ответственности жителей города          ¦
¦              ¦за состояние окружающей среды                    ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Основные      ¦- Экологическое просвещение, пропаганда,         ¦
¦направления   ¦  информирование населения и связь               ¦
¦              ¦  с общественностью                              ¦
¦              ¦- Экологическое образование в период детства,    ¦
¦              ¦  основного общего и среднего (полного) общего   ¦
¦              ¦  и дополнительного образования                  ¦
¦              ¦- Экологическое образование в учреждениях        ¦
¦              ¦  начального, среднего и высшего                 ¦
¦              ¦  профессионального образования                  ¦
¦              ¦- Дополнительное профессиональное экологическое  ¦
¦              ¦  образование (переподготовка, повышение         ¦
¦              ¦  квалификации и аттестация руководящих          ¦
¦              ¦  работников и специалистов предприятий,         ¦
¦              ¦  учреждений и органов управления)               ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Задачи        ¦- Совершенствование системы просвещения          ¦
¦              ¦  и пропаганды экологических знаний среди        ¦
¦              ¦  населения города                               ¦
¦              ¦- Формирование единого информационного           ¦
¦              ¦  пространства в области экологического          ¦
¦              ¦  просвещения и образования                      ¦
¦              ¦- Определение приоритетных направлений развития  ¦
¦              ¦  системы экологического образования             ¦
¦              ¦  в изменяющихся социально - экономических       ¦
¦              ¦  условиях и Стратегии развития города           ¦
¦              ¦  Екатеринбурга                                  ¦
¦              ¦- Формирование нормативно - правовой,            ¦
¦              ¦  методологической, научно - методической        ¦
¦              ¦  и материально - технической базы экологического¦
¦              ¦  образования и просвещения                      ¦
¦              ¦- Планирование и координация взаимодействия      ¦
¦              ¦  основных уровней и направлений системы         ¦
¦              ¦  экологического просвещения и образования       ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Сроки         ¦2001-2004 гг.                                    ¦
¦реализации    ¦                                                 ¦
¦Программы     ¦                                                 ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Объемы        ¦Городской бюджет, средства городского целевого   ¦
¦и источники   ¦Муниципального фонда в составе бюджета           ¦
¦финансирования¦муниципального образования "город Екатеринбург", ¦
¦Программы     ¦направляемые на проведение мероприятий по охране ¦
¦              ¦окружающей природной среды, собственные средства ¦
¦              ¦исполнителей Программы и др. источники.          ¦
¦              ¦Объем финансирования определяется ежегодно       ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые     ¦- Повышение уровня экологического сознания       ¦
¦конечные      ¦  и экологической культуры различных слоев       ¦
¦результаты    ¦  населения города                               ¦
¦              ¦- Развитие и совершенствование системы           ¦
¦              ¦  непрерывного экологического просвещения        ¦
¦              ¦  и образования населения города Екатеринбурга   ¦
¦              ¦- Поддержка и участие населения города           ¦
¦              ¦  в практических мероприятиях по охране          ¦
¦              ¦  окружающей среды                               ¦
¦              ¦- Улучшение экологической обстановки             ¦
¦              ¦  г. Екатеринбурга                               ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Система       ¦- Результаты поэтапного выполнения мероприятий   ¦
¦контроля      ¦  Программы рассматриваются на заседаниях        ¦
¦              ¦  Координационного Совета по экологическому      ¦
¦              ¦  образованию и просвещению, Комитета по экологии¦
¦              ¦  и природопользованию, на Коллегиях             ¦
¦              ¦  Администрации города и заседаниях городской    ¦
¦              ¦  Думы                                           ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Механизм      ¦Заказчиком Программы является Администрация      ¦
¦реализации    ¦города. Реализация программных мероприятий       ¦
¦              ¦осуществляется на основе договоров Исполнителей  ¦
¦              ¦с Заказчиком. Согласованность действий всех      ¦
¦              ¦заинтересованных сторон по реализации Программы  ¦
¦              ¦обеспечивается деятельностью Координационного    ¦
¦              ¦Совета по экологическому образованию             ¦
¦              ¦и просвещению                                    ¦
+--------------+-------------------------------------------------¦
¦Разработчики  ¦- Координационный Совет по экологическому        ¦
¦Программы     ¦  образованию и просвещению                      ¦
¦              ¦- Комитет по экологии и природопользованию       ¦
¦              ¦  Администрации г. Екатеринбурга                 ¦
¦              ¦- Управление образования Администрации           ¦
¦              ¦  г. Екатеринбурга                               ¦
+----------------------------------------------------------------+

1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Программа непрерывного экологического просвещения и образования г. Екатеринбурга разработана в соответствии с требованиями Закона РФ от 19.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в редакции Федерального закона от 10.07.01 г. N 93-ФЗ), Указа Президента РФ от 04.02.94 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Постановления Главы администрации Свердловской области от 14.04.95 г. N 186 "О разработке программы перехода Свердловской области на модель устойчивого развития", Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.98 г. N 1183-п "Об областной целевой программе "Совершенствование экологического образования в Свердловской области на 1999-2003 гг.", Решения Екатеринбургской городской Думы от 19.12.00 г. N 99/1 "Об утверждении программы развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2004 гг., Постановления Главы г. Екатеринбурга от 16.03.01 г. N 283 "Об утверждении сметы расходов средств городского целевого бюджетного муниципального Фонда, направляемых на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды г. Екатеринбурга в 2001 г.", Постановления Главы города Екатеринбурга от 12.02.01 г. N 150 "Об утверждении Сводной программы основных направлений деятельности администрации по социально - экономическому развитию города на 2001 год" (в редакции Постановления Главы города от 28.06.01 г. N 715).

2. СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОСВЕЩЕНИЯ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Экологическое просвещение и образование в г. Екатеринбурге как инновационное направление и как ответная реакция на ухудшающуюся экологическую обстановку в городе появилось в середине 70-х годов.

Решающую роль в экологическом образовании обучающихся всех уровней сыграло освоение новых образовательных стандартов высшего профессионального образования, в которых экологическая составляющая была выделена как приоритетная (1995-1997 гг.). Многие учебные заведения г. Екатеринбурга использовали эту возможность для внесения в учебные планы различных курсов экологической направленности.

Наиболее значительный вклад в развитие экологического образования в г. Екатеринбурге внесли как государственные образовательные учреждения (школы N 63, 130, 32, 175, 9, 2, 35, 23, 138, 116, 3, 53, "Менталитет"), так и негосударственные ("Итальянский колледж", "Перспектива" и др.), в которых реализованы программы экологического образования школьников и созданы условия по формированию экологической культуры учащихся.

Начато внедрение комплексной системы непрерывного экологического образования школьников, начиная с первого класса, разработанной группой предприятий "Корус" совместно с МОУ "Городской учебно - методический центр экологического образования".

Определяющую роль в формировании экологической культуры юных горожан сыграла система дополнительного образования.

В ряде средних профессиональных учебных заведений города (Екатеринбургский колледж транспортного строительства, Автодорожный, государственный им. Ползунова, медицинский и педагогический городские колледжи) внедрены программы учебных экологических курсов и ведется подготовка дипломированных специалистов со средним профессиональным экологическим образованием.

Большой опыт организации экологического образования накоплен в вузах г. Екатеринбурга. В высших учебных заведениях города реализованы программы непрерывной экологической подготовки студентов всех специальностей, в ряде вузов ведется подготовка дипломированных специалистов экологической направленности. Подготовка квалифицированных специалистов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов проводится в УГЛТА, УГТУ-УПИ, УГЮА, УГГГА, УГЭУ, по инженерной защите окружающей среды - в УГЛТА, УГГГА, УрГУПС. Уральским государственным университетом и Уральским государственным педагогическим университетом ведется подготовка преподавателей экологии и учителей экологии для системы образования.

Вузами города созданы и читаются более 20 оригинальных экологических курсов (УрГУ, УГЛТА, УГТУ-УПИ, УрГПУ, УГГГА, УрГЭУ, УГАХА), разработано и издано 26 учебных пособий, более 100 методических разработок, 56 компьютерных программ. Реализуются новые технологии обучения на основе банков экологических знаний (УГТУ-УПИ, УГЛТА), АРМ "Экология" (УГТУ-УПИ), универсальных учебно - тренажерных экологических комплексов (УрГПУ).

В ряде вузов (УрГУ, УГТУ-УПИ, УГЛТА, УГГГА, УрГПУ) для реализации практического экологического образования созданы научно - учебные лаборатории, развитие которых позволит расширить в г. Екатеринбурге масштабы информационного обеспечения экологического образования, общей, прикладной и инженерной экологии.

Накоплен положительный опыт дополнительного экологического образования (переподготовка кадров, повышение квалификации, аттестация руководящих кадров производства и управления) в УГТУ-УПИ, УГЛТА, УрГУПС и др. вузах города, а также экологического просвещения населения с участием общественных организаций (Областной Совет ВООП, Уральский экологический союз (УЭС), Свердловское региональное отделение Экологической Академии Российской Федерации (СРО РЭА), Региональное Уральское отделение Академии инженерных наук Российской Федерации (РУО АИН РФ) и др.) и средств массовой информации (газеты "Ключ Земли", "Вестник УЭС", "Отчий край").

Позитивную роль в развитии экологического просвещения и образования населения города Екатеринбурга, безусловно, сыграли научные учреждения (Институт экологии растений и животных, Ботанический сад, Институт промышленной экологии УрО РАН, Институт комплексного использования и охраны водных ресурсов и др.), государственные экологические службы, музейные фонды, общественные организации и движения, средства массовой информации.

3. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на неблагоприятную экологическую обстановку в городе, существенно снизилась значимость экологических проблем в общем спектре интересов населения города в связи с ухудшением экономического положения. Оценка состояния экологического просвещения и образования жителей г. Екатеринбурга свидетельствует о недостаточном уровне экологической культуры всех слоев населения. Это выражается в неудовлетворительном санитарно - гигиеническом состоянии улиц, дворов, парков, водоемов города; низком качестве городского воздуха, воды и почвы; нерациональном использовании природных ресурсов города; отсутствии постоянного эффективного общественного контроля за состоянием окружающей среды и ее разрушителями.

Назрела необходимость координации работы организаций, учреждений, государственных служб в области экологического образования и просвещения, создания целостной системы непрерывного экологического образования.

Разработка данной Программы является актуальной, город в настоящее время имеет определенные стартовые условия для создания и реализации системы непрерывного экологического образования.

Программа ориентирована в первую очередь на молодежь, обучающуюся в образовательных учреждениях города (более 300 тыс. чел.). Экологическое воспитание, просвещение и образование молодежи, несомненно, вовлечет в этот процесс большую часть взрослого населения (родственников, соседей).

Таким образом, Программа направлена на создание основ комплексной системы экологического просвещения населения и экологического образования разных уровней населения г. Екатеринбурга.

Выполнение Программы позволит: продолжить практическую реализацию Стратегии развития г. Екатеринбурга; заложить основы комплексного и систематического формирования экологического мировоззрения у молодых жителей города; повысить уровень экологической культуры городских жителей и их личную ответственность за состояние окружающей среды; продолжить формирование общественного мнения о приоритетности работы Администрации города с молодежью, важности духовной составляющей в облике жителя г. Екатеринбурга, которая, несомненно, окажет свое позитивное влияние и на экономику города.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»