(с изменениями на 2 февраля 2009 года)
(в ред. Указов Губернатора Свердловской области от 31.10.2000 N 632-УГ, от 27.11.2000 N 706-УГ, от 06.11.2003 N 602-УГ, от 02.02.2009 N 74-УГ)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
указа Губернатора Свердловской области от 15 мая 2024 года N 204-УГ
____________________________________________________________________
В Свердловской области сегодня серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков.
Увеличивается число безнадзорных детей. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Не снижается число детей, убежавших из учреждений государственного воспитания. Ряды безнадзорных пополняют многие выпускники этих учреждений, вопросы обеспечения деньгами, одеждой, жильем и трудоустройством которых по выпуску из них решаются неудовлетворительно.
Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних, имеющих аномалии в психике, они составляют до 30 проц. от числа правонарушителей.
Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. В области медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Не отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 24.07.98 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 06.09.93 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", решения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 07.07.98, Областного закона от 23.06.95 "О защите прав ребенка" и в целях реализации предложений Совета руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области от 14.07.98 постановляю:
1. Утвердить Концепцию совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области в современных условиях (прилагается).
2. Провести заседание Совета общественной безопасности при губернаторе Свердловской области в 1999 году, на котором обсудить вопросы выполнения законодательства Российской Федерации и Свердловской области по профилактике безнадзорности и преступности несовершеннолетних на территории Свердловской области.
3. Выйти с предложением к руководителям субъектов Российской Федерации Уральского региона о создании постоянно действующего межрегионального координационного семинара по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав и законных интересов, в рамках Ассоциаций экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона.
4. Правительству Свердловской области (Воробьев А.П.):
4.1. Выступить государственным заказчиком и организовать разработку областной целевой программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Свердловской области в 1999 - 2000 годах с учетом утвержденной Концепции. В месячный срок со дня вступления данного Указа в силу представить разработанный проект областной целевой программы в фонд губернаторских программ для рассмотрения возможности придания ей статуса губернаторской.
4.2. Утратил силу. - Указ Губернатора Свердловской области от 02.02.2009 N 74-УГ.
4.3. Разработать проект соглашения между руководителями субъектов Российской Федерации Уральского региона об организации постоянно действующего межрегионального координационного семинара по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав и законных интересов в рамках Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона. Представить проект данного соглашения в срок до 1 ноября текущего года.
4.4. Организовать подготовку и проведение до конца 1998 года научно-практических конференций во всех управленческих округах области на тему "Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях".
Итоги обсуждения, выводы и предложения направить в Правительство Российской Федерации.
5. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на председателя Правительства Свердловской области Воробьева А.П.
6. Настоящий Указ опубликовать в "Областной газете".
Губернатор
Свердловской области
Э.Э.РОССЕЛЬ
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(в ред. Указов Губернатора Свердловской области от 27.11.2000 N 706-УГ, от 06.11.2003 N 602-УГ)
Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области в современных условиях ориентирована на решение следующих задач:
- преодоление тенденции роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков, обеспечение защиты их прав;
- формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации в обществе;
- создание правовых механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности.
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России и Свердловской области, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушения прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведет к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними;
- рост венерических заболеваний у несовершеннолетних, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков:
- омоложение преступности;
- увеличение преступности среди девочек подросткового возраста;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих средств к существованию;
- рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушителей.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Свердловской области.
Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разноведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям группы риска.
За последние годы в Свердловской области проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого нового направления социальной политики. Однако недостаточная эффективность профилактической деятельности различных ведомств, отсутствие логически и организационно отработанной координации между ними снижают результативность их совместных усилий.
Остро обозначилась проблема социального сиротства и защиты детей от жестокости и насилия в семье, от безответственного отношения деморализованных родителей к здоровью и воспитанию детей. Такие семьи относятся к группе социального риска, их характеризуют следующие неблагоприятные факторы:
- социально-экономические (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы; плохие жилищные условия либо полное их отсутствие);
- медико-социальные (инвалидность либо хронические заболевания детей, родителей или других членов семьи; вредные условия работы родителей и особенно матери; пренебрежение санитарно-гигиеническими правилами);
- социально-демографические (неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними родителями, с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями; педагогической несостоятельностью родителей или их низким образовательным уровнем);
- криминальные (аморальный и паразитический обрез жизни, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной среды); алкоголизм и наркомания.
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, однако указывает на большую степень вероятности этих отклонений, возрастающей по мере углубления факторов риска.
Недостаточное внимание уделяется социально-правовому и медико-социальному патронажу семей группы риска, что приводит к их дальнейшей деморализации и распаду.
Органы местного самоуправления, на которые законодательно возложена обязанность защищать права и интересы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в силу недостаточной правовой и организационной оформленности выполняют эти функции неудовлетворительно.
При существующем положении сотрудники органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществлять социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять в полном объеме весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечивать полноценную защиту прав и интересов детей.
Серьезные недостатки имеются в работе учреждений здравоохранения по охране репродуктивного здоровья подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков, дезадаптированных детей и подростков с нервно-психическими заболеваниями. Подростки 15 - 17-летнего возраста, психическое здоровье которых в связи с проблемами полового созревания требует особого внимания, недостаточно охвачены влиянием учреждений здравоохранения.
Медленно расширяется сеть наркологических учреждений для несовершеннолетних, практически отсутствуют специальные учреждения для лечения подростков от алкоголизма.