Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Происходящая в последние годы социально - экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур, в том числе в крупном промышленном городе, каким является Екатеринбург.

Реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели приспособиться к новым условиям жизни.

В переходный к рыночным отношениям период произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание, а также ухудшилось здоровье людей. Усугубляется кризис института семьи, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно - этические нормы и традиции. Усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, правовой и моральной незащищенности. Снижается роль семьи в воспитании детей. В этих условиях особое значение имеют изучение состояния и сохранение здоровья такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья.

Именно семья, ее интересы должны стоять в центре социальной политики. Такой подход является ключом к ослаблению негативных последствий реформирования общества.

Органы местного самоуправления города Екатеринбурга разделяют идеологию и стратегию семейной политики, разработанную Организацией Объединенных наций, и оценивают концепцию ООН как адекватную общемировому консенсусу взглядов на семью.

Екатеринбургская концепция разработана с учетом опыта адаптации федеральной концепции семейной политики к региональным и муниципальным условиям жизнедеятельности семьи в России. В основу концепции заложены результаты наиболее эффективных научно исследовательских фамилистических проектов, выполненных НИИ семьи, социологическими и экономическими факультетами Московского, Санкт - Петербургского, Екатеринбургского классических государственных университетов, Институтов УрО РАН, Институтов социальной работы Москвы и Екатеринбурга, Уральской академии государственной службы.

С появлением документа "Семейная политика в РСФСР" в 1991 г. семейная политика впервые стала рассматриваться официально как часть социальной. В конце 90-х годов встала задача создания системы семейной политики в РФ, составной частью которой стала система семейной политики муниципального образования. Кроме того, в стране стал интенсивно складываться мощный потенциал негосударственных субъектов семейной политики в различных формах.

Проведенный анализ документов и материалов федеральных и областных министерств и ведомств (включая отчеты об участии и подготовке и проведении Международного года семьи) свидетельствует о том, что в целом их деятельность (за исключением Минтруда), связанная с проблемами семьи, не носит системного характера и ограничивается в основном отдельными мероприятиями. Многие из них не проводят целенаправленной работы в этой области. В ведомственных учреждениях, как правило, интересы семьи не учитываются, не проводится фамилистическая экспертиза принимаемых мер и их воздействия на жизнедеятельность семьи.

В целом в стране функции семейной политики не отработаны и целенаправленно не включены в систему деятельности органов власти и управления. Этот вывод подтверждается следующими положениями доклада "О положении семей в Российской Федерации": "Если попытаться коротко сформулировать наиболее серьезные проблемы в области управления государственной семейной политикой, то важнейшими из них являются несогласованность, бесконечные изменения, запутанность организационных структур управления и дефицит высокопрофессиональных кадров специалистов".

Постоянное ухудшение социально - экономического положения семей, острый кризис их жизнедеятельности, возрастающая в обществе социальная напряженность потребовали усиления внимания к проблемам семейной политики от региональных и местных органов власти.

Законодательной основой для становления и развития региональной (муниципальной) семейной политики стало положение Конституции страны (статья 72, часть 1, пункты "ж" и "к") об отнесении к предметам совместного ведения РФ координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, а также семейного законодательства.

Принятые в развитие Конституции Указ Президента Российской Федерации "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" и Концепция государственной национальной политики в отношении семьи, женщин и детей предусматривают правовое разграничение полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, реализацию принципа дополнительности, предполагающего выполнение ими тех полномочий, которые они в состоянии реализовать.

Впервые в практике социальной политики представляется возможным использовать реальные потенциал и ресурсы крупного муниципального образования столичного масштаба (не имеющего статус субъекта федерации) в целях создания условий для успешной реализации всего комплекса функций семьи как социального института и социальной группы.

Семейная политика Муниципального образования "Город Екатеринбург" (МО "Город Екатеринбург") соответствует системе государственных документов о семейной политике: 1. Основы законодательства Российской Федерации о государственной семейной политике; 2. Государственный доклад о положении семей в Российской Федерации; 3. Концепция государственной семейной политики; 4. Основные направления государственной семейной политики (программа действий на среднесрочный период); 5. Целевые федеральные программы поддержки социально уязвимых категорий семей; 6. Положение о государственной фамилистической экспертизе. 7. Положение о многофункциональной государственной системе информации "Семья".

Концепция и основные направления семейной политики Екатеринбурга разработаны в соответствии с требованиями законодательных актов Свердловской области. Важнейшие из них Областной закон Свердловской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области отдельными государственными полномочиями" от 20 декабря 1996 г. в ст. 1. п. 4 прямо указывает на необходимость разработки органами местного самоуправления муниципальных образований программ муниципального образования с учетом социально - экономических, экологических, культурных и демографических особенностей. Областная целевая программа "Семья" (Государственная семейная политика в Свердловской области) на 1999 г. содержит комплекс конкретных мероприятий по социальной защите и поддержке семьи.

Систему осуществления государственной семейной политики предстоит создать на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, что требует комплексной разработки ее правового, программного, научно - информационного, организационно управленческого, кадрового, ресурсного обеспечения.

В связи с этим концепция семейной политики Екатеринбурга должна определить стратегию, цели, принципы семейной политики в рамках юрисдикции (социально - правового пространства МО "Город Екатеринбург"), что соответствует принципам и нормам государственного муниципального управления.

Концепция семейной политики Екатеринбурга содержит основные направления семейной политики в среднесрочной перспективе. В ней заложены основы для разработки нормативной базы в области развития и защиты семей всех типов, определены основные подходы к решению проблем семьи. Данную компетенцию закрепляет Устав города Екатеринбурга, Решение N 88 от 10.03.99 Коллегии администрации города "Об основных направлениях семейной политики в г. Екатеринбург".

Концепция разработана с учетом социально - экономического положения семьи в Екатеринбурге и опирается на Прогноз социально экономического развития г. Екатеринбурга на 1999 г. (постановление Главы города Екатеринбурга от 22.12.98 г.).