Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2004 ГОДЫ

Приложение 3 к Программе
(Приложение 1 к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 19 декабря 2000 г. N 99/1)

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2000-2004 ГОДЫ

Город Екатеринбург в условиях структурной перестройки экономики является несомненной "региональной столицей" наряду с Новосибирском, Нижним Новгородом, Самарой.

Внутриконтинентальное положение Екатеринбурга определяет стратегическую линию развития города через освоение новых трансконтинентальных авиатрасс, обеспечение включенности в мировую систему телекоммуникаций, мировой рынок информации и технологий, дальнейшее использование геополитических и геостратегических преимуществ, в том числе и в деле дальнейшего освоения Европейского Севера, Западной Сибири и Урала.

Современная перестройка Екатеринбурга отражает изменение его функций в сторону усиления непроизводственных отраслей, сферы услуг (в том числе торговой и финансово - банковской деятельности, операций с недвижимостью и т. п.). Концентрирующая роль Екатеринбурга как крупнейшего города Свердловской области наиболее ярко проявляется в размещении в нем финансовых учреждений, бирж, аудиторских служб, юридических контор, рекламных агентств, учреждений социальной сферы и др.

Екатеринбург сегодня активно использует для своего социально экономического роста не столько выгоды своего микрогеополитического положения, сколько макрорасположения. Город все больше развивается как региональный центр, катализатор дальних связей. Сегодня здесь расположены представительства более чем 180 фирм США, Германии, Великобритании, Японии, Венгрии, Китая и др. В Екатеринбурге действуют Генеральное консульство США, торговое представительство Великобритании. В период становления рыночных отношений подвергается естественной трансформации промышленный комплекс города. На российском фоне Екатеринбург выделяется как крупный научно - просветительский, транспортный и политический узел, крупный культурный центр, ведущий центр торговли, обеспечивающий деловые связи между Европой и Азией, один из важнейших узлов экспортно - импортных операций в России, сильный финансовый и банковский центр. ОН ПОСТЕПЕННО ПЕРЕРАСТАЕТ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО - ХОЗЯЙСТВЕННО - КУЛЬТУРНОГО В ПРОМЫШЛЕННЫЙ, ФИНАНСОВО - НАУЧНЫЙ И ИНФОРМАЦИОННО - КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС.

Екатеринбургский научный комплекс переживает структурную реорганизацию, базирующуюся на современных системах ускоренного информационного обмена. ПО ПРОГНОЗАМ ДЛЯ ЕКАТЕРИНБУРГА РАЗВИТИЕ И ТРАНСФЕРТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ, ЧЕМ ТРАНСФЕРТ МНОГИХ ВИДОВ ТОВАРОВ. ПОЭТОМУ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫХОДЯТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА. По количеству государственных вузов (16, в том числе 5 университетов) Екатеринбург находится на первом месте среди крупнейших городов страны. После многолетнего падения численности студентов начались ее стабилизация и рост (в 1998 году численность студентов составила 98,4 тыс. чел. против 80,8 тыс. в 1990 г. и 69,6 в 1993 году). Расширяется подготовка аспирантов и докторантов.

Подобная перестройка, несомненно, сказывается и на состоянии социального заказа системе образования города, на специфике развития содержания образования. Для построения городской образовательной системы совершенно необходим учет историко культурного и природно - географического своеобразия региона в целом и города в частности. ОЧЕВИДНО, ЧТО НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА ВООБЩЕ И ДАЖЕ НЕ ТОЛЬКО РОССИЯНИНА, НО И ЕКАТЕРИНБУРЖЦА В ЧАСТНОСТИ, КУЛЬТИВИРОВАТЬ ЗЕМЛЯЧЕСКИЕ ЧУВСТВА. Не менее важно осмыслить такую задачу, как восстановление естественных духовных связей человека и его непосредственной жизненной среды. Такая связь возможна лишь там, где окружающая среда в восприятии человека приобретает историческое, культурное и личностно - значимое измерение. ТАКОЙ ПОДХОД ПОЗВОЛИТ ПРЕВРАТИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОРАЗВИТИЯ ГОРОДА ПОСРЕДСТВОМ ШИРОКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ СУБЪЕКТАМИ. Поэтому образование было и остается одним из важнейших приоритетов в деятельности муниципалитета. Эта деятельность основывается на принципах обеспечения гарантий бесплатности и общедоступности образования в соответствии с российским законодательством, его вариативности и адаптивности, эффективности и ответственности руководителей всех уровней за обеспечение развития сферы образования.

Среди внутренних факторов развития Екатеринбурга важную роль играет ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ. Динамика изменения количества населения города является одним из индикаторов происходящих перемен, вызванных экономическими, институциональными и иными изменениями (таблица 1 Приложения 3 к Программе).