ГУБЕРНАТОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 13 июня 2001 года N 444-УГ


О положении детей в Свердловской области и мерах по его улучшению

(с изменениями на 5 декабря 2007 года)

(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 N 1250-УГ)




В Свердловской области увеличилось количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей. Отмечается неблагоприятная динамика развития таких социально опасных явлений в детской среде, как наркомания, алкоголизм, преступность.


Особую обеспокоенность вызывает обострение проблемы социального сиротства, когда дети по различным причинам оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях.


В работе исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления в Свердловской области нет должной активности, исполнительности и ответственности в реализации федерального и областного законодательства по вопросам защиты прав детей и улучшения их положения во всех сферах жизнедеятельности.


Рассмотрев представленный Правительством Свердловской области государственный доклад "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2000 года, постановляю:


1. Утвердить государственный доклад "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2000 года (прилагается).


2. Правительству Свердловской области (Воробьев А.П.):


1) учесть выводы и предложения государственного доклада "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2000 года при разработке и реализации областных целевых программ по улучшению положения детей, женщин и семей в 2001 - 2003 годах;


2) до конца 2001 года принять постановление "О реализации концепции государственной семейной политики Российской Федерации в Свердловской области";


3) в месячный срок привести в соответствие с федеральным и областным законодательством порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Свердловской области, организации их работы и финансового обеспечения деятельности;


4) ежегодно разрабатывать и принимать межведомственную программу содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования в Свердловской области.


3. Утратил силу. - Указ Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 N 1250-УГ.


4. Министру общего и профессионального образования Свердловской области Нестерову В.В. в месячный срок на основании статьи 10 Областного закона от 19 марта 1998 года N 18-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Свердловской области" ("Областная газета" от 25.03.98 N 44) подготовить и представить на утверждение проект указа Губернатора Свердловской области "Об образовании областного общественного совета по опеке и попечительству".


5. Департаменту информации Губернатора Свердловской области (Левин А.Ю.) в июне - июле 2001 года совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Министерством социальной защиты населения Свердловской области, Министерством здравоохранения Свердловской области, Министерством культуры Свердловской области, Департаментом по делам молодежи Свердловской области подготовить предложения о выпуске специальных телерадиопрограмм по вопросам утверждения семейных ценностей, профилактики социального сиротства, преодоления безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области.


6. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на председателя Правительства Свердловской области Воробьева А.П.



Губернатор
Свердловской области
Э.Э.РОССЕЛЬ



Утвержден
Указом Губернатора
Свердловской области
от 13 июня 2001 г. N 444-УГ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД "О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" ПО ИТОГАМ 2000 ГОДА



Глава 1. ВВЕДЕНИЕ


Очередной ежегодный государственный доклад "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2000 года подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.93 N 848 "О реализации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживаемости, защиты и развития детей", со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ("Российская газета" от 05.08.98 N 147), Областным законом от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" ("Областная газета" 31.10.95 N 118), Указом Губернатора Свердловской области от 10 сентября 1998 года N 400 "О совершенствовании государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Свердловской области в современных условиях" (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 9, ст. 658), Указом Губернатора Свердловской области от 31 октября 2000 года N 632-УГ "Об утверждении государственного доклада "О положении детей в Свердловской области" по итогам 1999 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 10, ст. 1065).


В докладе представлены анализ положения детей в Свердловской области по широкому спектру вопросов за несколько лет, а также принятые меры и рекомендации по его улучшению. Он нацелен на привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти всех уровней к решению актуальных проблем детства.


Настоящий доклад свидетельствует о том, что положение детей в Свердловской области остается тревожным.


В 2000 году органами власти Свердловской области предприняты дальнейшие шаги по формированию и реализации государственной политики в отношении детей:


развивается нормативно-правовая база обеспечения прав детей;


расширяется деятельность структур, занимающихся проблемами семьи и детства в органах управления на областном и муниципальном уровнях;


укрепляется межведомственная координация решения детских проблем;


широко используется программно-целевой подход к решению проблем защиты детства;


предпринимаются меры для создания информационно-аналитической системы по проблемам детства, функционирующей на областном, муниципальном и межведомственном уровнях;


осуществляется социальное партнерство с различными общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными и негосударственными учреждениями, фондами и ассоциациями.


Значительно возрастает роль и значение единой стратегии действий по важнейшим направлениям социальной политики во всех муниципальных образованиях области с учетом специфики отдельных территорий, их возможностей, первоочередности стоящих задач.


Структура и содержание настоящего доклада отличаются рядом особенностей. Более подробное освещение получили вопросы, связанные с оздоровлением, отдыхом и трудоустройством несовершеннолетних, с организацией досуга детей и подростков, социальной защитой и социальным обслуживанием семьи и детей, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.


В приложении к докладу приведен перечень основных нормативных правовых актов по вопросам детства, в рамках которых осуществляется деятельность органов государственной власти Свердловской области по проблемам детства, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей за ряд лет.


Доклад по итогам 2000 года подготовлен Министерством социальной защиты населения Свердловской области под общим руководством заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И. на основе официальных данных государственной статистики, информационно-аналитических материалов по направлениям деятельности своего ведомства, а также материалов, которые представили (Свердловский областной комитет государственной статистики, Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, Главное управление внутренних дел Свердловской области, Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, Среднеуральское управление внутренних дел на транспорте, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области, федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области", Территориальный орган Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в Свердловской области, Департамент по делам молодежи Свердловской области, управление записи актов гражданского состояния Правительства Свердловской области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области.



Глава 2. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


В 2000 году продолжилась тенденция сокращения числа жителей Свердловской области. На начало 2001 года численность населения области составила 4582,4 тыс. человек и уменьшилась за год на 29,9 тыс. человек или на 0,65 процентов (приложение 2, таблица 1).


Определяющим фактором сложившейся демографической ситуации остается естественная убыль населения. В 2000 году число умерших превысило число родившихся почти в 2 раза (рождаемость на 1000 человек населения составила 8,3, а смертность - 16,4). Кратковременное сокращение естественной убыли населения в 1997 - 1998 годах в Свердловской области вновь сменилось ее ростом: в 1996 году смертность на 1000 жителей составляла 14,9; в 1997 - 1998 годах - 13,9; в 1999 году - 15,2; в 2000 году - 16,4. По имеющимся данным Министерства здравоохранения Свердловской области за 1999 год уровень смертности в Свердловской области превышает российский показатель: если в России он составил 14,7 на 1000 человек населения, то в Свердловской области - 15,2.


По сравнению с 1999 годом незначительно повысилась рождаемость: на 1000 человек населения коэффициент рождаемости за год вырос с 8,0 до 8,3, но это лишь на 50 процентов возмещает убыль населения от смертности. За последние 5 лет коэффициент рождаемости колебался в следующих пределах: в 1996 году - 8,3; в 1997 году - 8,1; в 1998 году - 8,5; в 1999 году - 8,0; в 2000 году - 8,3 (приложение 2, таблица 1).


Неблагополучное положение с рождаемостью подтверждает и тот факт, что показатель рождаемости - число родившихся детей на одну женщину фертильного возраста - составляет менее 1,18 против 2,14 - 2,15, то есть на 45 процентов ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения в Свердловской области.


Естественная убыль населения компенсируется частично миграционным приростом, если в 1999 году естественная убыль населения составляла 34071 человек, а миграционный прирост - 5834, то показатель замещения естественной убыли миграционным приростом составил 17,1 процента; в 2000 году - 37181, 7234, или 19,5 процента - соответственно.


Наблюдается устойчивая тенденция старения населения. Ежегодно за последние 3 года численность детей в возрасте до 18 лет снижается в среднем на 30 тыс. человек. Сокращается доля детей в общей численности населения: если в 1998 году она составляла 23,9 процента, в 1999 году - 23,4 процента, то в 2000 году - 22,9 процента.


В 2000 году отмечен незначительный рост регистрируемых браков по сравнению с 1999 годом: с 26117 до 26430 (на 1,2 процента). Общий коэффициент брачности остался весьма низким и не превысил 5,8 зарегистрированных браков на 1000 человек населения (в 1999 году - 5,7).


Сложившаяся в 1999 году тенденция сокращения числа бракоразводных процессов носила неустойчивый характер, если на 1000 заключенных браков пришлось в 1999 году - 666,1 бракоразводных процессов, то в 2000 году - 752,1. Отмечаемое в 1999 году снижение числа бракоразводных процессов с 18059 до 17397 (на 3,7 процента), в 2000 году сменилось его увеличением с 17397 до 19878 (на 14,3 процента). Общий коэффициент разводимости по сравнению с 1999 годом вырос с 3,8 бракоразводных процессов на 1000 человек населения до 4,3. Увеличилось число бракоразводных процессов с детьми: с 11463 - в 1999 году до 12100 - в 2000 году. Высокое число бракоразводных процессов способствует увеличению неполных семей, в результате чего в 2000 году из-за распада семей по причине развода 15085 несовершеннолетних детей остались без одного из родителей - это на 5,2 процента больше, чем в 1999 году.


Одной из причин образования неполных семей наряду с разводами и овдовением является внебрачная рождаемость. В 2000 году вне зарегистрированного брака родилось 12612 младенцев, или 33,2 процента от общего числа родившихся детей (в 1999 году - 12463 и 33,8 процента соответственно). Большая часть этих детей будет нуждаться в государственной поддержке.


Положительным фактором по сравнению с 1999 годом является рост зарегистрированных актов гражданского состояния "об установлении отцовства" - на 9,3 процента, в том числе "по решению суда" - на 38,4 процента. Несколько снизилось количество зарегистрированных актов гражданского состояния "об усыновлении", если в 1999 году их было 1003, то в 2000 году - 862 (на 14,1 процента меньше). Существующая тенденция свидетельствует о последовательно развивающихся изменениях в самом институте семьи.


Сокращается число многодетных семей. Так, по данным Министерства социальной защиты населения Свердловской области, на 1 января 2000 года состояло на учете около 32,5 тыс. многодетных семей, в них воспитывалось 107,3 тыс. детей, а на 1 января 2001 года - 26,8 тыс. семей и 98,0 тыс. детей соответственно. По сравнению с 1999 годом в 2000 году возросло число семей социального риска - с 94,9 до 97,8 тыс. семей.


В данном разделе был представлен срез основных демографических характеристик Свердловской области, сложившихся в 2000 году.


Подробный анализ положения детей в Свердловской области, а также меры, направленные на реальное обеспечение прав детей, их защиту и развитие, представлены в следующих разделах доклада.



Глава 3. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ


Важнейшими факторами, определяющими социально-экономическое положение детей в Свердловской области, являются общий уровень жизни и условия, в которых проживают дети.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»